Рабочая программа по биологии для специальностей 07.02.01 Архитектура, 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»
(фгаоу во «кфу ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)

Бахчисарайский колледж строительства,
архитектуры и дизайна (филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»



Утверждаю
Зам. директора по учебно-методической работе
__________________ /Зобенко С.Н./
«______»____________ 2015 г.




программа учебной дисциплины
БИОЛОГИЯ

специальности 07.02.01 Архитектура, 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 54.02.01 Дизайн (по отраслям)





2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям 07.02.01 «Архитектура», 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», 54 02.01 «Дизайн (по отраслям)».
Организация-разработчик: Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Разработчик:

Штойко Е.В., преподаватель Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна. г. Бахчисарай


Рекомендована цикловой комиссией № 1 «Общеобразовательных дисциплин математического и естественно-научного цикла»

Протокол № ______ от «______» __________________ 2015 г.

Председатель цикловой комиссии _______________ /Боровская Е.А../


СОГЛАСОВАНО
Старшим методистом _____________ /Гребенникова Л.В./

Рецензенты:
Вислоухова В.А.


Мазур В.Л.




Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

Методист районного отдела образования г. Бахчисарай













1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»

1.1. Область программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 3+ по специальностям СПО 07.02.01 Архитектура, 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл, является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; родство живых организмов, отрицательное влияние нездорового образа жизни на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; развитие и смена экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
Решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Выявлять приспособленности организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агросистемы своей местности; естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение;
Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать
Знать:
Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, закона Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структур вида и экосистем;
Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки учащегося 117 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 72 часа;
самостоятельной работы учащегося 45 часов;
лабораторно-практические занятия 10 часов.

В процессе освоения дисциплины у учащихся должны формироваться общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оценивать риски.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, общаться с руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения работы.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи развития, заниматься самообразованием, планировать повышение образованности.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72

в том числе:


практические занятия
10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
45

в том числе:


-Решение задач
-Выполнение наблюдений
-Реферат по заданной тематике
-Чтение дополнительной литературы
-Поиск информации в сети Интернет
-Анализ проблемных ситуаций
6
8
10
8
7
6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение

Содержание учебного материала:
Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов
Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации.
2

1


Раздел 1.
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ.
22


Тема 1.1. Клетка – элементарная система.
Химическая организация клетки
Содержание учебного материала
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
2
2

Тема 1.2. Неорганические вещества.
Вода и минеральные соли.
2
2

Тема 1.3. Органические вещества клетки и живых организмов
Содержание учебного материала
Химическая организация клетки. Органические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
2
2

Тема 1.4. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни.
Содержание учебного материала
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)
2
2

Тема 1.5. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Содержание учебного материала
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Строение и функции органелл клетки».
2
2

Тема 1.6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен
Содержание учебного материала
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Фотосинтез.
2
2

Тема 1.7. Строение и функции хромосом
Содержание учебного материала
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.
1
2


Практическое занятие
1. Строение и функции хромосом

1

3


Тема 1.8. Репликация ДНК. Генетический код.
Содержание учебного материала
Репликация ДНК. Ген. Генетический код.
2
2

Тема 1.9. Биосинтез белка.
Содержание учебного материала
Биосинтез белка.
2
2

Тема 1.10. Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Жизненный цикл клетки. Митоз
Содержание учебного материала
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.
2
2

Раздел 2.
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
16


Тема 2.1. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение.
Содержание учебного материала
Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение.
2
2

Тема 2.2. Половое размножение. Мейоз

Содержание учебного материала
Половое размножение. Мейоз.
1
2


Практическое занятие
2. Составление сравнительной характеристики митоза и мейоза

1

3


Самостоятельная работа обучающихся
Нарисовать дидактические карточки с фазами мейоза, указав сходство и различие с митозом.
2
2

Тема 2.3. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Основные стадии эмбрионального развития.
Содержание учебного материала
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.
1
2


Практическое занятие
3. Эмбриогенез

1





3







Самостоятельная работа обучающихся
Составить схему дробления оплодотворённой яйцеклетки.
2
2

Тема 2.4.Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Содержание учебного материала
Органогенез. Постэмбриональное развитие.
1
2



Практическое занятие 4. Прямое и непрямое развитие животных
1
3


Самостоятельная работа обучающихся
Нарисовать схему образования гамет.
2
2

Тема 2.5. Индивидуальное развитие человека.
Содержание учебного материала
Индивидуальное развитие организма. Причины нарушений в индивидуальном развитии организма.
2
2

Раздел 3.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
32


Тема 3.1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Законы Г. Менделя
Содержание учебного материала
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Генетическая терминология и символика. Г.Мендель – основоположник генетики.
2

2


Тема 3.2. Хромосомная теория наследственности
Содержание учебного материала
Хромосомная теория наследственности.
2
2

Тема 3.3. Взаимодействие генов.
Содержание учебного материала
Взаимодействие генов.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельное решение задач
6
2

Тема 3.4. Генетическое определение пола. Сцеплённое с полом наследование
Содержание учебного материала
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
2
2

Тема 3.5. Закономерности изменчивости. Наследственная и модификационная изменчивость.
Содержание учебного материала
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Привести по 5 собственных примеров генных мутаций, хромосомных мутаций, геномных мутаций.
4
2

Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных.
Содержание учебного материала
Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата или создание презентации. Написание реферата или создание презентации о значении ГМО для современной медицины, сельского хозяйства
8
2


Практические занятия
5. Составление простейших схем моногибридного скрещивания
6. Составление простейших схем дигибридного скрещивания.
7. Решение задач на наследование сцепленное с полом.

