Конспект урока Проблема одиночества (7 класс)


Аттестуемый педагог: Макарова Людмила Викторовна
Предмет: обществознание
Класс: 7
Тема урока: «Проблемы одиночества»
Тип урока: урок исследования
Цели урока:
Понимать:
роль одиночества в формировании личности подростка;
противоречивость влияния одиночества на процесс социализации подростка.
Знать:
термин «одиночество»
причины, которые приводят подростка к одиночеству;
Уметь:
давать характеристику явлению одиночества;
составлять портрет одинокого подростка;
определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков;
работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию одиночества на формирование подростка;
Оборудование: Компьютер, мультимидийный проектор, звуковые колонки, экран, авторская презентация.
Этапы урока Действия учителя
1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности уч-ся.
Цель этапа для учителя:
Мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке
Задачи:
- Создание доброжелательного психологического настроя на уроке
-Стимуляция деятельности учащихся
-Организация внимания учащихся
- Кратковременность этапа
Цель этапа для учащихся:
Готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.
Задачи:
- Доброжелательный настрой на урок
Метод: беседа
Предполагаемый итог этапа: Готовность класса к уроку. Положительные эмоции
2.Постановка темы и цели урока
Цель этапа для учителя:
1.Определить тему, цели изучения нового материала
2.Показать практическую значимость изучения нового материала
3 Привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы
Цель этапа для учащихся:
Осознанное понимание темы, цели урока.
Задачи:
- Внимание и активное участие
Методы: репродуктивный, наглядный
Преполагаемый итог этапа: Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
3. Этап усвоения новых знаний
Цель этапа для учителя:
1.Дать учащимся конкретное представление о роли одиночества
2 Добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации новых знаний по данной теме
Задачи:
- обеспечения восприятия, осмысления, запоминания знаний по теме: «Проблемы одиночества».
- организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке в процессе изучения и закрепления нового материала.
Цель этапа для учащихся:
Иметь конкретное представление об изучаемом материале.
Задачи:
-уметь выделять важную информацию
- самостоятельно находить нужную информацию по заданной теме
- четко и грамотно излагать ее
-уметь дать ответ на вопросы, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, востребованные в повседневной жизни.
4.Этап закрепления
Цель: -уметь применять полученные знания при рассуждении «за» и «против одиночества».
- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.
Методы:
- метод сравнения
- практический метод.
5. Рефлексия.
Цель этапа:
Дать анализ и оценку урока.
Метод: словесный, наглядный.
6. Подведение итогов.
Цель этапа: - Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом
- Оцень работу класса и отдельных учащихся.
- Аргуменровать выставленные отметоки, замечания по уроку
- Стимулировать высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Методы: - словесный
7. Домашнее задание.
Цель этапа:
- Сообщить учащимся о домашнем задании
- создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность
Методы: - практический- исследовательский
- метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности (творческое задание)
1.Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые ребята и гости!
2. Выявление настроения учащихся
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- Давайте посмотрим в глаза своему соседу, улыбнемся ему. И пожелаем хорошего дня.
Мотивация.
Светлым августовским деньком на лесной поляне тепло и уютно. Сотни цветов, трав, кустарников и насекомых с наслаждением нежатся на ней. Кто-то перебирается поближе к солнечным лучам, кто-то стремится спрятаться в тенек, кто-то расположился поближе к речке, а кто-то подальше от протоптанных дорожек. Всем весело и радостно. И только Одинокий Горный Цветок устало поглядывает на все это веселье с каменистого склона. Уж он-то знает цену всем этим теплым чувствам. «Цена им - грош», - бормочет он. «Не ради любви и дружбы собрались они здесь и даже не просто так - они все преследуют свои меркантильные интересы. Тот гриб внизу, возле березы, делает вид, будто предан до гроба этой самой березке, даже назвался подберезовиком, а на самом деле... рядом с березой он получает то, что не может получить в других местах. А пчелы! Жужжат о любви всем цветам подряд, а сами-то то и дело нектар домой таскают. И цветочки зря время не теряют: радостно принимая пчелок, не забывают опылиться. Но в особое умиление меня приводит сладкая парочка - пень и мох. Перед всеми щеголяют неразлучностью своей и настоящей дружбой, а сами... мох сосет из пня весь сок, а тот и рад - не остался на старости лет одиноким, делает вид, что не замечает корысти своего «друга»».
