ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения»


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения»
(фрагмент тренинга для старшеклассников «Я – автор событий в своей жизни!»)
Обучающие цели:
Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;
Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Развивающие цели:
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания
Воспитательные цели:
Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.
Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами, мультимедийный проектор, ПК.
Этапы урока:
Знакомство.
Обозначение темы занятия.
Практикум. Определение правил эффективного общения через организацию групповой работы в сменных парах, группах.
Практикум. Моделирование ситуаций с учетом полученных знаний и опыта (работа в группах). Презентация работы в группах.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент.
Ведущий. Здравствуйте!
Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.
Известно высказывание Кристофера Морли, в котором он остроумно заметил, что
“Существует только один способ стать хорошим собеседником – это …» ?
Исходя из своего жизненного опыта как бы вы закончили это предложение? Как вы думаете, что имел в виду автор?
Ответы. Можно записать варианты ответов на доске
Ведущий. В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать”. Вы оказались правы в своих ответах.
Действительно, в этом высказывании содержится один из секретов эффективного общения -”уметь слушать”. Сегодня на нашем занятии мы с вами постараемся обобщить свои представления об эффективном общении и сформулировать правила, которые помогают этого достигнуть.
Как вы понимаете смысл словосочетания "эффективное общение"?
Ответы.
Ведущий. Действительно, эффективность общения определяется не только умением говорить, но еще умением слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. 

При первой встрече принято ?... знакомиться. Давайте и мы с вами познакомимся.
Знакомство.(передавать какой-либо предмет) Я вас попрошу назвать свое имя, а также любое качество, которое Вам в себе нравится.
Ведущий. Спасибо. Мне было приятно познакомиться с вами.
Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.
Упражнение «Слушатель».
Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.
Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к другу спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник - сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями.
Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет, в течение 30 сек. обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.
Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.
Ответы. Найдутся те, у кого произошло искажение информации.
Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?
Ответы. Не видели партнера,
То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!
Что еще мешало?
Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .
То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?
Ответы. Да.
Ведущий. В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” – значитфизически воспринимать звуки определенного значения.
Проговаривание схемы на слайде.
СЛУШАТЬ СЛЫШАТЬ
 “делать сознательное усилие физически воспринимать
услышать звук” или “обратить звуки определенного значения
на него внимание”, т.е. это волевой акт. Чтобы слушать, необходимо желание. Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.
Это еще одно правило эффективного общения
Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое — один говорит, другой слушает”. А для того, чтобы уметь слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить Эмпатию – это еще одно правило.
Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.
Упражнение “Дистанция”.
Цель: игра, направленная на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия.
Инструкция. Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.
Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?
Примечание. Выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным. Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.
Ведущий. Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость – дальность отношений друг с другом через дистанцию в буквальном смысле слова – через расстояние в пространстве.
Все участники двигаются хаотично по кабинету, подходя к разным участникам на такое расстояние, которое будет комфортным для обоих. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнять молча. Участники двигаются, определяются. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать.
Запомните, пожалуйста, свои дистанции и разойдитесь...
Обсуждение. Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда определяли расстояние? Постигло ли вас разочарование? Или, напротив, вас это обрадовало? Старались ли вы угадать, как могли стать участники группы, или просто переводили свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах? Как вы понимали, что данное расстояние комфортно для вас и для партнера?
Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта?Можете ли вы назвать следующее правило?
Учитывать язык поз и жестов, дистанцию в общении
Всегда ли достаточно только жестов и мимики?
Ответы. (Нет).
Важна обратная связь – вербально, то есть слова!
Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.
Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.
“Я правильно вас понял …”“Я правильно вас услышал, что …”“Разрешите я уточню …”
"Хотелось бы уточнить..."и т.д.
Ведущий. Посмотрите, (на слайде сформулированные правила) какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?
Записать на доске недостающие правила.
Ведущий.Большую часть времени мы проводим в коллективе, и выполняем деятельность по решению как индивидуальных, так и коллективных задач. Сейчас мы смоделируем коллективное взаимодействие.
Упражнение "Фигуры"Цель:Эта игра на пространственное воображение и внимательность. В ходе игры можно отследить многие моменты важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т.д.
Время 10-15 минут
Ресурсы: веревка длиной равной 1м*количество участников.
Группа делится произвольно на 2 части. Одной из них завязывают глаза, они – исполнители, другая- наблюдатели.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать.
Задание выполнено? Откройте глаза.
Обсуждение. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?Выслушиваем ответы. Но не комментируем их.Ведущий. Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Можно группам предложить поменяться местами, и учитывая опыт – построить свою фигуру.
Итоги упражнения
Вы довольны результатом группы?
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Обсуждение. Что было важно? (слышать и слушать, проявлять инициативу, принимать решение группы, ...)Наблюдатели делятся увиденным.
Какое правило еще сформулируем?
Не перебивать
Не оценивать собеседника
Правила, которые мы с вами сформулировали, имеют место быть в жизни?
Ответы. Да.
Работа в группах.
Выводы, к которым мы сегодня пришли, являются для вас абсолютно новыми?
Ответы. Нет. Общепринятые правила.
Ведущий. Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п. В психологии общения эти правила называются правилами активного слушания.
В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок.
И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.
Вы будете работать в группах по 3 - 4 человека, каждая группа получает задание (Приложение 1)- исходя из ситуации, составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута.
Представление результатов работы в группах.
Подведение итогов. С какими трудностями вы столкнулись?На ваш взгляд, какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?
В каких еще жизненных ситуациях возможно применить правила эффективного общения? Предложите свои варианты.
Ответы.
Подведение итогов. Рефлексия.
«Синквейн» - получение обратной связи.
Инструкция. Итоги я предлагаю подвести следующим образом. С помощью синквейна. Возможно кто – то из вас знаком с такой формой, кто - то получит новый опыт..
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Обсуждение
Ведущий. Спасибо за занятие. Вы были для меня приятными собеседниками, хорошими слушателями. Надеюсь, опыт полученный на занятии, поможет вам чувствовать себя более уверенно и комфортно в общении с разными людьми, в разных ситуациях. На память о нашей встрече, я хотела бы вам оставить Памятки о правилах эффективного общения. (Приложение 2).
Возможно, для кого- то из вас будет важно поделиться своими наблюдениями за общением в разных ситуациях, переживаниями, я готова стать вашим «слушателем». Вы можете ими поделиться в форме электронного письма, или комментариев на сайте (они указаны в Памятках).
До свиданья! Успехов!

