Программа профессионального самообразования учителя татарского языка и литературы


   Утверждаю                      
директор МБОУ «Гимназия №25»
__________________С.В. Гаранина
                                              
 
 
 
Программа
профессионального самообразования учителя татарского языка и литературы МБОУ «Гимназия №25» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Шараповой Нурии Назиповны
 
    Программа разработана в соответствии с Программой развития МБОУ «Гимназия №25» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2020гг. «Развитие социального и человеческого капитала в условиях гуманитарной гимназии».
 
Тема самообразования: «Применение новых образовательных технологий в преподавании татарского языка и литературы»
 
Сроки реализации: 2015-2020гг.
 
Актуальность темы.
    Российская Федерация как один из ведущих субъектов международных отношений в начале XXI века стремится раскрыть свой инновационный потенциал, что нашло свое отражение в принятии Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, ряде других концептуальных документах.
Задачи инновационного развития, выдвигаемые в качестве приоритетов в период 2000 гг. не могли не найти отклика в Республике Татарстан, ведущем субъекте Российской Федерации, который неоднократно становился площадкой для различных смелых политических, социально-экономических, социокультурных и иных проектов. Конкретнее, это нашло свое воплощение в принятии Концепции «Татарстан 2030» (http://tatarstan2030.ru/).
Таким образом, исходя из вызовов современности, нового общественного заказа государства и общества, широкого развития ИКТ – технологий во все сферы жизни можно сделать вывод о том, что новая цель российского образования состоит в образовании и воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития творческого, инициативного, высоконравственного и ответственного, компетентного гражданина России
    Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные.
 
     Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя татарского языка и литературы.
 
     Задачи:
        изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
        изучить опыт педагогов, школы, района, республики, страны;
        овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
        вести мониторинг саморазвития школьников;
        обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
 
 
 
 
 
№№
п/п  
                        План мероприятий Примерный срок (год) реализации
           
              Повышение квалификации и профессиональная переподготовка  
1. Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах 2015– 2020
 
2. Прохождение курсов профессиональной переподготовки 3. Дополнительная профессиональная подготовка по программе «Intel – обучение для будущего». 4. Аттестация на высшую квалификационную категорию 5. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания. 7. Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, республики  
                Использование современных образовательных технологий
1. Использование возможностей Интернет на уроке. постоянно
2. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий постоянно
3. Широкое использование на уроках татарского языка и литературы электронных учебников Постоянно
4. Приобретение новых электронных учебников Систематич.
5. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении татарскому языку и литературе. Систематич.
 
 
6. Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по татарскому языку». Тестирование в сети Интернет. 2015-2016
7. Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий:
1) блочно-модульная система обучения татарскому языку с использованием опорных схем;
2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);
3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по татарскому языку и литературе с использованием тестов;
4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков;
5) дистанционные формы работы с учащимися;
6) проекты на уроках татарского языка и литературы. 2015-2016
 
 
  
 
 
8. Проведение экспериментальных уроков. По плану МО
9. Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. 2015-2016
 
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
1. Выступление перед коллегами на занятиях ММО, РМО, педсовете, конференции:
    1) «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по татарскому языку»;
    2) «Применение электронных носителей информации на уроках татарского языка и литературы»;
    3) «Составление авторского элективного курса для работы в профильных классах»;
    4) «Интернет и его возможности»;
    6) «Подготовка и проведение эксперимента в обучении татарского языка и литературы»
7) «Применение ЦОР на уроках татарского языка и литературы»
8) «Опыт лингвистического анализа краеведческого материала» 2015-2016
 
 
 
2. Проведение обучающего семинара, мастер-класса по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками….. 2015-2016
3. Проведение творческого отчета на занятии РМО учителей татарского языка и литературы. 2015-2016
4. Профессиональные публикации, брошюры, электронный урок  2015-16
5 Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования 2015-16
Участие в конкурсах профессионального мастерства
1. Участие в профессиональных конкурсах на районном и республиканском уровне  2015-16
 
