РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


УДК 371.3:51:004.9
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ю.Е. ЗОННЕНБЕРГ
Омский государственный педагогический университет
Научный руководитель ‒ доктор пед. наук, профессор каф. математики методики обучения математике В.А.ДалингерАннотация
В статье рассматривается понятие творческого мышления, показана необходимость его формирования у учащихся, раскрываются возможности комплекса средств для информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), направленных на развитие творческого мышления учащихся.
С самого начала жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество. Развитие творческого мышления учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Творческое мышление предполагает не только умение рассуждать последовательно и доказательно, с соблюдением законов логики, но и способность обнаруживать в рассуждениях логические ошибки и подвергать их квалифицированному анализу.
Проблемой развития творческого мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов , А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Ж. Пиаже и др.), которые углубили теорию развития мышления и научно обосновали целесообразность решения творческих задач.
Для современной школы важной проблемой является развитие творческого мышления учащихся. Главная цель каждого учителя ‒ научить школьников творчески мыслить, что обеспечить более успешное всестороннее и гармоничное развитие личности.
Предмет геометрии оказывает сильное влияние на развитие творческих навыков учащихся. Решение геометрических задач требует креативных подходов.
Использование ИКТ в процессе обучения позволяет открыть широкие перспективы для развития творческого мышления учащихся. При использовании ИКТ современный урок геометрии переходит на новый уровень: расширяются возможности иллюстративного сопровождения урока; совершенствуется разработка и подготовка творческих работ, проектов; используются различные формы обучения и виды деятельности в рамках одного занятия.
Однако проблема использования ИКТ как средства развития творческого мышления на уроках геометрии еще не полностью решена: не разработаны темы и задачи, способствующие максимальному развитию творческого мышления; не разработана методика использования компьютерных средств обучения при формировании и развитии творческого мышления учащихся в процессе обучения решению задач по геометрии.
В связи с этим актуальна проблема, связанная с созданием комплекса средств для ИКТ (электронные пособия, обучающие программы, презентации MS PowerPoint, интерактивная доска).
В работе нами широко используются мультимедийные лекции и лабораторные практикумы. На мультимедийных лекциях учитель излагает учебный материал, передавая часть своих функций компьютеру, что усиливает воздействие на учащихся и способствует усвоению ими учебного материала. На лабораторном практикуме нами использовались различные обучающие программы, которые предназначены для создания точных, аккуратных, динамичных чертежей. Также с помощью этих программ мы выполнили пространственные манипуляции с объектами. На лабораторном практикуме мы использовали и другие электронные учебные материалы.
Нами были использованы следующие формы работы: решение задач с выбором ответа и разбором решения, выполнение тестов, поиск в Интернете дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ, выполнение индивидуальных творческих заданий.
Анализируя опыт использования комплекта средств для ИКТ на уроках геометрии, мы убедились в том, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать следующих целей: развивать творческое мышление школьников, стимулировать их познавательную активность, повышать интерес к изучаемому предмету, формировать навыки работы с компьютером, активизировать коллективную работу и проведение самостоятельных исследований.
6159593345
Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ‒М.: Педагогика, 1991. ‒480 с.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/В.В. Давыдов.‒ М.: Педагогика, 1986. ‒249 с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев.‒ М.: Изд-во МГУ, 1981. ‒ 584с.