Программа по педагогике для студентов отделения Дошкольное образование.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Педагогика
44.02.01 Дошкольное образование
Нягань, 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы учебной дисциплины «Педагогика» АУ СПО Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа, разработчик Окоттэтто З.С.; Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Согласовано:
на заседании ПЦК
«Гуманитарных наук»
Протокол №______
от «______» ____________2015г.
Председатель ПЦК
________________В.В. Дмитриева Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский технологический колледж»
__________________ М.Г.Штепина
Разработчик:
Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж» _________________Э.Ш. Шабанова
СОДЕРЖАНИЕ
№ Наименование раздела Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 8
3. Условия реализации учебной дисциплины 31
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 33
5 Оценочные средства 39
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Педагогика
(наименование дисциплины)
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО 44.02.01 Дошкольное образование
с получением среднего (полного) общего образования, разработанной
в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
У.1. определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
У.2. анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
У.3. находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
У.4. ориентироваться в современных проблемах образования, в том числе дошкольного, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
З.1. взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
З.2. место дошкольного образования в системе образования;
З.3. значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
З.4. принципы обучения и воспитания;
З.5. особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования;
З.6. особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных видов дошкольных образовательных учреждений;
З.7. формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и специфику применения при работе с детьми дошкольного возраста;
З.8. особенности обучения в разных возрастных группах дошкольников;
З.9. психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения и воспитания;
З.10. основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, в том числе обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
З.11. понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
З.12. особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
З.13. средства контроля и оценки качества образования;
З.14. психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога, воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
З.15. вопросы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Формируемые профессиональные компетенции:
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
2. Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 150 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 50 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ Виды учебной работы Объем часов
1 Максимальная учебная нагрузка (всего) 150
2 Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 100
В том числе: Лабораторные работы 10
Практические занятия 34
Контрольные работы *
3 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 50
Указываются виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). *
*
*
Итоговая аттестация в форме экзамена
*)указать объем часов
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _________Педагогика___________________________________
( наименование дисциплины)
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся Объем часов Дата Самостоятельная работа Уровень освоения
1 2 3 4 5 7
Раздел 1. Общие основы педагогики Тема 1.1. Введение. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
Подтема, содержание учебного материала 2-2 1
1. Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды. Роль и место педагога в век информационного общества. Повышение требований общества к педагогу на современном этапе. Самостоятельная работа№1: Сочинение «Я и моя профессия». 1 2
Тема 1.2.
Характеристика педагогической деятельности.
Подтема, содержание учебного материала 2-4 1
1. Социальная значимость профессии педагога. Характеристика педагогической деятельности.
Педагог в современном дошкольном учреждении. Личностные качества педагога. Педагогические умения. Самостоятельная работа №2: Выдающиеся педагоги прошлого. Развитие педагогической мысли в России. 1 3
Тема 1.3. Возникновение и развитие педагогики.
Подтема, содержание учебного материала 2-6 1
1. Возникновение и развитие педагогической науки. Педагогика в общей системе научного знания, ее место в системе гуманитарных и естественных наук. Самостоятельная работа№3: Развитие педагогической мысли в России. Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. 1 3
Тема 1.4.Предмет педагогики как науки.
Подтема, содержание учебного материала 2-8 2
1 Педагогика – как наука, ее предмет и задачи, методы. Основные педагогические понятия: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование, социализация. Взаимосвязь понятий. 3
Практическое занятие №1: Письменная контрольная работа по пройденным темам. 2-10 Самостоятельная работа№4: Педагогические принципы. 1 3
Тема 1.5. Целостный педагогический процесс как предмет изучения в педагогике.
Подтема, содержание учебного материала 2-12 1
1 Воспитание, обучение и развитие. Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Условия эффективности педагогического процесса. Самостоятельная работа №5: Направления модернизации педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация. 2 2
Тема 1.6.
Понятие о биологических и социальных факторах развития.
Подтема, содержание учебного материала 2-14 1
1 Природное и общественное в развитии человека. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Взаимосвязь развития и воспитания. 2
Практическое занятие №2: Подбор примеров влияния разнообразных факторов на развитие человека ( на основе изучения художественной и педагогической литературы). 2-16 Самостоятельная работа№6: Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка: Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка. 2 3
Тема 1.7.
Развитие системы образования в России. Подтема, содержание учебного материала 2-18 1
Принципы государственной образовательной политики Понятие и структура образовательно – воспитательной системы общества: образовательные стандарты и образовательные программы, система образовательных учреждений, органы управления образованием. Практическое занятие №3: Устный опрос по пройденным темам 1.4. - 1.6. 2-20 3
Самостоятельная работа№7: Изучение Закона Российской Федерации «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка» 2 3
Раздел 2. Общие основы дошкольной педагогики. Тема 2.1.
Дошкольная педагогика как наука.
Подтема, содержание учебного материала 2-22 1
1 Дошкольная педагогика как наука об образовании и воспитании детей от рождения до поступления в школу. Предмет и методы дошкольной педагогики. Ребенок как объект дошкольной педагогики. Значение и уникальность дошкольного возраста. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого и современности о значении воспитания в первые годы жизни. Самостоятельная работа№8: Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук, связь с другими науками. 2 2
Тема 2.2.