- «Все они такие», - цинично улыбается Одинокий Горный Цветок.
Но с каждым днем его улыбка становилась все грустнее и неуверенней. Хотя он все же знал, он твердо верил, что однажды наступит день, когда ему удастся доказать всем этим влюбленным в жизнь созданием, что чувства их - сплошная игра, и кроме корысти в их поведении нет ничего. И вот однажды... наступила зима. Поляну покрыл густой слой снега, а в горный склон ударил беспощадный ледяной ветер...
Вопросы к классу:
- О чем притча? (Предполагаемые ответы уч-ся: О горном цветке, который видел во всем лживость и лицемерие. Всех высмеивал, кто находился в паре. О том, что он одинок. )
- Какое отношение она имеет к нашему уроку? ( Наверно связана с темой нашего урока.)
- Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке? (об одиночестве)
- Молодцы!
- Тема нашего урока «Проблемы одиночества». (презентация)
- Зная тему нашего урока, давайте попробуем определить цели нашего урока.
(должны узнать что такое одиночество, причины возникновения одиночества, как справиться с одиночеством)
- Молодцы!
- А как вы думаете об этом нужно говорить, это актуально в нашем обществе? Или поговорить на другую тему? (Нет, об этом нужно говорить, так как эта проблема очень актуальна особенно в подростковом возрасте?)
- А почему именно в подростковом возрасте вы считаете, она актуальна? (так как в этом возрасте человек более чувствителен и раним. )Введение в новый материал.
- Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
- Попробуем и мы исследовать это явление…
1. Что такое одиночество?
- В настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.
- Попробуем дать определение «Одиночество – это…»
(Предполагаемые ответы уч-ся: одиночество – это беспокойство, напряжение, связанное со стремлением иметь дружеские отношения. Это когда ты никому не нужен, не интересен. Это когда тебя придает близкий человек. Это возможность побыть одному.)- Действительно, для одних одиночество — результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.
2. Кто чувствует себя одиноким?
- Откройте учебники на стр 150. Пользуясь материалом учебника скажите мне:
- Кто чувствует себя одиноким?
(Предполагаемые ответы уч-ся: больные люди томятся от одиночества, разведенные, овдовевшие, потерявшие близких.)
- Когда впервые появляется это чувство и как меняется это чувство с возрастом?
(Впервые появляется в юности, в зрелом возрасте человек переключается на другие переживания, а к старости опять обостряется)
3. Каков он, одинокий человек?
- Одинокий человек… Каков он? Какие черты характера присущи ему? Как он выглядит? Как ведет себя с окружающими?
- Давайте попробуем описать одинокого человека.
(старается быть незаметным, держится в «уголке», старается уйти от большого скопления, или наоборот затеряться в толпе, угрюмый, задумчивый, печальный, обиженный …)
После проверки выполнения задания появляется схема

- Следовательно, одиночество ассоциируется у вас с состоянием непонятности другими, отсутствием дружеских контактов, отчужденностью. Правда, некоторые отметили романтизм и непохожесть на других.
3. Причины одиночества.
- У многих одиноких людей, естественно, возникает желание узнать причины своего состояния. Их понимания помогает разобраться в неприятной ситуации и может стать первым шагом на пути решения проблем в своих отношениях с обществом. А какие вы знает причины одиночества?
