Научно-исследовательская работа. Тема: Влияния занятий лепки на развитие творческих способностей младших школьников.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества ст-цы ПетропавловскойНаучно-исследовательская работа.
Тема:
Влияния занятий лепки на развитие творческих способностей младших школьников.

Автор работы:
Педагог дополнительного образования
Костарнова Ольга Александровна
2016г
Введение.
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Поступая в школу, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в школу, владеет лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если во время ручного труда в школе чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время занятий лепки одинаково развиваются обе руки. Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества.
Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Лепка – это процесс создания изображения из мягкого пластического материала. К ней относятся процессы размягчения, уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и другие.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.Данная работа – это ещё одна попытка решения отмеченной проблемы развития творческих способностей младших школьников. Таким образом, актуальность данного исследования очевидна.
Цель исследования - изучить историю лепки; ознакомить с материалами лепки; изучить приёмы и технику лепки из солёного теста.
Объектом исследования данной работы является группа учащихся объединения «Тестопластика».
Предмет исследования: техника лепки.
Анализ решения проблемы позволил сформулировать гипотезу: последовательная и систематические занятия лепкой, действительно влияют на развитие творческих способностей учащихся, что благотворно отражается на процессе учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определились следующие задачи:
проанализировать имеющуюся теоретическую и методическую литературу;
показать приёмы и технику лепки из соленого теста;
провести экспериментальную работу лепки из соленого теста;
доказать влияние занятий лепкой на развитие творческих способностей младших школьников.
При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, описание, эксперимент, обобщение, поисковый метод.




История возникновения лепки
Лепка: история, виды.
Лепка – это создание различных скульптур из всевозможных пластичных, подходящих для этой цели материалов. Для лепки люди в разные времена применяли глину, воск, соленое тесто, пластилин. Сегодня лепят в основном из глины либо из пластилина, однако простым словом «лепка» вполне допустимо назвать сложный процесс создания скульптур, 7620201295элементов декора из мрамора, гипса, бронзы.
История лепки из глины.
Лепка, пожалуй, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину, вначале ею покрывали плетенные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Стали лепить посуду и статуэтки.
Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной.
В настоящее время лепка из всевозможных видов глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для миллионов взрослых и детей во всем мире. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие – лепка успокаивает, учит концентрироваться, сосредотачиваться, творить.
Лепка из теста – не менее древнее искусство.
Лепка из теста – искусство не менее древнее, однако все же менее распространенное, нежели лепка из глины. Разумеется, в древние времена люди лепили лепешки из муки и воды, чтобы их кушать. Их обжигали на огне или раскаленных камнях, и таким образом получился хлеб.
Однако лепкой из теста древние люди тоже занимались! Возможно, первыми, кто догадался это делать, были древние инки. Они лепили из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам. Есть сведения, что древние скифы (наши предки) тоже занимались лепкой фигурок из теста.
В Европе и Азии фигурный хлеб изготавливали ручным методом, без 370141594615применения вспомогательных материалов. В начале семнадцатого века в Китае из теста делали марионетки, ими игрались дети, и с их помощью устраивали своеобразные кукольные театры. У племен в Гималаях в средние века из воды и ячменной муки делали фигуры животных и людей, их тоже приносили в жертву богам.
Славяне усердно лепили из теста самые разные обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. На Рождество родным и друзьям дарили баранки и козочек из сладкого теста, такой подарок был знаком уважения и любви. Да и просто игрушки для детей много сотен лет делались из такого уникального материала, как соленое тесто.
В современной Греции и Испании из соленого теста делают хлебные венки, они являются символами урожая. В Словакии, Чехии, Польше большую популярность имеют картины, сделанные из соленого теста, окрашенного в разные цвета.
Сейчас из соленого теста с удовольствием лепят и дети, и взрослые, из него делают картины, украшения, кукол, статуэтки, посуду, елочные украшения и многое другое.
Лепка из гипса.