Цели и задачи дошкольного образования.
Подтема, содержание учебного материала 2-24 1
1 Цели и задачи дошкольного образования. Источники дошкольной педагогики: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого, экспериментальные исследования, данные смежных наук, лучший практический опыт инновационного воспитания детей в образовательных учреждениях и семье.
Изучение и обобщение опыта практической деятельности. Внедрение результатов педагогических исследований в практику. Прогнозирование развития дошкольного образования. Необходимость развития фундаментальных и прикладных исследований. Интеграционный подход к решению современных проблем дошкольного образования. Тема 2.3.
Программы дошкольного образования
Подтема, содержание учебного материала 2-26 1
1 Программа – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Соответствие программы государственному образовательному стандарту и ведущим положениям Концепции дошкольного воспитания. История создания программы. Принципы построения программы, ее структура. Обновление программно-методических документов дошкольного образования на современном этапе. Подходы классификации видов программ. Практическое занятие №4: Анализ примерных программ по дошкольному образованию 2-28 3
Практическое занятие №5: Письменная контрольная работа по второму разделу. 2-30 3
Самостоятельная работа№9: Федеральные государственные требования к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ. 2 3
Раздел 3. Содержание и методика воспитания детей. Тема 3.1. Содержание и методика физического воспитания детей.
Подтема, содержание учебного материала 2-32 1
1 Основы теории физического воспитания детей. Понятия «физическое воспитание» и «физическое развитие».
Задачи физического воспитания: оздоровительные; воспитательные; образовательные. Взаимосвязь задач.
Виды и формы работы по физическому воспитанию детей.
Методы и средства физического воспитания: оздоровительные силы природы; физические упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения; художественные средства; гигиенические и социально – бытовые факторы; режим занятий, отдыха, питания, сна. Практическое занятие №6: Сравнительный анализ усложнения объема КГН в разных возрастных группах на основе программ воспитания и обучения. 2-34 3
Самостоятельная работа №10:Сообщение на тему: «Как воспитать здорового ребенка». 2 2
Тема 3.2.
Умственное воспитание.
Подтема, содержание учебного материала 2-36 1
1 Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Факторы, определяющие умственное развитие. Задачи умственного воспитания.
Ведущая роль взрослого в умственном развитии ребенка. Формы образования дошкольников: фронтальные, групповые, индивидуальные. Личностно – деятельностный и проблемный характер обучения дошкольников. Практическое занятие №7: Планирование системы дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей одной из возрастных групп. 2-38 3
Самостоятельная работа№11: Современные концепции дошкольного образования по проблемам умственного воспитания и обучения детей. 2 2
Тема 3.3.
Значение сенсорной культуры для интеллектуального развития ребенка.
Подтема, содержание учебного материала 2-40 1
1.
2. Значение сенсорной культуры для интеллектуального развития ребенка. Воспитание познавательной активности и любознательности.
Средства умственного воспитания: ознакомление с окружающим, игра, труд, обучение, деятельность детей, наблюдения, произведения духовной и материальной культуры. Самостоятельная работа№12: Сообщение на тему «Сенсорное воспитание в дидактической системе детского сада». 2 3
Тема 3.4.
Нравственное воспитание.
Подтема, содержание учебного материала 2-42 1
1 Основы теории нравственного воспитания детей. Понятия «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Подходы к определению задач нравственного воспитания.
Средства нравственного воспитания детей.
Методы нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. Условия нравственного воспитания.
Роль игры, труда, занятий в нравственном воспитании детей. Учет индивидуальности нравственного развития детей. Практическое занятие №8: Анализ норм, правил и культуры поведения для детей разных возрастных групп на основе программ воспитания и обучения.
Планирование системы работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию положительного отношения к родным и близким, родной природе, родному городу, защитникам Отечества, своей Родине (по выбору студента). 2-44 Самостоятельная работа№13: Определение задачи и содержания нравственного воспитания по современным концепциям дошкольного образования. 2 2
Тема 3.5. Содержание и методика нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Подтема, содержание учебного материала 2-46 1
1. Содержание нравственного воспитания. Воспитание гуманности. Воспитание коллективизма. Воспитание начал патриотизма и гражданственности. Самостоятельная работа№14: Сообщение о современных проблемах патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2 2
Тема 3.6.
Эстетическое воспитание.
Подтема, содержание учебного материала 2-48 1
1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи эстетического воспитания.
Условия и средства эстетического воспитания: эстетика быта, природа, искусство, праздники и развлечения, художественная деятельность, игры, обучение, труд. Практическое занятие №9: Контрольная работа по темам: 3.1 – 3.4 2-50 3
Самостоятельная работа№15: Изучите содержание эстетического воспитания в разных программах для дошкольного учреждения. 2 2
Тема 3.7. Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования.
Подтема, содержание учебного материала 2-52 1
1. Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования. Подходы к классификации форм организации эстетического воспитания детей: по принципу управления деятельностью детей, по способу объединения детей, по видам деятельности.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей. Самостоятельная работа№16: Разработайте занятие с детьми старшего возраста на основе принципа синтеза искусств. 2 2
Тема 3.8. Воспитание детей в деятельности.
