Мониторинг индивидуальных образовательных достижений учащихся по предмету география (диагностика обученности)


Мониторинг индивидуальных образовательных достижений учащихся по предмету география (диагностика обученности)учитель: Михайлова Л.В.
Цели обучения должны формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Чтобы сделать цели диагностическими, а обучение воспроизводимым, цель должна быть идентифицируемой. В данном контексте целесообразна таксономия.
Личностные цели — осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
Предметные цели — формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.
Креативные цели — составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные цели — познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Таксономия Блума(когнитивная сфера — сфера универсальных учебных действий)
Категории и типы обобщенных учебных целей
(Интеллектуальные умения)
Категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостной теории. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих требований. Ученик знает:
Употребляемые термины;
Конкретные факты;
Методы и процедуры;
Основные понятия, правила, принципы.
Понимание Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование материала из одной формы в другую, перевод с одного языка на другой. В качестве показателя понимания может также служить интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:
Понимает правила, факты и принципы;
Интерпретирует словесный материал;
Интерпретирует схемы, графики, диаграммы;
Преобразует словесный материал в математические выражения;
Предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Применение Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:
Использует понятия и принципы в новых ситуациях;
Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
Демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Анализ Умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура. Сюда относятся: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения. Ученик:
Выделяет скрытые (неявные) предположения;
Видит ошибки и упущения в логике рассуждений:
Проводит различия между фактами и следствиями;
Оценивает значимость данных.
Синтез Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может служить сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схема для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур Ученик:
Пишет небольшое творческое сочинение;
Предлагает план проведения эксперимента;
Использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы;
Оценка Умение оценивать значение того или иного материала 9утверждения, вывода, данных, художественного произведения) для конкретных целей. Суждение ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствии намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему из вне (учителем). Предполагает достижение учебных результатов по всем предыдущим категориям плюс оценочные суждения, основанных на ясно очерченных критериях Ученик:
Оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
Оценивает соответствие вывода имеющимся данным;
Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
Б. Блум выделил следующие уровни: знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий и т. д.), понимание (понимание фактов, интерпретация материала, схем, преобразование словесного материала в математические выражения и т. д.). Уровень «знание — понимание» — это репродуктивный уровень знаний. Чтобы проверить знания этого уровня, мы используем задания типа: «решите», «прочитайте», «назовите», «перескажите», «объясните принцип действия». Согласитесь, эти задания «лидируют» в школе. Пожалуй, только задание типа «найди ошибку» выводит на уровень анализа, то есть на более высокий уровень мыслительной деятельности.
Продуктивный уровень знаний — применение (использование понятий в новых ситуациях, применение законов, процедур), анализ (выделение скрытых предположений, видение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями и т. д.), синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и т. п.), оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и т. д.). Важно оценивать не уровень подготовки ученика по учебному предмету (воспроизведение знаний), а уровень его умений анализировать, сравнивать и т. п. Эти интеллектуальные умения соответствуют достижению метапредметных результатов.
За когнитивными умениями следуют метакогнитивные: способность к планированию собственной учебной деятельности, к самоанализу, к самооценке, к самообразованию.
Таксономия Блума дала российским педагогам первый опыт формулировки целей урока через деятельность учащегося.
Форма учета индивидуальных достижений обучающихся
Диагностика обученности
по системе уровня познавательной деятельности
Обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и интеллектуальных умений, приобретенных за определенный период обучения.
Обученность – это и результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения.
Обученность – это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе дифференцированного обучения.
Показателями обученности являются уровни усвоения знаний и интеллектуальных умений.
В основу учета индивидуальных достижений обучающихся взят метод поуровневых контрольных работ, предложенный В.Н. Максимовой и Т.И. Дормидоновой, позволяющий оценить развитие интеллектуальных умений и обученность учащихся, обеспечивающий необходимую диагностичность, точность и воспроизводимость.
Диагностическая контрольная работа (ДКР) проводится в течение урока, составляется в двух вариантах, содержит 6 вопросов, объем отвечает требованиям методики преподавания предмета и позволяет отвести для проведения работы лишь часть урока. При всей кратности, лаконичности формулировок, задания позволяют проверить знание учащимися терминологии, причинно-следственных связей, фактического материала, номенклатуры.
Структура ДКР
Характер вопроса Уровень познавательной деятельности
На узнавание Репродуктивный
На понимание На применение Частично-поисковый
На анализ На синтез Системный
На оценку Задания частично-поискового и системного уровня познавательной деятельности должны требовать от школьников проявления гибкости, нешаблонности мышления, использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации, что соответствуют достижению метапредметных результатов.
