Комплекс мер по повышению качества образования по русскому языку за курс среднего общего образования в ОУ на 2016-2017 учебный год


Комплекс мер по повышению качества образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 г. Сургут на 2017 год
Основание
разработки комплекса мер
1.Стабильно низкие показатели результативности государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
2.Повышение качества образования.
Цель: Повышение качества образования обучающихся 11-х классов по результатам ГИА в форме ЕГЭ по обязательным предметам и предметам на профильном уровне
Задачи 1. Повышение профессионального мастерства педагогов.
2. Формирование ответственного отношения педагогов за результат педагогического труда, личной заинтересованности в результатах педагогической деятельности.
3.Индивидуализация образовательного процесса: поддержка и развитие образовательных успехов обучающихся.
4.Развитие сетевого взаимодействия образовательной системы.
Перечень основныхнаправлений
программы
1.Совершенствование системы управления качеством образования.
2. Совершенствование работы с обучающимися общеобразовательных учреждений.
3. Совершенствование педагогического корпуса.
4.Совершенствование работы с родителями (законными представителями).
Ожидаемые результаты
1. Достижение качества образования обучающихся 11-х классов по результатам ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку удовлетворяющих требованиям региональных показателей в оценке качества образования.
2.Отсутствие обучающихся в МБОУ СОШ №19, не прошедших ГИА в форме ЕГЭ по обязательным предметам.
3.Увеличение количества обучающихся, сдавших ЕГЭ выше среднего показателя по ХМАО-Югре.
3.Увеличение количества обучающихся, показавших результаты ЕГЭ выше 90 баллов.
Содержание проблемы и обоснование необходимости еѐ решения
Анализ исходного состояния проблем
Анализ результатов государственной итоговой аттестации МБОУ СОШ №19 за три года (2014-2016 гг.) показал, что наблюдается снижение результатов ЕГЭ по русскому языку по показателю «средний тестовый балл» (см. таблицу): показатели результативности государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку в течение трех лет колеблются от 57 до 59 баллов. При этом показатели сдачи ОГЭ по русскому языку имеют положительную динамику (см. таблицу).
Причин может быть несколько:
отсутствие мотивации обучающихся для сдачи ЕГЭ по русскому языку на высокий балл;
поступление в ВУЗы на технические специальности, где требуется только прохождение порогового балла ЕГЭ по русскому языку;
уровень организационных мер в ОУ по определению траектории дальнейшего обучения учащихся невысокий;
слабо развитая сеть в городе учреждений среднего профессионального образования;
низкий процент учащихся, участвующих в процедурах внешних мониторинговых исследований.
Также наблюдается понижение показателей результатов государственной итоговой аттестации по обществознанию, химии, истории, биологии, английскому языку, литературе в форме ЕГЭ и ОГЭ (см. таблицу)
Предмет 2013-2014 2014-2015 2015-2016
    Сургут ОУ   Сургут ОУ   Сургут ОУ
русский язык   3,9 3,5   4,4 4     4
математика   3,5 3,2   3,6 3,2     3,4
История   3,8 0   3,3 0     3
География   4,3 0   4 0 0 0 3
Биология   3,6 3   4 3     3
Физика   4 0   4 4     3
Английский язык   4,4 3,7   4,7 0     3
Химия   4,5 4   4,5 3,7     3
Литература   4,7 0   5 5     0
Обществознание   3,9 3,4   3,7 3,2     3
Информатика и ИКТ   4,7 0   4,4 3,6     3
Предмет 2013-2014 2014-2015 2015-2016
  РФ Сургут ОУ РФ Сургут ОУ РФ Сургут ОУ
Математика (проф. ур.) 39,63 45,16 40,17 50,9 43,8 36,25  51,9  52 49
Математика (баз. ур.) 0 0 0 4 4,1 3,91 4
Русский язык 62,5 66,01 56,66 65,9 70,67 59,7  64 67  58
История 45,72 50,02 55,57 47,1 50,86 38,7 48 55 40
География 53,12 60,02 51,5 53 63,37 66 0 0 0
Биология 54,31 57,53 47,77 53,63 58,93 51,31 52 57 44
Физика 45,76 51,23 39,57 51,1 54,02 45,68 51 53 51
Английский язык 61,25 70,65 59 65,9 68,56 70 64 70 62
Химия 55,65 54,45 59,25 57,1 58,52 47,55 56 57 39
Литература 54,07 60,12 52,71 57,1 64,33 63   59 52
Обществознание 53,09 54,95 49,51 58,6 56,17 48,39   53 41
Информатика и ИКТ 57,19 66,7 46,38 54 59,54 44,07 53 65 53
Предмет Общее кол-во уч-в ОГЭ Кол-во обучающихся 11-х классов, получивших результаты ниже среднего балла Кол-во
обучающихся 11-х классов, получивших результаты выше среднего балла (81-100 баллов) Количество обучающихся 11-х классов, набравших максимально высокий балл (100 баллов)
русский язык 94 55 4 нет
математика 45 21 нет нет
физика 17 7 нет нет
обществознание 53 21 нет нет
Основные направления деятельности ОУ по реализации комплекса мер по повышению качества образования обучающихся 5-11-х классов
по русскому языку
Мероприятия Сроки Ответственные Прогнозируемые результаты
Активизация внедрения внутришкольной системы оценки качества образования
Проведение предметно-содержательного анализа результатов ЕГЭ, ОГЭ за 2015/2016 учебный год август Заместитель директора по УВР руководители ШМО, учителя-предметники Принятие своевременных мер, направленных на обеспечение качественного образования, повышение качества подготовки выпускников.
