Выступление на семинаре Нетрадиционные формы сотрудничества семьи и школы


Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
В связи с этим, возникает вопрос: «На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте?» (Слайд 1)
На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам» (Слайд 2)
Дети у меня в классе из очень разных семей, у каждой свои проблемы и трудности. Учитывая то, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции, я выбираю не только традиционные, но и нетрадиционные формы работы с родителями.
Классные родительские собрания проводятся в форме: (Слайд 3)
А) «КРУГЛОГО СТОЛА» - «Трудности адаптации первоклассника», «Встреча взрослого и ребенка», « Детская агрессивность»; к организации и проведению таких встреч привлекаю родителей, психолога школы Ветлугаеву Ю.А., логопеда Ошкину Е.Н., социального педагога Т.Н. Войтенко.
Б) ДЕЛОВОЙ ИГРЫ с внесением элементов дидактических игр:
« Как помочь ребенку стать внимательным»; (Слайд 4)
Цель: научить приёмам развития внимания у младших школьников в условиях семейного воспитания.
Задачи:
Осмыслить важность развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
Выявить проблемы в развитии внимания.
Познакомить родителей с тренировочными упражнениями для детей по развитию у них произвольного внимания.
Вначале знакомлю родителей с самим понятием «внимание» и механизмами развития внимания у младших школьников. (Слайд 5)
Затем предлагаю участникам практикума, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания. Их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога (Слайд 6) (Используется методика Р.В. Овчаровой: «Запоминай порядок», «Заметить всё», «Ищи безостановочно») Потом родители оценивают себя как воспитателя собственного ребёнка (тест для родителей «Я и мой ребёнок»).
(Слайд 7) Возможно, кому-то придётся задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, кто-то поставит себе заслуженную «пятёрку» и утвердится в верности своей позиции.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок».
Вопросы Ответы
Можете ли вы Могу и всегда
так делаю Могу, но не
всегда так
поступаю Не могу
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком? А Б В
2.Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? А Б В
3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? А Б В
4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? А Б В
5.Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя? А Б В
6.Поставить себя на место ребёнка? А Б В
7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)? А Б В
8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? А Б В
9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? А Б В
10.Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В
11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться? Б В А
12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? А Б В
13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз? А Б В
В ходе изучения свойств внимания, (Слайд 8) родители заполняют правую графу таблицы, предложенной каждому участнику. (Слайд 9)

Свойства внимания Ваш совет по развитию каждого свойства внимания
Объём Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.
Устойчивость Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.
Переключаемость Разнообразить виды заданий.
Распределяемость Тренировка: одновременно говорить и писать.
Концентрированность Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

