К презентации Содержание, методы и формы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонения в поведении


Слайд1 Содержание, методы и формы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонения в поведении
            Изменения, в течение последних лет происходящие в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения учащихся внутри образовательного учреждения. Как показывает практика, оно позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой. Под сопровождением развития ребенка понимается метод взаимодействия специалистов с ребёнком, направленный на решение или предупреждение возникновения  проблем его развития.Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка. Его основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, непрерывность, открытость, гуманизация, индивидуализация.
Считаем, что организация сопровождения в школе - необходимое условие эффективного обучения и воспитания ребенка, помогающая осуществлять успешную адаптацию к школе не только детей, но и их родителей.
Традиционно проблема сопровождения учащихся в образовательном процессе рассматривается в психолого-педагогическом и медико-социальном аспекте. Причем объектом такого сопровождения, как правило, называется ребенок, уже имеющий те или иные проблемы социального характера обусловленные особенностями психического развития или нарушением физического здоровья.
Слайд 2 Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее ППМС) – это структурное подразделение МБОУ «Школа №68». Она создана для оказания помощи обучающимся (воспитанникам), имеющим трудности в усвоении образовательных программ, проблемы психологической, социальной адаптации, проблемы медицинского и юридического характера. Основная цель службы ППМС - сопровождения: координация усилий и действий всех участников образовательного процесса с целью оказания помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития.
Слайд 3 Основными задачами службы ППМС – сопровождения в МБОУ «Школа №68» являются:
оказание помощи обучающимся (воспитанникам), испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам;
В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей - представителей различных этических и субкультурных общностей), в соответствии с различными норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной. В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, повышают низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, -так и в достаточно новой для проблемы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков сотрудничества, разрешения конфликтов.
профилактика аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков;
разработка и профессиональное сопровождение специалистами ППМС – службы комплексных, личностно-ориентированных коррекционных и реабилитационных программ для обучающихся (воспитанников).
Слайд Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития, учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
• Формирование установок на здоровый образ жизни;
• Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
• Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинга, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.).
Позитивный опыт в этом направлении накоплен в системе «Школ здоровья». Оригинальный блок психологического сопровождения обучения здоровому образу жизни включен в образовательную программу «Здоровье».
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в обществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др. Совершение подобных ситуаций требует как работы с окружением ребенка - по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по' развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.
Задача психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа - определение готовности к обучению к школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотиваций, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временном перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классных руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и рашития. Основная цель их деятельности развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуации.
Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте - -объединенными в службу, консилиум и т.д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими-' первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
Возможным вариантом является сопровождение образовательного процесса специалистами ППМС-центра на основе договора с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и в воспитании .личности и учебных групп, вносит соответствующие предложенияруководству, отдельньм работникам по управлению учреждением.
Уровень специализированного учреждения
На данном уровне оказывается специализированная помощь детям со сложными проблемами, предполагающими специалистов особой квалификации, комплексный (междисциплинарный) подход и особые условия для работы (наличие специального оборудования и .т.п.). Подобные возможности имеются в системе ППМС-центров, ППМК -комиссий.

Слайд 4 Основными направлениями деятельности службы ППМС – сопровождения являются:
диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей и подростков;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, социально-трудовой адаптации;
работа с обучающимися (воспитанниками) «группы риска»
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Основными принципами работы Службы являются
приоритет интересов ребенка;
непрерывный и комплексный подход в организации сопровождения;
работа по методу междисциплинарной команды;
рекомендательный характер оказания помощи и услуг.
Слайд 5. Основное направление в работе – это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся:
1.Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
2.Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.
Слайд 6. 3.Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.
Слайд 7 Карточка индивидуального изучения и учета подростка(может использоваться при постановке на внутришкольный учет)4.Рейды в неблагополучные семьи и выявление жилищно-бытовых условий.
5. Изучение положения подростка в коллективе.
Слайд 8 6.Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
Изучение интересов и способностей учащихся.