-422910167005Говоря о лепке, нельзя не упомянуть о столь значительном материале, как гипс. Изделия из него применялись много сотен лет для украшения интерьера. Первый такой декор из гипса возник в Древнем Египте, еще фараоны жили во дворцах, украшенных гипсовой лепниной. Было это в пятом-втором веках до нашей эры. Из гипса тогда делали наличники, колонны, дверные порталы. В сотом году до нашей эры гипс стали применять и в Древней Греции, лепнина там была более изящной и сложной. Тогда же появились и кессоны, ордерная система колон, гипсовые скульптуры.
В наши дни скульптура из гипса и гипсовый декор не менее популярны, чем в древние времена. Сегодня технологии позволяют сделать изделия в любом желаемом стиле, от барокко до хай-тэка. Самое главное в этом искусстве – придерживаться технологии и не выходить за рамки выбранного стиля.
История лепки из пластилина.
Пластилин - материал для лепки, состоящий из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих его высыханию. Само же название «пластилин» происходит от итальянского plastilina и  древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Пластилин – один из первых материалов для детского творчества, и к тому же самый простой способ организовать досуг ребенка.
Изобрели пластилин не так давно, это произошло в позапрошлом веке в Англии. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью придумать для своих учеников материал для лепки, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово, на заводах, раскрасили его с помощью красящих пигментов.
Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.
 Каким же должен быть хороший пластилин? Хороший пластилин не должен липнуть к рукам, крошиться и трескаться, в то же время он легко разминается и хорошо держит форму. Кроме обычного пластилина в наше время на прилавках магазинов можно встретить и всевозможные его разновидности: шариковый пластилин; пластилин, затвердевающий на воздухе; светящийся пластилин; скульптурный пластилин; пластилин на растительной основе для годовалых малышей и др.
Инструменты для лепки.
Хорошие инструменты и приспособления, нужные для осуществления творческого процесса, приносят радость и удовольствие от самой лепки, позволяют скрупулезно проработать детали определенной фигуры.
Важным инструментом для лепки является рабочая доска, которая служит не только для того, чтобы предохранить поверхность стола, но и для образования базовых форм. Исходные заготовки из массы для лепки, раскатанные на хорошей рабочей доске, имеют гладкую и ровную поверхность, чего весьма трудно добиться только руками. В продаже имеются специальные пластиковые доски для занятий лепкой. К же можно воспользоваться обычным ковриком для лепки.
Одним из главных инструментов при лепке является стека, которая должна быть легкой, небольшой, а главное – безопасной. В продаже имеются целые наборы стек различной формы, которые позволяют прорабатывать детали поделок из пластилина. Практически каждая коробка с пластилином содержит как минимум одну стеку из пластмассы, которой можно разрезать бруски материала на кусочки. Также можно пользоваться обычным одноразовым ножом из пластика, который имеет лезвие с мелкими зубцами или, наоборот, ровное, а обратная его кромка – прямая. Она может использоваться как линейка и для проработки определенных форм и пропорций.
Стеки изготавливают из пластмассы или дерева. Пластмассовой стекой очень удобно удалять прилипший к поверхности пластилин либо тесто, не боясь при этом поцарапать покрытие стола или пола.

Виды стек.
В некоторых случаях для разрезания бруска стека не подойдет, так как может потребоваться тонкий и точный разрез или расслоение. В таком случае пользуются резачком, который можно приобрести в магазине для творчества или изготовить самостоятельно. Таким резачком легко формовать тонкие заготовки для какой-либо поделки.

Самодельный резачок.
На пластилиновых заготовках, либо заготовках из теста, такие мелкие детали, как тонкие прожилки на листочках, глаза, узорные линии и пр. неудобно выполнять стекой, а лучше использовать для этого остро отточенный карандаш или зубочистку.
Пластмассовая скалочка – замечательный инструмент, которым очень удобно раскатывать пластилин на тонкие пластины. Такие скалочки могут входить в комплект с пластилином или продаваться отдельно. Самое главное, чтобы масса для лепки при работе не прилипала к ее поверхности.