2
2
2

3
3
3

Раздел 4
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
36


Тема 4.1. История развития эволюционных идей. Значение работ Линнея. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор
Содержание учебного материала
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение таблицы: «Сравнение взглядов К. Линнея и Ж.Б. Ламарка»
4
2

Тема 4.2. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единицы вида и эволюции
Содержание учебного материала
Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции
2
2

Тема 4.3. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании
Содержание учебного материала
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Реферат или презентация
Составление микроэволюционной характеристики вида
6
2

Тема 4.4. Макроэволюция. Доказательства эволюции
Содержание учебного материала
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
2
2

Тема 4.5. Основные направления эволюционного прогресса.
Содержание учебного материала
Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата на тему «Эволюция взглядов Ч. Дарвина и их современная оценка»
6
2

РАЗДЕЛ 5.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
4


Тема 5.1.Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.
Содержание учебного материала
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
2
2

Тема 5.2.Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека
Содержание учебного материала
Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Написание научно-биологической сказки «Происхождение жизни».
3
2

РАЗДЕЛ 6.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
4


Тема 6.1.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Роль живых организмов в биосфере.
Содержание учебного материала
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
2
2

Тема 6.2. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере
Содержание учебного материала
Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере.
2
2

РАЗДЕЛ 7.
БИОНИКА
2


Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии кібернетики.
Содержание учебного материала
Особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
2



Итоговое занятие.
Зачёт
2
3

Всего

117


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по химии;
Оборудование учебного кабинета и лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебно-наглядных пособий «Биология».
сканер;
принтер;
лабораторное оборудование для проведения лабораторных и практических работ.

Технические средства обучения:
Телевизор
Видеомагнитофон и видеоплеер
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
фото или/и видео камера;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Рекомендуемая литература:
1. Константинов В.М., Резанов А.Г., «Общая биология 8 издание», Москва, Академия, 2010 г.
2. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология 10-11 класс». М.Дрофа 2008г
3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология, 10 класс. Рабочая тетрадь, М. 2008 г
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Общая биология, 10-11 кл. М. 2006 г
5. Константинов В.М. Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология . М. 2007 г
6. Пуговкин А.П, Пуговкина Н.А. «Биология 10-11 классы», М., Академия 2009 год
7. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Методическое пособие к учебнику «Биология 10-11 класс» М. Академия . 2008 год
8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. «Программа для учебника Биология 10-11 класс. М. Академия 2007 год
9. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. – М.,2014.
10. Тупикин Е.И. «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности». М. Академия 2007 год

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].






















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(Освоенные умения и знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать/понимать:



· Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, закона Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

· Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структур вида и экосистем;

· Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

· Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

· Биологическую терминологию и символику;
Устный опрос, тестирование


Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, практическая работа



Предоставление рефератов

Устный опрос тестирование


Уметь:

· Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; родство живых организмов, отрицательное влияние нездорового образа жизни на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; развитие и смена экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

· Решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

· Выявлять приспособленности организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

· Сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агросистемы своей местности; естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение;

· Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

· Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать



Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа





Практическая работа




Практическая работа


Самостоятельная работа


Предоставление реферата

Поиск информации и её обработка

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· Для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;

· Оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

· Оценки этических аспектов в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)




Поиск информации и ее обработка. Предоставление рефератов
























Приложение

Технология формирования ОК

Название ОК
Технология формирования ОК
(на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Видеть объективную картину мира. Понимать значение своей профессии в формировании гармоничной, компетентной личности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Выполнять индивидуальные практические или групповые задания. Определять способы и методы выполнения самостоятельных творческих проектов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оценивать риски.
Анализировать стандартные и нестандартные ситуации. Моделировать цепочку биологических последствий в разных ситуациях, делать свои прогнозы.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития
Уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать. Выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенство
вания профессиональной деятельности
Использовать различные методы информационной технологии для разрабатывания презентаций, написания проектов, рефератов.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, общаться с руководством.
Участвовать в различных формах классной и внеклассной деятельности по предмету.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения работы.
Брать на себя ответственность при защите групповых проектов, выполнения творческих заданий, защите презентаций.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи развития, заниматься самообразованием, планировать повышение образованности.
Самостоятельно определять пробелы в своих знаниях. Планировать и осуществлять самообразование, самостоятельно готовиться к сдаче зачетов, практических и других задолженностей по предмету.


Заголовок 1 Заголовок 515