Подтема, содержание учебного материала 2-54 1
1 Деятельность как фактор всестороннего и целостного развития ребенка. Основные виды деятельности дошкольников: общение, игра, учебно- познавательная, трудовая, художественная.
Игра – основной вид самостоятельной творческой деятельности дошкольников: значение, место игры в жизни ребенка. Практическое занятие №10: Роль и место ведущей деятельности в развитии ребенка на определенном возрастном этапе. 2-56 3
Самостоятельная работа №17: Компьютерные игры. Требования к использованию компьютера в дошкольном учреждении. Игры и игрушки в семейном воспитании детей. 2 3
Тема 3.9. Классификация детских игр их своеобразие.
Подтема, содержание учебного материала 2-58 1
1. Классификация детских игр их своеобразие. Структура игры. Наличие целей, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Условия для своевременного возникновения игровой деятельности. Методы руководства разными играми. 2
Самостоятельная работа №18: Изучение темы: Игрушка. Роль игрушки в жизни ребенка. Требования к игрушкам для детей. Подбор игрушек для детей разных возрастных групп. 2 Тема 3.10.
Трудовое воспитание.
Подтема, содержание учебного материала 2-60 1
1 Значение трудового воспитания в жизни дошкольников. Задачи трудового воспитания.
Содержание (виды) труда дошкольников. Формы организации труда.
Условия и средства трудового воспитания дошкольников. Практическое занятие №11: Устный опрос по пройденной теме 3.6. 2-62 3
Самостоятельная работа №19: Составьте сценарий праздника труда для конкретной возрастной группы и для всего дошкольного учреждения. 2 2
Тема 3.11.
Содержание (виды) труда дошкольников. Формы организации труда.
Подтема, содержание учебного материала 2-64 1
1. Содержание (виды) труда дошкольников. Формы организации труда.
Условия и средства трудового воспитания дошкольников. 3
Самостоятельная работа №20: Подберите материал для ознакомления детей с жизнью и деятельностью одного из российских изобретателей. 2 Раздел 4. Обучение детей раннего и дошкольного возраста. Тема 4.1. Теоретические основы обучения. Подтема, содержание учебного материала 2-66 1
1 Общее понятие о дидактике. Дошкольная дидактика.
Процесс обучения. Практическое занятие №12: Устный опрос по пройденной теме. 2-68 3
Самостоятельная работа №21: Придумайте проблемную ситуацию, которую можно создать при обучении детей (возраст – на выбор), опишите технологию ее решения. 2 2
Тема 4.2.
Принципы обучения. Модели и типы обучения.
Подтема, содержание учебного материала 2-70 1
1.
2. Принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, научности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, принцип обучения на высоком уровне сложности, принцип осознания процесса обучения. Личностно-ориентированная модель обучения. Проблемное и опосредованное обучение. Самостоятельная работа №22: Вспомните слова Л.С. Выгодского о том, что «обучение ведет за собой развитие». Каким требованиям должно отвечать обучение, которое имел в виду известный психолог? 2 2
Тема 4.3.
Методы и формы организации обучения. Подтема, содержание учебного материала 2-72 1
1 Понятие о методах и приемах обучения.
Практические, наглядные, словесные, игровые методы.
Понятие об организационных формах обучения. Экскурсия как форма обучения.
Особенности обучения детей раннего возраста. Практическое занятие №13: Устный опрос по пройденной теме 3.8. 2-74 3
Самостоятельная работа №23: Объясните, как вы понимаете взаимодействие методов и приемов обучения. 2 2
Тема 4.4. Подтема, содержание учебного материала 2-76 1
Организация жизни детей в образовательном учреждении.
1 Организация целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Значение планирования воспитательно-образовательной работы. Учет возраста детей, знаний их индивидуальных особенностей, уровень освоения действий и деятельности. Зависимость характера организации педагогического процесса от типа дошкольного учреждения, ведущей программы.
Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах в первой и второй половине дня. Сочетание игр, занятий, продуктивной, самостоятельной деятельности детей, обеспечение достаточной двигательной активности, объединение их общим содержанием. Лабораторная работа №1: Конспекты занятий по « Нравственному воспитанию» дошкольников. 2-78 3
Самостоятельная работа №24: Изучите содержание эстетического воспитания в разных программах для дошкольного учреждения. 2 2
Лабораторная работа №2: Конспекты занятий по «Эстетическому воспитанию» дошкольников. 2-80 Самостоятельная работа №25:Составьте схему «Задачи умственного воспитания дошкольников». 2 2
Лабораторная работа№3: Конспекты занятий по «Умственному воспитанию» дошкольников. 2-82 Самостоятельная работа №26: Изучите статью А.Д. Шатовой в книге «Воспитание дошкольников в труде». 2 2
Лабораторная работа №4: Конспекты занятий по «Трудовому воспитанию» дошкольников. 2-84 Практическое занятие №15: Значение планирования воспитательно-образовательной работы. 2-86 2
Раздел 5. Детский сад, семья и школа. Тема 5.1.
Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.
Подтема, содержание учебного материала 2-88 1
1. Понятие преемственности. Преемственность как обеспечение непрерывности воспитательно-образовательного процесса, способствующего развитию личности ребенка. Основные направления преемственности. Практическое занятие №16: Изучение системы требований, предъявляемых школой к выпускнику детского сада. 2-90 3
Самостоятельная работа №27: Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. 2 2
Тема 5.2.
Управление детским дошкольным учреждением.
Подтема, содержание учебного материала 1
1 Структура управления дошкольным учреждением.
Основные законодательные нормативно-правовые и программно-методические документы по дошкольному образованию: Закон РФ «Об образовании»; Закон (проект) о дошкольном образовании; Стандарт дошкольного образования; Концепция дошкольного воспитания; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Методические рекомендации по организации работы дошкольных учреждений.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения, его состав, должностные обязанности. Организация работы по повышению квалификации педагогических работников. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. 2-92 Лабораторная работа №5: Изучение нормативной документации ДОУ. 2-94 3
Тема 5.3.
Воспитание ребенка – дошкольника в условиях семьи.
Подтема, содержание учебного материала 1
1 Ведущие факторы формирования личности в семье: ее уклад, стиль, социальные установки, ценностные ориентации, желание и умение родителей организовывать деятельность в соответствии с возрастом детей.
Неформальный характер взаимосвязи субъектов в семейном воспитании. Эмоциональный характер отношений в семье, открытость, искренность, доверительность отношений в семье. Постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка. Сотрудничество детей и взрослых в семье. 2-96 Практическое занятие №17:
1.Просмотр и анализ видеофильмов о семейном воспитании.
2. Составление докладов, наглядных информационных материалов для родителей на разные актуальные темы воспитания 2-98 3
Консультация Консультация Защита исследовательских проектов 2-100 3
Экзамен Всего: 100
50 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по темам: «опорные конспекты», схемы и таблицы, раздаточный материал, задания для контрольных проверочных работ.
- образцы конспектов, планов воспитательной работы с детьми дошкольного возраста;
- образцы курсовых работ, выпускных квалификационных работ;
Технические средства обучения:
- CD-диски;
- видеопроектор;
- телевизор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бордовская Н. В., Бордовская Н. В. Педагогика:[для вузов]. – Издательский дом" Питер", 2011.
Лихачев Б. Педагогика: курс лекций. – Litres, 2013.
Дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 13 изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.-416с.
Титов В. А. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – Directmedia, 2013.
Дополнительные источники:
Штекляйн С. Н., Хабарова Т. В. Качественные характеристики современного дошкольного образования //Дошкольная педагогика. – 2011. – №. 3. – С. 20-23.
Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ //Дошкольная педагогика. – 2012. – №. 6. – С. 4-10.
Левшина Н. И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников //Дошкольная педагогика. – 2014. – №. 8. – С. 12-14.
Маралова Е. А. Совершенствование педагогических условий в ДОУ: коммуникативно-речевой каркас образовательной среды //Дошкольная педагогика. – 2013. – №. 3. – С. 88.
Интернет-источники:
Бесплатная система дистанционного обучения и тестирования www.webtutor.ru
Библиотека М. Мошкова www.lib.ru
Государственная Академия инноваций www.gain.ru
Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru
Детский сайт Президента России www.president.kremlin.ru
Документы и рефераты по педагогике www.refstudy.ru
Журнал «Курьер образования» www.courier.ru
Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru
Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru Народная библиотека www.biglid.com.au
Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru
Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru
Сайт предлагает программы по развивающим играм для детей дошкольного возраста www.nd.ru Централизованная библиотечная система «Киевская» www.cl.ru Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения: определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания; суммирующее оценивание результатов выполнения практических работ
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; суммирующее оценивание результатов выполнения практических работ
находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; суммирующее оценивание результатов выполнения индивидуальных заданий на экзамене
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; оценивание результатов индивидуального исследования на экзамене
знания: взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития; оценивание выполнения КИМов на экзамене
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности; оценивание выполнения КИМов на экзамене
принципы обучения и воспитания; оценивание результатов выполнения практических работ
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования; оценивание выполнения КИМов на экзамене
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; оценивание выполнения КИМов на экзамене
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; формирующее оценивание индивидуального исследования на экзамене
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; оценивание выполнения КИМов на экзамене
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; формирующее оценивание групповых проектов на практическом занятии; формирующее оценивание выполнения самостоятельной работы
средства контроля и оценки качества образования; оценивание выполнения КИМов на экзамене
психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. оценивание выполнения КИМов на экзамене
вопросы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы оценивание выполнения КИМов на экзамене
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Формируемые профессиональные компетенции:
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
2. Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
промежуточной аттестации
(указать назначение, например: для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации) по Педагогике
(указать элемент основной профессиональной образовательной программы по профессии (специальности) СПО)
Форма проведения оценочной процедуры экзамен
I. Паспорт комплекта оценочных средств
Таблица 1
Предмет (ы) оценивания
Объект (ы) оценивания Показатели
оценки
Общие основы педагогики ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
З.1. взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
З.3. значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
З.4. принципы обучения и воспитания;
Экзаменационное тестирование (30 вопросов 4 варианта):
на оценку «отлично» - от 25 до 30 правильных ответов
на оценку «хорошо» - от 19 до 25 правильных ответов
на оценку «удовлетворительно» - от 12 до 18 правильных ответов
на оценку «неудовлетворительно» - до 11 правильных ответов
Общие основы дошкольной педагогики. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
З.2. место дошкольного образования в системе образования;
З.10. основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, в том числе обучения и воспитания детей дошкольного возраста; Содержание и методика воспитания детей. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
У.1. определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста; Обучение детей раннего и дошкольного возраста. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
У.1. определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
Детский сад, семья и школа. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
З.15. вопросы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.