Выявление проблем семейного воспитания(наблюдение, беседы)
Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Слайд 9.
Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.
Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППМС – СЛУЖБЫ
ППМС – служба создана приказом директора школы.
Отношения между МБОУ «Школа №68» и социальными партнерами в рамках ППМС – сопровождения обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов определяются договором о сотрудничестве, заключенным между ними.
Содержание деятельности ППМС - службы определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми школой самостоятельно.
Организация деятельности службы ППМС - сопровождения школы регламентируется планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно.
Слайд 10. УЧАСТНИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участниками коррекционной деятельности, осуществляемого службой ППМС - сопровождения, являются обучающиеся (воспитанники), их родители (законные представители), педагоги-психологи, учитель-логопед, медицинский работник, а также другие специалисты службы ППМС- сопровождения школы.
Объектами ППМС сопровождения могут стать обучающиеся, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), по направлению учителя или других специалистов ОУ (психолога, медицинского работника и др.):
с высокой степенью педагогической запущенности, дети «особой педагогической заботы»;
с нарушением эмоционально – волевой сферы;
дети «группы риска»;
часто болеющие;
из неполных, асоциальных семей;
с аддиктивным и девиантным поведением;
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия и др.
дети с ОВЗ.
Руководство Службой осуществляет ее куратор, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, где четко определены функции всех специалистов. К деятельности Службы могут привлекаться учителя, классные руководители, воспитатели ГПД, родители обучающихся, руководители кружков (секций) и другие заинтересованные лица.
ППМС – сопровождение указанных категорий обучающихся осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося.
Осуществлять деятельность по ППМС – сопровождению обучающихся в ОУ могут только специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Педагог – психолог службы ППМС – сопровождения осуществляет диагностику уровня психического развития ребенка, его эмоционально – личностных особенностей, отклонений в поведении, характера семейных отношений; разрабатывает и осуществляет программу коррекционно – развивающих занятий; при необходимости направляет ребенка на консультацию к другим специалистам; занимается вопросами семейного консультирования, психологической профилактики и психологического просвещения детей, родителей и педагогов.
Классный руководитель ППМС – сопровождения ОУ осуществляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей; оказывает им социальную помощь; осуществляет связь с семьей, а также с различными органами и организациями – социальными партнерами ОУ; обеспечивает создание информационно – документальной базы о детях «группы риска» и «особой педагогической заботы».
Учитель-логопед службы ППМС – сопровождения ОУ осуществляет индивидуальную и/или групповую коррекционную работу с обучающимися (воспитанниками); определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефектов, причин их возникновения; осуществляет связь с семьей, с учреждениями здравоохранения, дефектологическими учреждениями для эффективности логопедической помощи; оказывает консультационную помощь учителям, воспитателям и родителям по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Медицинское сопровождение обучающихся в МБОУ «Школа №68» осуществляет специально закрепленный органом здравоохранения медицинский работник, который в рамках ППМС – сопровождения организует мероприятия лечебно – профилактического характера; оздоровительные мероприятия; консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании, алкоголизма, токсикомании и др. заболеваний. По вопросам медицинского сопровождения осуществляется сотрудничество с МУЗ ГБ на договорной основе.
Заместитель директора по внеклассной, внешкольной воспитательной работе осуществляет координирующую и организационную помощь по вопросам ППМС – сопровождения, является связующим звеном между администрацией и ППМС – службой в ОУ, а также осуществляет взаимодействие с социальными партнерами.
ППМС сопровождения, созданная в МБОУ «Школа №68» г. Казани, помогает решать многие типичные для современной школы проблемы. Это то место, куда приходят ученики, родители, учителя, классные руководители и представители администрации за помощью, информацией и поддержкой, и команда специалистов (педагоги-психологи, медицинские работники, учитель-логопед, учителя физической культуры, учителя-предметники ), которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой, руководствуясь в своей работе основным принципом: «Всегда на стороне ребёнка!».