Часто в комплекте к скалочке прилагается набор пластмассовых или металлических формочек. Они могут выполняться в виде фигурок различных животных, а также листьев, фруктов, овощей и пр. Готовые формочки – прекрасный вариант для тех, кто любит создавать объемные картины. К тому же формочки помогут выполнить фигурки из затвердевающего пластилина, либо теста, которые затем можно использовать для декорирования каких-либо поверхностей.
Для раскатывания ровных и длинных пластилиновых жгутиков или валиков пригодится деревянная или пластмассовая дощечка. А для того чтобы получить длинные и ровные жгутики, можно использовать одноразовый шприц без иглы.
Для хранения любой массы для лепки следует использовать пластиковые контейнеры или ведерки из-под майонеза. Так пластилин, либо тесто в них будет защищено от пыли и мусора. В таких контейнерах также удобно хранить небольшие поделки.
Для получения рельефной поверхности можно использовать пластмассовую расческу, которой удобно наносить, к примеру, волны на рельефной картине или прорисовывать ствол дерева.
Для выставки детских работ потребуется картон, который должен быть достаточно жестким для того, чтобы не прогнуться под тяжестью поделки или целой композиции.
Подставка из картона также предохранит поверхность полки от пятен. Для этой цели прекрасно подходят упаковочные коробки, которые можно сразу нарезать на отдельные заготовки. Для маленьких работ, например фигурки человека, можно использовать жестяную крышку для консервирования. Пластилин и тесто к ней прилипает легко, а сама крышка довольно устойчива на поверхности стола или полки.
Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани.
При занятиях лепкой следует предохранять одежду ребенка от пятен и кусочков материала, поэтому работать следует в специальном рабочем халате.
1.3. Правила поведения и меры предосторожности
При работе с тестом следует следить, чтобы оно не падало на пол, а лучше всего застелить пол вокруг мастера старыми газетами, которые потом можно будет просто выбросить и избавить себя от необходимости очищать с ковра и пола прилипший пластилин, либо тесто.
Нельзя брать массу для лепки в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду. После работы следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от теста руками, так как на предметах останутся жирные пятна.
Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.
После занятий лепкой всегда нужно убирать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от теста стекой, а с пола собрать все кусочки и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного теста.
Готовую или неготовую поделку убирать в коробку для поделок.
Стеки протирать чистой тряпкой и убирать в коробку или пакет.
Основные приёмы и техника лепки.
2.1. Основные приемы лепки.
Прежде чем приступить к лепке, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек массы между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного масс и выделяют её, придавая ей нужную форму.
Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата массы её оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек массы. 
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
2.2. Техника лепки из солёного теста.
Кусок массы для лепки, отделенный от бруска, попав в руки мастера, начинает оживать, и теперь ему можно придать любую форму. Предварительно массу следует хорошо размять в руках до такого состояния, чтобы из него легко было скатать самую простую форму – шар, конус или цилиндр.
Шар, пожалуй, основная форма, из которой легко получаются все остальные. Несмотря на то, что это самая простая форма, но скатать идеально ровный шар получится не сразу и не у каждого.
Шар большого диаметра (около 3–3,5 см) лучше катать на поверхности (рабочей доске) круговыми движениями ладони, но давить на комок следует так, чтобы постоянно чувствовать толщину материала под рукой. Катать массу по доске следует равномерно, касаясь каждой его точкой, и придавливать ладонью более выпуклые и толстые места для того, чтобы выровнять комок во всех направлениях. Придать идеальную форму шара комку также помогают глаза, которые хорошо знают его форму и всегда заметят неровности и ошибки.
-280035199390После того как шар скатан на доске, его следует обкатать в ладонях, для того чтобы он стал совершенно гладким. Каждый раз, катая в руках комок массы, получают совершенно другой шар по сравнению с предыдущим. Иногда шарики получаются похожими на яйцо или камешек с морского побережья, но со временем можно достигнуть идеальной формы; главное – постоянно тренировать руки, и тогда шары будут получаться идеальной формы.