У.3. находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
II. Комплект оценочных средств
2.1. ЗаданияТест
Вариант№1
1. В переводе с греческого педагогика означает:
а) детовождение
б) воспроизведение
в) управление
г) закрепление
2.​ Образовательные программы разрабатываются на основе:
а) концепции образования
б) программы развития образования
в) закона об образовании
г) образовательного стандарта
3.​ Впервые термин «дидактика» ввел:
а) Я.А. Коменский
б) В. Ратке
в) Ж.Ж. Руссо
г) И.Г. Песталоцци
4.Воспитание детей дошкольного возраста – это:
а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей
б) процесс формирования моральных ценностей
в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями
5. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения:
а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии
б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи
в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре
6. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:
а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности
б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей
в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений
7. Какая из тенденций приобщения детей к социальной действительности не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста?
а) необязательности знаний
б) формального приобщения детей к социальной действительности
в) перегруженности детей знаниями о социальной действительности
8.В ходе какого процесса ребенок приобщается к сфере социальной действительности:
а) социализации
б) демократизации
в) индивидуализации
9.Какие методы приобщения к социальной действительности активизируют познавательную активность детей?
а) сюрпризные моменты
б) переключение на другую деятельность
в) элементарный и причинный анализ
10.Определите наиболее точное определение понятия «физическая культура»:
а) это часть общей культуры народа
б) это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей
в) система физических упражнений
г) учебная дисциплина в образовательных учреждениях
11. В содержание физического воспитания входит:
а) методы и приемы физического воспитания
б) подвижные игры
в) режим дня в детском саду
г) упражнения в основных движениях
12.Какие средства физического воспитания используются для решения оздоровительных задач:
а) рациональный режим
б) полноценное питание
в) социально-бытовые факторы
г) художественные средства
13. Преемственность между детским садом и школой это:
а) одна из форм связи между образовательными учреждениями
б) совокупность образовательных программ
в) управленческая структура
14.Выберите виды готовности к обучению в школе:
а) мотивационная
б) практическая
в) интеллектуальная
15.Выберите компоненты мотивационной готовности к школе:
а) интерес к школе
б) умение сотрудничать
в) желание учиться
16. Творческие игры это:
а) игры-драматизации
б) игры-забавы
в) сюжетно-ролевые
г)подвижные
д) музыкальные
ж) дидактические
17. Основа игр с правилами:
а) свод формализованных правил
б) воображаемая ситуация
в) набор игровых действий
г) выигрыш
18. Игры с правилами:
а) шахматы
б) лото
в)»магазин»
г) дочки-матери
д) парные картинки
19. Какие учреждения относятся к образовательным?
а) учреждения дополнительного образования
б) дошкольные
в) исправительные
г) профессиональные
20.Какой документ определяет специфику деятельности учреждения и является основанием для разработки устава образовательного учреждения?
а) Закон РФ об образовании
б) Типовое положение об образовательном учреждении
в) Образовательная программа
г) Концепция дошкольного воспитания
21.Определите виды дошкольных учреждений:
а) детский сад
б) детский дом
в) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий
г) центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей
22. Выберите правильный ответ:
а) метод обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка
б) метод обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей
в) метод обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной информации
23. Какие из перечисленных методов являются наглядными?
а) беседа
б) наблюдение
в) показ способов действия
24. Что из перечисленного является формой организации обучения?
а) занятия
б) экскурсия
в) рассматривание картины
25. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:
1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.
2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.
3. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
4. Правильного ответа нет.
5. Не знаю
26.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения»:
1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.
2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.
3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.
4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.
5. Правильного ответа нет.
27.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:
1. Педагогика – область практической деятельности
2. Педагогика – искусство воспитания
3. Педагогика – область научного знания, наука
4. Педагогика – наука и искусство
5. Правильного ответа нет.
28.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:
а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности
б) способ привлечения дошкольника к труду
в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду
г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду
29. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников:
а) М.В. Крулехт
б) Д.В. Сергеева
в) С.Л.Новоселова
г) М.И. Лисина
30. Выберите виды труда дошкольников:
а) производительный труд
б) хозяйственно-бытовой
в) ручной
г) прикладной
Ответы: 1. а; 2. г; 3. а; 4. в; 5. б; 6.б; 7.а б в; 8. а; 9. а; 10.б; 11. б в г; 12. а б в; 13.а; 14. а в; 15. а в; 16. а в; 17. А;  18. а в д;  19. а б г;  20. Б;  21. а в г;  22.б;  23.б в; 24. а б; 25. 2; 26. 3;  27. 3; 28. А; 29. а,б; 30. б,в . 