Обработка результатов диагностической контрольной работы
(задания в ФИПИ)
ФИО ученика Тема и номер контрольной работы Интеллектуальные умения
Репродуктивный уровень познавательной деятельности:
«3» «удовлетворительно»
(предметные задания) Продуктивный уровень познавательной деятельности
предметные или метапредметные умения продуктивного характера
(задания на применение, анализ, синтез, оценку (метапредметные задания)Познавательные УУД
Частично-поисковый
«4» «хорошо»
Системный
«5» «отлично»
Знания
(1 балл) Понимание
(2 балла) Применение
(3 балла) Анализ
(4 балла) Синтез
(5 баллов) Оценка
(6 баллов) Сумма баллов, оценка
- Акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности;
— предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты;
--- учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, быть ориентированной на зону ближайшего развития ребенка.
Перевод набранных баллов на пятибалльную систему оценки:
Учащийся, выполнив контрольную работу, может набрать 21 балл – 100% обученности.
0-9 б (0-50%) – «2»;
10-13 б (51-71%) – «3»;
14-17 б (72-87%) – «4»;
18-21 б (88-100%) – «5».
Исследование ведется на уровне учителя. Единица измерения является «ученик».
Исследование ведется на уровне школы. Единица измерения является «класс».
Обработка результатов проведения ДКР
Диагностическая контрольная работа проверяется учителем, который заполняет лист анализа ДКР – результат – коэффициент обученности.
Вычисление параметров, входящих в таблицу 1:
Коэффициенты обученности по уровням:
Y1= количество баллов по 1вопросу/максимальное количество баллов по вопросу (цена одного вопроса =1 балл) (репродуктивный).
Y2= количество баллов по 2 вопросу/максимальное количество баллов по вопросу (цена одного вопроса =2 балла) (репродуктивный).
Y3= количество баллов по 3 вопросу/максимальное количество баллов по вопросу (цена одного вопроса =3 балла) (частично-поисковый).
Y4= количество баллов по 4 вопросу/максимальное количество баллов по вопросу (цена одного вопроса =4 балла) (частично-поисковый).
Y5= количество баллов по 5 вопросу/максимальное количество баллов по вопросу (цена одного вопроса =5 балла) (системный).
Y6= количество баллов по 6 вопросу/максимальное количество баллов по вопросу (цена одного вопроса =6 балла) (системный).
Коэффициент обученности по данному предмету в данном классе:
К(максимальный К=1) = Y1+Y2+Y3+Y4+Y5+Y6
6 (количество вопросов)Лист анализа Диагностической контрольной работы (ДКР) по географии
Анализ ДКР
по системе уровня познавательной деятельности
В 5 А классе
По списку: 17 чел.
Писало работу: 15 чел.
Учитель географии Михайлова Л.В.
Дата: 28.10.15г.
Тема ДКР №1: «Что изучает география»
ФИО Y1 Y2 Y3 Y4 Y5 Y6 Сумма баллов
Мах= 21 Отметка
1. 1 2 3 3 5 5 19 5
2. о о о о о о 0 0
3. о о о о о о 0 0
4. 1 2 3 3 3 4 16 4
5. 1 2 3 3 3 4 16 4
6. 1 2 3 3 4 4 17 4
6. 1 2 3 3 4 5 17 4
8. 1 2 3 3 3 5 15 4
9. 1 2 3 3 4 5 17 4
10. 1 2 2 3 3 4 15 4
11. 1 1 2 2 3 3 12 3
12. 1 2 3 3 4 5 18 5
13. 1 2 3 3 4 4 17 4
14. 1 2 3 3 4 4 17 4
15. 1 2 3 4 5 5 20 5
16. 1 2 3 3 5 5 19 5
17. 1 2 3 3 4 5 18 5
Сумма баллов
Коэффициент обученности
МАХ=1 1,0 1,93
0,96
2,86
0,95
3
0,75
3,8
0,77
4,46
0,74
16, 84
0,86
«о» - отсутствовал
К обученности = 0,86 по теме «Что изучает география»
Анализ и корректировка по уровням познавательной деятельности:
С заданиями репродуктивного уровня класс справился.
С заданиями частично-поискового и системного уровней возникли у класса проблемы. Рекомендации:
Для класса: на уроках больше давать задания на интеллектуальные умения: анализ, синтез, оценку.
Для каждого ученика подобрать индивидуальные задания с учетом полученных результатов.