Выполнение шара
234315-320040Цилиндр. Шар является главной из всех исходных форм, теперь из него может получиться цилиндр, для чего необходимо раскатать шар между ладоней в направлении туда-сюда. Такой цилиндр, скорее, будет похож на «колбаску» и подойдет для поделки, в которой не требуется идеальной формы цилиндр.
-137160328295Выполнение цилиндра руками.
Для того чтобы получить цилиндр с достаточно ровной и гладкой поверхностью, можно воспользоваться дощечкой, прокатывая кусок массы между двух поверхностей также в направлении туда-сюда.
Выполнение цилиндра с помощью дощечки.
-137160946785Цилиндр удобно раскатывать на доске прямыми пальцами рук, нажимая на его середину и перекатывая шар в направлении туда-сюда. Постепенно под давлением рук шар превратится в цилиндр. Раскатывая цилиндр на доске с помощью рук, можно получить достаточно гладкую и ровную поверхность. При раскатывании шара в цилиндр его длина увеличивается, а диаметр уменьшается, а для того чтобы цилиндр получился ровным, нужно равномерно нажимать на массу по всей длине. Пальцам рук следует своевременно менять свое положение и силу надавливания, для того чтобы добиться идеальной формы.
Катание продолжается до создания цилиндра нужного размера.
Выполнение цилиндра руками на дощечке.
1524032385Конус. Базовая форма конуса также получается из шарика. Для чего его кладут на доску и пальцами перекатывают одну половину шара по доске в направлении туда-сюда.
Выполнение конуса.
Одна часть шара сохранит первоначальную форму, а вторая вытянется и станет длиннее и тоньше. Таким образом, рабочая доска выполнит боковую поверхность конуса. При раскатывании шара в конус следует давить на пластилин не сильно и равномерно. Полученный конус сначала имеет сферическое основание, на котором он стоять не может, но такой конус можно использовать в качестве кроны дерева. А для того чтобы основание стало плоским и устойчивым на поверхности, необходимо пальцами взять конус за вершину, поставить выпуклым основанием на поверхность, слегка прижать и повернуть вокруг оси.
Пластина или лепешка.
Кажется, что нет ничего проще, чем раскатать любую массу для лепки в лепешку, но для этого также следует приложить старание и приобрести некоторый опыт. Пластина в большинстве случаев должна быть достаточно плоской, ровной, гладкой и одинаковой толщины. Очень удобно раскатывать пластину с помощью специальной скалочки, но если таковой нет, то можно воспользоваться любым пластмассовым предметом цилиндрической формы. В таком случае получается достаточно ровная и гладкая пластина, из которой стекой или формочками легко вырезать нужные детали.
-2038358890Пластину или лепешку можно выполнить руками, для чего следует изначально скатать шар нужного размера, а затем расплющить его руками – большим и указательным пальцами. При этом массу для лепки следует равномерно оттягивать во всех направлениях, для того чтобы получить аккуратную и одинаковую по толщине пластину. А для того чтобы поверхность пластины стала более ровной, ее нужно положить на рабочую доску и придавить сверху дощечкой.
Выполнение пластины: а – скалочкой, б – руками, в – дощечкой.
Жгуты и жгутики. Жгуты и жгутики получаются из исходной формы – цилиндров, для чего их раскатывают до нужной толщины и длины.
158115288925Пример поделки из жгутов.
При раскатывании длинного жгута средней толщины пользуются дощечкой или всей ладонью, стараясь равномерно надавливать на материал, для того чтобы получить ровную заготовку.
Маленькие тонкие жгутики раскатывают кончиками пальцев; и чем сильнее давить на массу, тем тоньше получится жгутик. Жгуты и жгутики часто используют в самых разных объемных поделках, из них прекрасно получаются контурные рисунки и узоры на различных поверхностях.
Полоска.
Полоски разной толщины, длины и ширины легко получить из скатанных жгутов, для чего их просто нужно расплющить руками, прокатать скалочкой или придавить дощечкой.
