Памятка для учителя «Организация эффективного взаимодействия с родителями»

Памятка для учителя
«Организация эффективного взаимодействия с родителями»


Автор: Белых Валентина Евгеньевна, учитель начальных классов УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми.
Аннотация: статья знакомит с опытом работы педагога по организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся, включает в себя анкету для родителей «Расскажи о своём ребёнке».
Ключевые слова: родители, педагог, памятка, взаимодействие.


Гуманность является важнейшим принципом современного образования, определяющим отношения между участниками образовательного процесса.

Для эффективного взаимодействия с родителями учителю в своей работе необходимо следовать рекомендациям:

- создавать атмосферу поддержки, доброжелательности, что способствует благоприятному фону для взаимодействия с родителями, и это в конечном итоге помогает учащимся справиться со многими школьными проблемами;

- следует не выяснять отношения, а решать ситуации, связанные с конкретными проблемами в обучении и воспитании детей;

- нужно предъявлять разумные требования и их объяснение, ориентируясь на позитивные, а не негативные формулировки;

- учителю и родителю важно быть «на стороне ребёнка»;

-помнить, воспитание – это последовательность действий;

- важным является умение слушать и слышать, т. е. нужно уметь не только донести свою мысль до родителей, но и услышать их ответ, возражения, замечания. В этом случае помогают реплики: «Да, вы правы», «Да, я вас внимательно слушаю», «Мне это интересно» и т. д.;

- не менее важным является умение выражать и отстаивать свою позицию, мнение, предложить конструктивное решение проблемы;

- педагог должен знать, с какими отрицательными и положительными эмоциями сталкивается ученик в школе и дома (в этом поможет анкетирование
·«Расскажи о своём ребёнке»);

- для консультирования родителей необходимо приглашать на собрания психолога, заранее обговорив с ними интересующую тему.

Эффективными приёмами работы с родителями являются:

- участие психолога на родительских собраниях,
- проведение Дней открытых дверей (посещение уроков);
- организация совместного досуга обучающихся (привлечение родителей, бабушек, дедушек);
- проведение праздников с участием родителей, посвящённых знаменательным датам, с использованием сочинений, творческих работ учащихся, элементов театрализации (1-2 раза в квартал).

Анкета для родителей «Расскажи о своём ребёнке»
Что больше всего любит делать ваш ребёнок?
В какие игры и с кем он больше всего любит играть?
Что может вызвать у него наибольшую радость?
Что даётся трудно?
Что у ребёнка вызывает обиду, гнев, слёзы?
Какие действия и поступки вашего ребёнка вас беспокоят?
Часто ли капризничает ваш ребёнок? По какой причине?
В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, не можете справиться с ситуацией? Стараетесь ли вы избежать таких ситуаций или действуете иначе?
Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, школьного обучения интересуют вас больше всего?
Результаты могут быть ещё более информативными, если на вопросы анкеты ответят не только родители (папа и мама), но и сам ученик. Такие «перекрёстные» ответы на одни и те же вопросы дают возможность понять семейный климат.


Список литературы:

Журнал «Управление начальной школой», 2012 г., № 12.










15