В заключение деятельностной игры родители осваивают ещё несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполняют эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома). В данном случае используется методика О.А.Степановой. (Слайд 10,11,12)
В) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:
«Моделирование воспитательной системы класса». (Слайд 13)
Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя. Большую помощь мне в обучении и воспитании учащихся оказывает родительский комитет, который выбирается на первом собрании и сохраняется с небольшими изменениями на весь период обучения детей. Исходя из целей и задач воспитательной системы класса, составляется план работы, который полностью реализуется.
Педагогическая мастерская - это также, форма  психолого-педагогического  просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической  культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом. 
В воспитательную работу класса стараюсь внедрять всевозможные проекты, которые направлены на совместную работу семьи и школы. (Слайд 14,15)
Например, ПРОЕКТ «УЧИМСЯ УСПЕШНОМУ ЧТЕНИЮ»
В настоящее время дети стали мало читать. Считаю, что нельзя воспитать у ребенка любовь к чтению, если родители сами не интересуются литературой. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания.  И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.
В данном проекте использую следующие формы работы:
Устный журнал «Что интересного в моей домашней библиотеке?»
Странички: «Самая старая книга в нашей семье» (готовят родители);«Что любили читать в детстве мои родители?»;
« Какие сказки мне читали в раннем детстве?»;
« Что я люблю читать сейчас?»
Цель: убедить одноклассников начать много читать
Праздник «Посвящение в читатели» Посвящаем  не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника изготавливаем красочные читательские дневники, в которые в течение года вписываем названия прочитанных книг. В мае подводим итоги и награждаем лучших грамотами «Читающая семья».
Поэтическая мастерская«Любимые стихи» Проводится конкурс стихов определенной тематики. Участвуют как дети, так и взрослые. Иногда выступления записываем на диск. В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом  мастерство участников растёт, темы мастерских меняются.
«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее» Цель: изготовить  коллаж на тему «Читающая семья».
Экскурсии Литературные  тематические экскурсии в городской библиотеке.
Игра-путешествие«В мире периодических изданий» Цель: знакомство с новинками периодической литературы.
Познавательную и воспитательную роль  также выполняют телевидение и Интернет. Но  телеэфир и сеть Интернет наполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры, как детей, так и родителей.
ПРОЕКТ «ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ» (Слайд 16)
Формы работы:
Творческая лаборатория «Учимся выбирать познавательную телепрограмму » На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей.
 Интеллектуальный ринг
« Компьютерные игры: за и против» Цель: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?
Путешествие по Глобальной сети Цель: Как сделать это общение в Интернете позитивным и полезным? Оградить детей от негативного воздействия сетевого общения.
Практическое занятие «Правила просмотра телепередач и  работы за компьютером» Цель: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на  медицинские исследования.
Разнообразить и повысить эффективность различных форм сотрудничества учителя и родителей в педагогическом процессе позволяет активное использование ИКТ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС « ИКТ. ЛИКБЕЗ РОДИТЕЛЕЙ» (Слайд 17)
Особенно широко оно используется при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся: умении собирать факты, их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности (Слайд 18) с детьми с использованием средств ИКТ способствует тому, что у родителей постепенно формируется потребность в расширении контактов со школой, они не только понимают суть информатизации образования в целом и образовательного процесса в школе, но и начинают активно осваивать информационное пространство школы. Вместе со своими детьми они овладевают навыками использования компьютера как современного средства обучения, учатся пользоваться ресурсами школьного сайта, получают оперативную информацию о расписании учебных и внеурочных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через школьный сайт, осуществляют Internet-общение с администрацией школы и учителями на форуме школьного сайта.
Родительский комитет моего класса организовал группу «ВКонтакте», где размещается важная информация для родителей, а также они имеют возможность обмениваться мнениями по вопросам воспитания и обучения своих детей.
СТАНЦИОННАЯ ИГРА
Часто использую в своей работе интересную форму коллективно-творческой  деятельности - станционную игру. (Слайд 19) Она может  быть  посвящена   спорту,   туризму,   раскрытию  творческих  способностей. Это - именно та форма, которую  педагог  может  наполнять  любым, необходимым  ему  содержанием. Увлекательно прошла в нашем классе станционная игра, посвященная Дню матери. (Слайд 20) На каждой станции ребята самостоятельно выполняли творческие задания: создавали поздравительные открытки для мам, собирали из отдельных частей пословицы, заранее подбирали и читали стихи.
ЭКСКУРСИИ
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение экскурсий.
На занятиях факультатива «Край, в котором мы живем» дети путешествуют и познают родной край. (Слайд 21) Экскурсии по городу, посещение музея на заводе « Нерпа» (слайд 22) и в ДК « Современник», плавательного бассейна « Дельфин» ветеринарной лечебницы, МСЧ-120,путешествия по памятным местам города Мурманска, знакомство с интересными людьми воспитывают и развивают (Слайд 23). Сбор материала, который относится к тому месту, где ты родился и живешь, имеет неоценимое значение. Учащиеся вместе с родителями подбирают материал для выступлений и сочинений, оформляют их в виде рефератов и презентаций.
Все перечисленные мною нетрадиционные формы работы с родителями дают положительные результаты. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Приятно то, что родители приходят в школу не только по вызову учителя, но часто и сами становятся организаторами интересных дел.
Я считаю, что взаимосвязь традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей в вопросах воспитания и образования обучающихся способствуют совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте.
Нетрадиционные формы сотрудничества
семьи и школы
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ ООШ № 269, ЗАТО Александровск
Полякова Любовь Константиновна
ноябрь,2015год