Для того чтобы большой кусок легче было размягчить, его следует разрезать на несколько более мелких и размять каждый в отдельности, а затем соединить в единый комок.
Неровные края полоски всегда можно подправить стекой. Ровные и аккуратные полоски можно получить, разрезав пластину стекой.
2.3 Способы лепки.
лепка вытягиванием;
лепка объёмных форм из отдельных частей;
модульная лепка ( используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка…);
дизайн предметов бытового назначения;
миниатюра;
налепные украшения ( их раскрашивание красками);
пластилиновая аппликация ( в т. ч. обратная);
мозаика из мелких шариков;
выкладывание жгутиками (витражная техника);
рисунок пластилиновыми мазками ( пластилинография);
создание фактурной поверхности;
отпечатки различными предметами на основе торцевание;
рельефы ( декоративные пластинки): барельеф, горельеф, контррельеф сграффито (многослойное процарапывание);
рисунок из пластилиновой ленты, жгутиков;
смешивание цветов (цветоведение).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
навыков контроля и самоконтроля.
Формы организации детей на занятиях разнообразны: индивидуальное выполнение, в парах, когда двое договариваются и планируют совместную деятельность, в группах, конвейером (для большой коллективной работы заранее делали различные заготовки).
При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в обучении диагностика всегда показывает высокий уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат - необычные, оригинальные выставки и творчество детей.
Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс.
Экспериментальная работа.
3.1 Виды работ.
Солёное тесто:

На занятиях:


Лепные заготовки:

Готовые работы из соленого теста:






В процессе работы с пластилином, старшие школьники:
292417544450-3683044450
Лауреаты первой и второй степени Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества «Пластилиновые фантазии»:
32575572390
1555750259715Работы из пластилина:
169735513227053895725359410-632460344170
3321685367665Дипломы:
-556895-6985
-741680545465
3573780278765-556895326390
Заключение
Как было сказано ранее, из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение. Целью моей работы было доказать на примере, что систематические и последовательные занятия лепкой имеют немаловажное значение на развитие творческих способностей младших школьников.
В процессе данной работы была проанализирована и проработана методическая и теоретическая литература. Детьми были изучены различные техники лепки и способы.
Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением нам удалось подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы: последовательная и систематическая лепка действительно влияет на развитие творческих способностей, что благоприятно отражается на процессе учебной деятельности.
Результаты исследовательской работы подтвердились, так как занятия лепкой благотворно влияют на процесс учебной деятельности. Более того, дополнительно были взяты несколько учеников среднего и старшего школьного возраста, и те же исследования я провела и с ними. Исследования показали так же положительные результаты благоприятного воздействия занятий лепкой на успехи в учебной деятельности и развитие в нескольких направлениях.
Для развития с психологической точки зрения
развивает пространственное, творческое мышление; способствует формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, общую ручную умелость; синхронизирует работу обеих рук;
Для эстетического развития:
Учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Для развития художественных способностей:
способствует творческому отношению к миру; формирует образное видение
формирует умение видеть и передавать пространственные отношения частей предмета изображения, элементов композиции
формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать и анализировать его;
формирует чувство пропорций и чувство пластики,
Для самовыражения:
лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах;
это самый непосредственный вид деятельности, т.к. уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами;
в лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов)
позволяет совмещать занятие и игру 
Для решения воспитательных задач:
бережное отношение к своей и чужой работе, а у родителей - к труду своего ребёнка
трудоспособность, т.к. ваяние требует длительной, кропотливой работы, воли и целеустремлённости.
Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Список литературы
1. Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», 2010. -219с.
2.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.
3. « Пластические искусства: краткий терминологический словарь».- М., 1995.
4. Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». - М., 2005.
5. Оралбекова Т. Ш. «Методическое пособие». – Ал. 1998.
6. Сухомлинский В. А «Педагогика»
7.Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)
8.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.
9.Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.
10.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.