Приложение 1
Ситуация 1
«Соискатель» приходит в фирму на собеседование по объявлению о наборе кадров, в связи с расширением производства. Менеджер по кадрам заинтересован в квалифицированном работнике.
Постройте диалог «Менеджер» - «Соискатель» (кто ищет работу), используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ответы оформить на специальном бланке.
Ситуация 2
Идет урок по новой теме. «Ученик» опоздал на урок (10 минут).
Постройте диалог «учитель»- «ученик», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ответы оформить на специальном бланке.
Ситуация 3
«Подросток» обращается к «отцу» с просьбой отпустить его в гости к другу поиграть в компьютер. Отец изначально не настроен дать разрешение.
Постройте диалог «Сын» - «отец», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ответы оформить на специальном бланке.
Ситуация 4
Два подростка. Один из них не возвращает другому его компьютерный диск, хотя обещал вернуть, но обещание не сдержал.
Постройте диалог «подросток»- «подросток», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ответы можно оформить письменно.
Приложение 2
«Когда не понимаешь ты, становится скучно, когда не понимают тебя – обидно».
Э. Севрус
В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.В массе своей слушать мы не умеем и не любим. Между тем, какие залежи ценной информации можно получить от человека, который воспримет вас как внимательного и благодарного слушателя! Что же для этого нужно? Слушать.Не надо ни снисходить до кого-то, ни унижаться перед кем-то. Если вы научитесь общаться на равных, но с достоинством, с самыми разными группами людей, для вас в дальнейшем не станет сложным испытанием общение по телефону, отборочное собеседование, или первый день на новой работе.Итак, активное слушание предполагает:
ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.
заинтересованное отношение к собеседнику Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
при необходимости уточняющие вопросы Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …». получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»).Не давай советов.
Не давай оценок.
Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы и не перебивать
Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)
Взгляд(Доброжелательный, смотреть в глаза). Когда мы слушаем, мы смотрим в глаза собеседнику и слегка киваем головой в знак согласия. С чем же мы соглашаемся? Мы соглашаемся с тем, что человек имеет право высказывать свою позицию, а мы имеем право ее выслушать.
http://Учительский.сайт/Колчанова-Светлана-СергеевнаКивки. Никогда не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы! Вы заметите, что это легкое действие «раскручивает» Вашего коллегу, он проговаривает свою позицию более обстоятельно и развернуто, а Вы в этот момент способны более точно понять его.Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).
e-mail:kolcsvetlana@yandex.ru,