 
2. Участие в научно-практических конференциях педагогических работников 2015-16
 
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время
1. Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ   2015-2016
2. Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования 2015-2016
3. Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционной олимпиаде по татарскому языку 2015-2016
4. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне. 2015-2016
5. Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. 2015-2016
 
 
6 Ведение мониторинга саморазвития школьников 2015-16
7 Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий ежегодно
 
Предполагаемый  результат.
1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  3,7, отсутствие неуспевающих).
2. Разработанные  программы  экспериментальной работы.
3. Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  школы, района.
4. Проведенные  мастер-классы  перед  учителями  школы, района.
5. Доклады  и  выступления.
6. Разработка  дидактических  материалов.
7. Разработка  и  проведение  уроков  по  инновационным  технологиям.
8. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.
10. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям.
12. Личная  методическая  веб-страница.
      Оценка эффективности проекта
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
уровень обучаемости и обученности школьников;
Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога.
 
План  профессионального самообразования учителя
татарского языка и литературы
МБОУ "Гимназия № 25" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Шараповой Нурии Назиповны
на 2015 – 2018 годы
Пояснительная записка.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически прохожу соответствующие курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальному плану развития своего профессионализма.
Перечень вопросов по самообразованию:
наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов;
работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата;
самоанализ и оценка своей творческой деятельности;
изучение педагогического опыта других преподавателей;
умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
В каждом классе, где преподаю татарский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Цель:
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание татарского языка и литературы.
Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ.
Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ и ГИА путем использования современных образовательных технологий.
Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
 
 
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации педагогической темы школы «Повышение качества образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий».
Тема: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках татарского языка и литературы как путь к личностному росту».  
№ План мероприятий Сроки Отметка о выполнении
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
1. Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Мэгариф», «Фэн hэм мэктэп» и др. 2015 – 2018
Систематически +
2. Повышение квалификации по предмету, курсы. 2017 -
3. Дистанционные курсы «Использование ЭОР в образовательной деятельности» 2015-16 -
4. Аттестация на первую квалификационную категорию 2017 -
5. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района в области обучения и воспитания. Систематически.
+
6. Участие в комиссиях предметных олимпиад, научно-практических конференций. 2015 - 2016 +
Использование современных образовательных технологий и ИКТ области обучения и воспитания
1. Изучение статей, брошюр передовиков – новаторов. Систематически +
2. Составление мультимедийных презентаций по предметам. 2015 – 2018 ежегодно +
3. Широкое использование на уроках татарского языка и литературы электронных учебников «1С Репетитор Татарский язык», «Готовимся к ЕГЭ» и др. Систематически.
+
4. Приобретение новых электронных учебников Систематически. +
5. Обзор в Интернете информации по татарскому языку и литературе, педагогике и психологии. Систематически. +
6. Создание персонального сайта. 2015 +
7. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками 2015 +
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
1. Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсовете:
    1) «Мультимедийная презентация «Обучение татарскому языку и литературе как неродному»;
    2) «Развитие креативности на уроках татарского языка и литературы» (РМО);
    3)«Применение ИКТ на уроках, технология создания авторских мультимедийных презентаций»; (педсовет)
    4)Обогащение творческой лаборатории учителя на уровне требований современности;
    5)Составление рабочих программ.
    6)Новые идеи и предложения по рациональной подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА. (ШМО)
Ежегодно
2015-16

2015-2018
2015 – 2018
Ежегодно
2015-2018
Ежегодно +
+
+
+
+
+
+
+
. 2. Мастер-класс «ИКТ на уроках» 2015 - 2016 +
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время
1. Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА во всех классах. 201 - 2018 +
2. Систематически пополнять папки с КИМ для ЕГЭ и ГИА на основании ежегодных изменений 2015 - 2018 +
3. Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционной олимпиадах и конкурсах 2015 – 2018 +
4. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районом уровне. 2015 - 2018 +
5. Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. 2015 - 2018 +