Классный час для учащихся 3-4 классов « Мы помним, мы гордимся»


Классный час «Мы помним, мы гордимся!» в 4 классе
Цели и задачи:
- знакомить с историей России в годы Великой Отечественной войны;
- развивать речь, мышление, выразительность чтения;
- расширять словарный запас;
- воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа.- способствовать формированию патриотизма.
- познакомить детей с ветераном ВОВ…
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, рисунки, фотографии, презентация.
Учитель:
- Как называется наша Родина?. Назовите столицу России.
Сегодня мы поговорим об истории нашей Родины. Чтобы рассказать всю историю России нам бы понадобилось очень много времени. Поэтому мы затронем только 1941-1945 годы. Вы знаете, что это за годы? С каким страшным историческим событием они связаны?
Ответы детей.

Учитель:
- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый . (слайд 1,1а )
1 ученик:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
Учитель:
- Девятого мая отмечается День Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Этой знаменательной дате и посвящается сегодняшний праздник. (слайд 2)

Разрешите представить нашего дорогого гостя – ветерана ВОВ….
__________________________________________________________________
Дети приветствуют ветерана ВОВ стоя с аплодисментами.
2 ученик:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
3 ученик:
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
4 ученик:
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45- м, в мае.
5 ученик:
Казалось, было холодно цветам ,И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли.
6 чтец:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной ,Всего, каких – то 5 минут осталось.
Учитель:
- Это произошло 22 июня 1941 года в 4,15 утра. Мирная жизнь была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в рабстве, ради спасения своей Родины, весь народ от мала до велика поднялся за ее защиту. Вступил в смертельный и неравный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Звучит песня «Священная война» (отрывок)
Ученик 7:
Летней ночью, на рассвете.
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Ученик 8:
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного.
Ученик 9:
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода И Россия дорога!
Ученик 10:
От бескрайней равнины Сибирской
До Полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий русский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну.
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя –
Знамя правды своей водрузил.
Учитель:
- Осенью 1941 года враги подошли к столице — Москве. Командующим обороной был назначен маршал Георгий Константинович Жуков, (слайд 3) талантливый, опытный и смелый полководец. Солдаты под его командованием совершили подвиг — они отбросили фашистов от Москвы, не дали им захватить и разрушить столицу, разгромили немецкие войска.

Дети в солдатских шинелях хором читают.
Они отстояли столицу
В тот 41-й год.
Смелого пуля боится!
Смелого штык не берет!
Учитель:
- Но война не закончилась! Много еще было тяжелых кровопролитных сражений. Перелом в Великой Отечественной войне наступил после Сталинградской битвы. Был в городе Сталинграде дом Павлова (слайд 4),

многие его защитники погибли в боях, но дом устоял и не сдался врагам. Домом Павлова это здание назвали по фамилии сержанта, защищавшего дом.
Девочка читает стихотворение «Дом Павлова».
Дом Павлова в Сталинграде
Чудом лишь уцелел
В огненном водопаде,
В вихре смертельных стрел.
Бомбы рвались и снаряды,
Земля превратилась в ад,
Слышались гул канонады,
Взрывы мин и гранат.
Много здесь смерть скосила
Юных русских ребят,
Но с неослабною силой
В доме строчил автомат.
Падал солдат. Поднимался
На смену ему другой.
Дом Павлова не сдавался
И выиграл трудный бой.
Учитель:
- Но до Берлина было еще далеко. Почти четыре года 1418 дней шла эта война.
Немцы быстро продвигались вперед, не жалея ни стариков, ни детей. Женщин, детей, угоняли в концентрационные лагеря, где заставляли их работать.
Стариков убивали. Расстреливали, сжигали целыми деревнями.
Бомбили наши города.
Каждый день войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества, стойкости, верности своей Родине.
Несмотря на храбрость наших солдат, фашисты все ближе подходили к Москве. Фраза политрука Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» обошла весь фронт. И не отступили.
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
Учитель:
- Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (слайд 5)

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.
Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ученик 11:
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)
Учитель:
- Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.
Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"(Т.С. Ивлева, полиграфист.)
Ученик. “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл….. (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механик) Рассказы учеников о пионерах-героях.
Учитель:
- Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. (слайд 6)


Ученик:
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Учитель:
- Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. (слайд 7 )

Ученик:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Учитель:
- Женщины не только трудились в тылу.. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. (слайд 8,9,10)


Ученик:
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:"Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!"
-Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
Учитель:
- Около 27 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.
И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.
Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев. (слайд 11, 12,13)



9 мая 1945 года фашисты подписали капитуляцию. На земле настал мир. Пережив все ужасы войны, люди должны были понять, как это страшно, когда погибают близкие, дети. Но и сейчас где-нибудь слышаться взрывы, идут бои и снова умирают, гибнут люди.
И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!
В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Много бойцов не вернулось с фронта живыми. Мы склоняем головы перед величием подвига русского солдата. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу жизнь. Прошу всех встать!
Видео « Минута молчания»
Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют! (слайд 14)
В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну (слайд 15,16,17, 18)


Дети читают слова благодарности ветеранам!
Ученик1.Спасибо вам, ветераны,-
                 Солдаты минувшей войны –
                За ваши тяжелые раны,
                За ваши тревожные сны.
Ученик2. За то, что Отчизну спасли вы,
                 Сыновьему долгу верны,
                 Спасибо, родные, спасибо,
                 От тех, кто не знает войны.
Ученик 3. Дорогие ветераны!
                  Желаем вам счастья, здоровья!
                  Пусть сбудутся ваши мечты.
                  И с искренней нашей любовью
                  Примите живые цветы!
Дети дарят цветы ветерану.
Учитель:
Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.
Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.
Ученик:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ученик:
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда! (все дети хором)
В конце праздника дети поют песню « Этот день победы».