Педсовет на тему: Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС ДО


Педагогический совет:
«Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:
Определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды группах ДОУ.
Изучение и оценка профессиональных качеств личности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности.
Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.
Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
План педсовета.
1. Организационный момент.
2. Аналитическая справка о тематическом контроле - старший воспитатель С.А. Каракутова3. Доклад «Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения» - воспитатель Л.М. Пилипчук4. Из опыта работы: Создание развивающей предметно пространственной среды в группе» - воспитатель средней группы – Н.В. Бестаева5. Практическая часть
6. Подведение итогов педсовета.
Ход педагогического совета
Организационный момент.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС ДО, утвержденного 17.10.2013 года и вступившего в силу с 01.01.2014 года.
Итоги тематической проверки (справка прилагается)
Доклад «Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения»
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.
Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:
- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
иметь привлекательный вид;
выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
снимать утомляемость;
положительно влиять на эмоциональное состояние;
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
В последнее время появились понятия «предметно-развивающая среда», «образовательная среда».
А что это? (ответы воспитателей). В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда 3.1 употребляются два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию и которые следует различать:
Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.
4. Презентация «Развивающая предметно пространственная среда в средней группе» (презентация прилагается).
5. Практическая часть:
1. Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.Реализацию различных образовательных программ;
Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Учет возрастных особенностей.
2. Какой должна быть РППС?
содержательно-насыщенной;
трансформируемой;
вариативной;
доступной, безопасной;
иметь привлекательный вид;
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир.
3.Почему Среда называется развивающей?
(Среда должна создавать условия творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)
4.Перечислите основные принципы РППС
принцип дистанции, позиции при взаимодействии
принцип активности, самостоятельности, творчества
принцип стабильности
принцип комплексирования и гибкого зонирования
принцип сочетания привычных и неординарных элементов
принцип учета «половых и возрастных» различий
принцип открытости
принцип эмоциогенности среды
Проект решения .