Вариант №2
1.​ Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:
а) прочности
б) научности
в) систематичности и последовательности
г) доступности
д) наглядности
2.​ Воспитательный процесс – это процесс:
а) взаимодействия
б) воздействия
в) рефлексии
г) действия
3.​ Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:
а) доступности
б) научности
в) последовательности и систематичности
г) связь теории с практикой
д) наглядности
4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
а) Виноградова А.М.
б) Запорожец А.В.
в) Николаева С.Н.
г) Хухлаева Г.В.
5. Выберите методы воспитания, направленные на формирование нравственного сознания:
а) этическая беседа
б) рассказ на этическую тему
в) поощрение
г) чтение художественной литературы
6. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:
а) внушение
б) физическое наказание
в) приучение к правилам общественного поведения
7.Какие виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной действительности в реальном плане?
а) игра
б) наблюдение
в) бытовая деятельность
8.Что является содержанием приобщения дошкольников к социальной действительности?
а) отношение к самому себе
б) отношение к Родине
в) отношение к людям разных национальностей
г) ознакомление с пространственными и временными отношениями
9. Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка?
а) Декларация прав ребенка
б) Концепция дошкольного воспитания
в) Положение о дошкольном учреждении
10. Какие средства физического воспитания используются для решения образовательных задач:
а) пример взрослого человека
б) оздоровительные силы природы
в) художественные средства
г) собственная деятельность
11. Какие средства физического воспитания используются для решения воспитательных задач:
а) разнообразная деятельность детей
б) игры
в) физические упражнения
г) художественные средства
12.Какие группы задач выделяются в системе физического воспитания:
а) воспитательные
б) развивающие
в) оздоровительные
г) образовательные
13.Назовите основания преемственности между детским садом и школой:
а) развитие любознательности
б) развитие коммуникативности
в) обучение письму и счету
14. В содержание практического аспекта взаимодействия между детским садом и школой входят формы:
а) взаимопосещения образовательных учреждений со стороны педагогов
б) педсоветы
в) родительские собрания
15.Компоненты интеллектуальной готовности к школе это:
а) знания о школе
б) желание учиться
в) познавательные психические процессы
16. Тип отношений играющих в играх с правилами:
а) дружеские взаимоотношения
б) сопричастности
в) состязания и соперничества
г) сотрудничество
д) соперничество
17. Конечный результат в творческих играх:
а) его нет
б) реализация игрового замысла
в) выигрыш
г) творческое воссоздание действий
д) победа
е) установление дружеских взаимоотношений
18. Основная цель творческих игр:
а) насладиться процессом
б) реализация замысла
в) принять роль
г) действия с предметами
д) организация досуга
19. Кто принимает участие в проведении процедуры аттестации дошкольного учреждения?
а) педагогический коллектив детского сада
б) родители
в) специальная комиссия
г) общественные организации
20.Относятся ли принципы государственной политики в области образования к системе дошкольного образования?
а) да
б) нет
в) частично
г) корректируются с учетом специфики детского сада
21.Каким образом реализуется национально-региональный компонент в содержании дошкольного образования?
а) обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает ребенок
б) разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения
в) изучения интересов родителей
г) обновления технологий воспитания ребенка
22.Игровые методы относятся к группе:
а) практических
б) наглядных
в) словесных
23.Какие из перечисленных не относятся к словесным методам обучения?
а) беседа
б) показ образца
в) рассказ по картине
24.Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?
а) А.С.Макаренко
б) А.П.Усова
в) Н.Н.Поддъяков
25.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:
1. в 17 веке
2. в 18 веке
3. в 20 веке
4. в 1148 году
5. Правильного ответа нет.
26.С чьим именем связано становление научной педагогики:
1. Ж.Ж. Руссо
2. Я.А. Коменский
3. К.Д. Ушинский
4. И.Г. Песталоцци
5. Не знаю
27.Выделите источники педагогики как науки:
1. Литература
2. Искусство
3.. Религия
4. Народная педагогика
5. Педагогическая практика
28. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников:
а) индивидуальный
б) труд рядом
в) совместный труд
г) общий труд
29. Выберите формы организации труда дошкольников:
а) самообслуживание
б) трудовое поручение
в) дежурство
г) совместный со взрослым труд
30.Определите компоненты труда как деятельности:
а) мотив
б) результат
в) прием
г) способ
Ответы: 1. д; 2. а; 3. в; 4.а в; 5. а б г; 6. б; 7. б в; 8.а б в; 9. а б; 10.а в г; 11.а б г; 12. а в г; 13. а б;  14. а б; 15. а в; 16. в; 17 а; 18. а; 19. а в; 20. а; 21.а; 22. а; 23. б;  24. б в; 25. 1;  26. 2;  27. 3 4 5;  28. б, в, г; 29. б в г;  30. а, б, г. 
