Пути эффективного взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся


Пути эффективного взаимодействия
педагога-психолога с родителями обучающихсяСидорова Т.Д.
В Новороссийском социально-педагогическом колледже выстроена эффективная система взаимодействия педагога-психолога с родителями студентов. Работа ведется по следующим направлениям: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, социальное, досуговое, профилактика правонарушений.
Познавательное направление знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями студентов, а так же формирует у родителей навыки по их воспитанию. Реализуется это направление через общие и групповые собрания родителей, публичный отчет директора колледжа о текущих делах, о периоде адаптации студентов нового набора, а так же через консультации и индивидуальные беседы.
Информационно-аналитическое направление выявляет интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, устанавливает контакт между педагогами, родителями и студентами. По данному направлению проводятся: анкетирование, тестирование, оформление договора на получение второго образования в колледже, профориентационная работа с выпускниками, а так же сотрудничество с работодателями и социальными партнерами.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей информацию в доступной форме, призвать к ответственности за воспитание своих собственных детей, а так же повысить правовую грамотность родителей. Направление реализуется путем размещения нормативных документов на стендах, а так же на сайте колледжа. Так же родители могут ознакомиться с документацией, регламентирующей образовательный процесс в колледже в процессе подачи документов.
Социальное направление заключается в работе с детьми - сиротами, и детьми, оставшимися без попечения родителей. На сегодняшний день в колледже обучается 79 студентов данной категории. В этом направлении реализуется работа и со студентами с девиантным поведением, которая включает в себя работу с опекунами, законными представителями и родителями девиантных подростков. Это студенты, совершившие правонарушения, преступные действия (кража, разбой, драки). Работа с такими студентами требует особого подхода. Необходимо установить доверительный контакт и в то же время осуществлять непрерывный контроль за действиями студентов, а так же за их поведением. Реализуется через беседы, консультации, разбор проблем и поиски выходов из сложных ситуаций.
Досуговое направление позволяет установить теплые отношения между педагогами и родителями, а так же родителями и студентами. Родители принимают активное участие в общественной жизни колледжа.
Отдельным пунктом выделяется работа, направленная на профилактику правонарушений, повышение успеваемости и посещаемости студентов. Реализуется это направление через специальную процедуру Совета профилактики, создание группы молодежного патруля, активно участвующего в реализации федеральных и краевых законов, волонтерского движения, работы студенческого совета.
Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа:
1 этап – ежегодный анализ состава родительского контингента и составление социального паспорта группы (совместно с кураторами групп).
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, студентов, имеющих те или иные проблемы психологического плана.
Социально-психологическая служба, состоящая из заместителя директора по воспитательной работе, педагога-психолога и социальных педагогов проводит работу, в которой выявляются трудности в адаптации студентов, определяется уровень агрессивности, выявляются страхи и фобии, проводится диагностика и профилактика аутодеструктивного риска, обозначаются проблемы общения со сверстниками.
3 этап – анализ полученных данных и составляются базы данных для формирования плана взаимодействия педагогов колледжа с родителями на новый учебный год.
На сегодняшний день численность студентов очного отделения составляет около тысячи человек. Примерно 50% из них – иногородние. Работа заключается в решении проблем, возникающих с родственниками, у кого проживают студенты.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, ежемесячную, семестровую и работу по запросу.
Ведется мониторинг посещаемости занятий студентами. Кураторы ежедневно общаются с родителями студентов, допускающих пропуски занятий по неуважительной причине. Связь осуществляется через все возможные способы коммуникации – звонки по мобильным телефонам, смс, а так же посредством мессенжеров viber, whatsapp. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни студента в колледже и поддержания контакта с семьей.
Ежемесячно составляется ведомость пропусков студентов, с которой могут ознакомиться родители.
Семестровая работа заключается в предоставлении отчета об успеваемости студентов, а так же результатах промежуточной аттестации.
По запросу родителей с проблемными студентами встречаются все сотрудники социально – психологической службы, кураторы, приглашенные специалисты, такие как: сотрудники отдела по делам несовершеннолетних, психоневрологического или наркологического диспансеров. Темы и цели бесед отражаются в планах работы и опираются на материалы наблюдений, диагностики.
Работа педагога-психолога с родителями и студентами реализуется через: анкетирование, индивидуальные консультации по запросам, родительские собрания, посещение семей, а так же через проведение совместных бесед куратора, родителей и студентов.
Вся работа педагога-психолога фиксируется в журналах диагностики и консультаций, а так же в журнале групповой работы. Результаты тестирования и заключения хранятся отдельно, как и индивидуальные карты студентов.
В своей работе педагог-психолог может столкнуться со следующими особенностями работы молодого специалиста: необходимостью быстро установить доверительный контакт с родителями, необходимостью преодолеть недоверие родителей к профессии педагога-психолога и возможности сохранения им профессиональной тайны, а так же с возрастными различиями между молодым педагогом и родителями, и преодолении противоречий теоретических знаний молодого педагога и родительского практического опыта.В заключении стоит отметить, что только совместными усилиями всей социально - психологической службы и руководства колледжа можно добиться положительных результатов взаимодействия с родителями.