- Задание: разбившись на группы, обсудите вопрос о причинах возникновения чувства одиночества у подростков. Для этой работы я раздаю вам листочки на которых каждая группа должна записать причины по которым, по их мнению, возникает чувство одиночества. (2 мин)
(предполагаемые ответы групп: непонимание в семье; ссора с друзьями; насмешки в классе; расставание с любимым человеком; жизнь в мегаполисе, где уделяется мало внимание отдельным личностям; собственная неуверенность…)
- Как вы думаете с какой цель, я дала вам такое задание? (предполагаемые ответы уч-ся: разобравшись в причинах одиночества, мы сможем избежать этой проблемы.)
Одиночество «за» и «против».
Представим себе, что мы присутствуем на заседании дискуссионного клуба, тема которого: «Одиночество: «против» и «за».
Задание: поделитесь на две группы.
Первая группа: найдите аргументы против одиночества, выявив негативные последствия этого явления.
Вторая группа: найдите аргументы за одиночество, выявив позитивные последствия этого.
Работу презентуйте.
- Мы бы хотели всё – таки узнать, как же выйти из ситуации одиночества? (приложение. Презентация)- На сегодняшнем уроке я хочу сделать вам небольшой подарок, подарить вам «Советы психолога» (приложение)
-Если тебя тревожит одиночество, постарайся увидеть полноценного собеседника, в себе самом, учись общению с самим собой.
-Люби себя. Не жалей на себя сил и времени, собственных трудов, совершенствуй себя.
-Постарайся прожить среди людей так, чтобы твои следы не были грязными в их памяти и сознании.
-Радуйся не своей власти над людьми, а собственной власти над самим собой. Твори себя. Каждый день ищи возможные пути преодоления одиночества.
Проверка понимания.
1.Продолжите фразы.
Подросток чувствует себя одиноким, когда _____________________
Если подросток чувствует себя одиноким, то ____________________
2. Многие подростки «уходят от одиночества» с помощью компьютера. Они часами общаются с невидимами друзьями на различных сайтах. Может такое общение стать спасением от одиночества? Почему?
- Я предлагаю побыть вам в роли учителя. У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники. Я попрошу вас дать оценку нашему уроку. Красные – отлично, зеленые – хорошо, желтые - так себе, синие – плохой.- Спасибо, аргументируйте свой выбор.
- Какую тему сегодня на уроке мы изучали? («Проблемы одиночества»)
- Какие виды деятельности мы с вами осуществляли для достижения целей урока? (беседовали о понятии одиночество, работали с учебником для того чтобы понять, кто чувствует себя одиноким, описывали одинокого человека, искали причины его одиночества, участвовали в дискуссии по проблеме «за» и «против» одиночества, выслушивали советы по преодолению одиночества.)
- Молодцы!
- Давайте попробуем оценить нашу сегодняшнюю работу. Как вы думаете, за что сегодня и кому я могу поставить оценки? (за активное участие, свое мнение)
Выучить § 21 и выполнить разноуровневые задания:
1 уровень: прочитатать § 21, ответить на вопросы.
2 уровень практикум на стр 154 учебника
3 уровень: придумайте притчу об одиночестве.
- Наш урок я хочу закончить словами.
Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы никогда не сталкивались с таким чувством, как одиночество. А ещё одиночество никогда не придёт к вам, когда рядом с вами есть верные друзья, которые смогут придти к вам на помощь в любую минуту.
Твоя душа полна стремленьем жить.
И обязательно найдешь свою дорогу.
Ты обязательно счастливым должен быть!
Пусть утихают беды понемногу...
В тебе так много звонкой доброты...
В тебе так много нежности, вниманья
И так же много детской чистоты,
Которая за гранью пониманья.
Ты - человек, которому всегда
Отдашь без сожаленья свои мысли.
И пусть с небес холодная вода,
И пусть меняются года, недели, числа...
Ты будь счастливым. К этому иди...
Ведь всё на свете этого лишь стоит.
У тебя так много впереди!
А жизнь всё за тебя сама достроит!
Звучит песня «Дорогую добра»