Вариант №3
1.​ Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:
а) физическое воспитание
б) нравственное воспитание
в) трудовое воспитание
г) эстетическое воспитание
д) умственное воспитание
2.​ Вставьте пропущенное слово:
…………- это принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека.
3.​ Вставьте пропущенное слово:
………..- это умения, приведенные до автоматизма.
4.Что входит в содержание дошкольного воспитания:
а) физическое воспитание
б) политехническое образование
в) нравственное воспитание
г) эстетическое воспитание
5.Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
а) знания и представления
б) навыки и привычки
в) нравственные качества
г) чувства и отношения
д) мотивы
6.Средствами нравственного воспитания в детском саду являются:
а) собственная деятельность детей
б) окружающая ребенка обстановка
в) природа
г) средства массовой информации
7.Назовите исследователей проблем социального развития детей дошкольного возраста:
а) А.В.Запорожец
б) Е.В.Рылеева
в) С.А. Козлова
8.Назовите показатели социального развития ребенка:
а) уровень овладения навыками самообслуживания
б) социальная адаптация
в) социальный статус
г) уровень знаний
9.Результатом социального развития ребенка дошкольного возраста является:
а) социализация
б) индивидуализация
в) социализация-индивидуализация
10.Какие задачи относятся к группе образовательных задач физического воспитания:
а) формирование навыков выполнения основных движений
б) охрана и укрепление здоровья
в) формирование представлений о своем организме и здоровье
г) воспитание воли, смелости, дисциплинированности
11.Какие группы культурно-гигиенических навыков входят в содержание воспитания дошкольников:
а) навыки управления собственным поведением, дисциплинированность
б) навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
в) навыки культуры питания
г) навыки поддержания чистоты тела
12. Какие навыки входят в группу навыков культуры еды:
а) правильно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой
б) правильно держать ложку, вилку, хлеб
в) благодарить за прием пищи
г) пропускать вперед маленьких детей, девочек
13.Назовите основной вид деятельности дошкольника:
а) учебная деятельность
б) игровая деятельность
в) трудовая деятельность
14.Назовите основной вид деятельности младшего школьника:
а) учебная
б) учебно-познавательная
в) продуктивная
15.Что представляет собой специальная подготовка детей к школе:
а) физическая подготовка
б) подготовка по основным образовательным областям( математика, окружающий мир)
в) психологическая подготовка
16. Основные игровые средства:
А) игрушки
Б) воображаемые предметы
В) предметы-заместители
Г) роли
Д) игровые действия
17.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр:
а) дидактическая задача
б) игровая задача
в) воображаемая ситуация
г) роль
д) игровые действия
е) правила
18. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:
а) цепочка из 1-2 действий
б) роли не осознаются
в) воображаемая ситуация удерживается взрослым
г) содержанием игр являются отношения взрослых
19. Что является основной формой обучения в детском саду?
а) занятия
б) кружок
в) самостоятельная деятельность
20.Выберите наиболее полный ответ:
а) обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков
б) обучение – это способ приобретения познавательной информации
в) обучение – это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности
21. Назовите основные компоненты процесса обучения:
а) цель
б) метод
в) способ
г) форма организации
22.Выделите отрасли современной педагогики:
1Философия
2. Дошкольная педагогика
3. Психология
4. История педагогики
5. Педагогика школы
23.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:
1. Частные методики
2. Коррекционная педагогика
3. Возрастная педагогика
4. История педагогики
5.. Правильного ответа нет.
24.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:
1. Философия
2. Психология
3. Анатомия и физиология
4. Информатика
5. Математика
25. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста:
а) принцип добровольности участия
б) принцип наглядности
в) принцип диалогового общения
г) принцип гуманизации
26. Определите специфические особенности дежурств:
а) всегда идут от взрослого
б) являются обязанностью
в) это труд для других
г) являются добровольными
27. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности:
а) овладение системой знаний
б) желание трудиться
в) наличие обобщенных трудовых умений
г) наличие специальных трудовых умений
28. Выделите верное утверждение:
а) «игра дитя труда»
б) игра социальна по содержанию
в) игра социальна по происхождению
г) «труд дитя игры»
д) игра имеет биологическое происхождение
29. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр:
а) А.П. Усова
б) Д.Б. Менджерицкая
в) Р.И. Жуковская
г) Н.А. Короткова
д) А.Н. Леонтьева
30.Назовите основные компоненты дидактических игр:
а) воображаемая ситуация
б) дидактическая задача
в) игровые взаимоотношения
г) правила
д) роли
е) игровые действия
Ответы: 1. б; 2. природосообразности; 3. навык; 4. а в г;  5. а б г д; 6. а б в; 7. б в;  8. а в г; 9. в; 10. В;  11. б в г; 12.а б в; 13. б; 14.а;  15. б;  16. а б в;  17. в г д; 18. г;  19. а; 20. в; 21. а б;  22. 2 4 5;  23. 2; 24. 1 2 3; 25. а,в,г;  26.б,в;  27. а,в,г;  28. а б в;  29. А б в г; 30. б в г.
Вариант №4
1. Назовите смысловые блоки, составляющие содержание нравственного воспитания:
а) воспитание гуманности
б) воспитание коллективизма
в) воспитание патриотизма и гражданственности
г) политическое воспитание
2. В содержание какого смыслового блока входит воспитание дружбы и отзывчивости:
а) воспитание коллективизма
б) воспитание гуманности
в) воспитание трудолюбия
г) воспитание дисциплинированности
3. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:
а) тактичность применения метода
б) реальность метода
в) гуманность применения метода
г) изолированность методов
4. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:
а) практические методы
б) методы формирования сознания
в) методы убеждения
г) методы наказания
5.Выберите принципы формирования культурно-гигиенических навыков:
а) наличие алгоритмизации выполнения процедур
б) создание условий для самостоятельности ребенка
в) пример взрослого
г) создание ситуаций наглядно демонстрирующих эффект бытовых процедур
6.Назовите методы формирования культурно-гигиенических навыков в детском саду:
а) упражнение
б) художественное слово
в) игровые приемы
г) эксперимент
7.Назовите основные компоненты образовательного процесса, которые входят в содержание первой половины дня:
а) утренний прием
б) прогулка
в) полдник
г) занятия
8.Определите причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:
а) необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности
б) алгоритмизация режимного процесса
в) соблюдение дисциплины
г) требования родителей
9.Какие компоненты входят в содержание прогулки:
а) наблюдения
б) подвижные игры
в) спортивные развлечения
г) дежурства
10. Назовите исследователей задач по физическому воспитанию детей дошкольного возраста:
а) Ю.К. Бабанский
б) А.В. Запорожец
в) В.И. Логинова
г) Г.В. Хухлаева
11.Чем регулируются отношения между детским садом и школой:
а) специальным договором о взаимодействии между детским садом и школой
б) планом совместной работы
в) образовательной программой
12. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника:
а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку
б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру
в) игра не зависит от игрушки
г) игра может протекать без игрушки
д) игрушка – материальная основа игры
13. Какие потребности удовлетворяются в игре:
а) потребность в движении
б) потребность в общении
в) потребность в действиях с предметами
г) биологические потребности
д) потребность в познании окружающего мира
14. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?
а) игровые модули
б) предметы-заместители
в) предметы и пособия
г) наборы тематических игрушек
д) дидактические игрушки
15.Целью обучения в дошкольном возрасте является:
а) передача знаний, умений, навыков
б) обучение способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности
в) передача опыта деятельности
16.Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?
а) систематичности
б) наглядности
в) доступности
17.Целью какого процесса является передача способов и средств познания окружающей действительности?
а) обучения
б) воспитания
18.Что включается в структуру учебной деятельности:
а) учебная задача
б) учебные действия
в) контроль и оценка
г) практические навыки
19.Укажите методы педагогического исследования:
1. Наблюдение
2. Изучение теоретических источников
3. Анкетирование
4. Лабораторный эксперимент
5. Не знаю
20.Укажите характеристики процесса воспитания:
1. Воспитание – вечная категория
2. Воспитание – общественное явление
3. Воспитание – историческое явление
4. Воспитание – постоянно меняющееся явление
5. Воспитание - функция педагога
21.К разряду основных педагогических понятий относятся:
1. Личность
2. Воспитание
3. Деятельность
4. Обучение
5. Педагогический процесс
22. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки:
1. Ребенок
2. Закономерности развития ребенка
3. Закономерности воспитания ребенка
4. Взаимодействие педагога с ребенком
5. Задачи педагогики
23.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания:
1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский
2. « Материнская школа» Я.А. Коменский
3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили
4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский
5. « Поучение детям» В. Мономах
24. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов:
1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»
2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».
4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»
25.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:
а) трудовое обучение
б) самостоятельная трудовая деятельность
в) ознакомление с трудом взрослых
г) пословицы и поговорки о труде
26.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда:
а) имеет цикличность
б) сопровождает любую деятельность
в) используется только в младшем дошкольном возрасте
г) цель отдалена во времени
27.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста:
а) совместный со взрослым труд
б) самообслуживание
в) самостоятельная трудовая деятельность
г) длительные поручения
28.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:
а) коллективный труд
б) ручной труд
в) труд в природе
г) индивидуальный труд
29.В чем отличия трудовой деятельности от игры:
а) деятельность процессуальная
б) деятельность результативная
в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане
г) деятельность реалистическая
30.Каким образом реализуется национально-региональный компонент в содержании дошкольного образования?
а) обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает ребенок
б) разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения
в) изучения интересов родителей
г) обновления технологий воспитания ребенка
Ответы: 1. а б в; 2. Б;  3.а б в; 4.а б в; 5. а б г; 6. а б в; 7. а б г; 8. А; 9. а б в; 10. а,в,г;
11.а б; 12. А; 13. а б в д; 14. а б 15. Б; 16.б; 17.а;  18. а б в; 19. 1 2 3; 20.1 2 3; 21. 2 4 5; 22. 3; 23. 2; 24.; 25. а,б,в; 26. а, б; 27. А; 28. б,в; 29. б,г; 30.а.