Разработка и реализация плана мероприятий по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников школы. сентябрь Директор ОУ, заместитель директора по УВР, руководители ШМО Обновление банка контрольно-измерительных материалов для проведения пробных экзаменов за курс основного общего и среднего общего образования. постоянно Заместитель директора по УВР,
руководители ШМО, учителя-предметники
Организация профильного обучения:
-инженерно-технологический профиль (специализация: «Электротехника, контрольно-измерительные приборы и автоматика»);-социально-технологический профиль (специализация: «Реклама и дизайн, журналистика»);-медико-технологический профиль (специализация: «Медико-санитарная подготовка, спортивные технологии») май Директор ОУ, заместители директора по УВР, педагог-психолог, заместитель директора по ВВВР Удовлетворение потребностям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями.
Рассмотрение вопросов повышения качества образования на совещаниях при директоре ОУ, педсоветах, совещаниях при заместителе директора, встречах с родительской общественностью постоянно Директор ОУ, заместители директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники Разработка методических рекомендаций по вопросам повышения качества образования
Организация курсовой подготовки педагогов постоянно Заместитель директора по УВР Повышение профессионально-
го уровня педагогов
Организация индивидуальных и групповых занятий со слабоуспевающими и высокомотивированными к обучению детьми постоянно Директор ОУ, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВВВР Повышение качества знаний у мотивированных учащихся. Сокращение числа учащихся, окончивших четверть, полугодие с одной «3» или «4»
Разработка планов педагогического сопровождения одаренных и неуспевающих обучающихся по запросу, октябрь, январь Заместитель директора по УВР Активизация работы педагогического коллектива ОУ по своевременному определению выбора обучающимися учебных предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в течение года заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВВВР, педагог-психолог Повышение качества подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ
Рассмотрение на педагогических советах вопросов о повышении уровня требовательности и ответственности педагогов при оценивании текущей успеваемости обучающихся, а также выставлении четвертных, полугодовых оценок с целью принятия объективного решения о допуске обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ в течение всего периода Руководители ШМО, заместитель директора по УВР, методист, учителя-предметники Повышение качества подготовки выпускников к ГИА
Направление 1. Совершенствование системы управления качеством образования
Цель: Повышение качества образования
Внесение в План внутришкольного контроля школы вопросов по подготовке обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ сентябрь Директор ОУ, заместитель директора по УВР Принятие своевременных мер, направленных на обеспечение качественного образования, повышение качества подготовки выпускников.
Контроль работы педагогов по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации, показавших низкие результаты по русскому языку по итогам ЕГЭ за 3 последних года. В течение года согласно плану ВШК Директор ОУ, Руководители ШМО, заместители директора по УВР, методист школы Повышение результативности сдачи ЕГЭ по обязательным предметам и предметам по выбору в форме ЕГЭ.
Параметры контроля: организация учебной и внеурочной деятельности по предмету, качество проведения уроков, системность и результативность проведения тренировочных и диагностических работ.
Рассмотрение результатов диагностических и тренировочных работ, государственной итоговой аттестации на ШМО, изучение рекомендаций по подготовке и проведению ГИА В течение года согласно плану ВШК, по итогам внешних мониторинговых исследований Руководители ШМО Контроль за полнотой и качеством выполнения учебных программ. В течение года по плану работы ОУ Заместитель директора по УВР Отработка процедуры проведения ГИА, предоставление возможности педагогическим работникам ОУ обеспечить коррекцию образовательной деятельности с целью устранения пробелов в знаниях обучающихся.
Проведение мониторинга качества знаний обучающихся выпускных 9,11 классов по русскому языку В течение года по плану Заместитель директора по УВР Материальное стимулирование педагогов, чьи выпускники показывают результаты на ГИА выше средних по региону, РФ По окончанию ГИА Руководители МО Повышение качества подготовки обучающихсяНаправление 2. Совершенствование работы
общеобразовательного учреждения с обучающимися школы
Цель: Достижение положительных результатов по итогам экзаменов
Организация и проведение тренировочных и диагностических работ, пробных ЕГЭ по русскому языку. В течение года по плану ОУ Заместитель директора по УВР руководители ШМО, учителя-предметники Индивидуальная подготовка к ЕГЭ
Проведение консультаций для участников образовательного процесса по подготовке и проведению ГИА по русскому языку. В течение года учителя-предметники Создание условий для реализации индивидуальной подготовки каждого обучающегося.
Составление индивидуальных учебных планов по русскому языку обучающихся группы «риска», пропустивших занятия по русскому языку по болезни или иным уважительным причинам с записью в журналах индивидуальных (групповых) занятий. В течение года по запросу Учителя-предметники Мониторинг образовательной деятельности: участие обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах (очного и заочного этапа) по русскому языку. В течение года по плану Заместитель директора по УВР Мониторинги качества знаний обучающихся
5-9, 10-11 классов: (четвертные, полугодовые и годовые), предметные мониторинги (тематические); входной, промежуточный, итоговый контроль; организация внешнего тематического мониторинга обученности по русскому языку учащихся 10-11-х классов с поэлементным анализом выполнения заданий. В течение года по плану Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники, классные руководители Выявление слабых обучающихся и их индивидуальная подготовка к ЕГЭ с целью достижения положительных результатов по итогам экзаменов.
Планирование дополнительных часов на отработку следующих тем, являющихся проблемными при выполнении заданий КИМа ЕГЭ по русскому языку выпускниками, начиная с 5-го класса:
«Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени», «Правописание не и ни. Слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи», «Слитное, дефисное, раздельное написание слов», «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения», «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении», «Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью», «Сложное предложение с разными видами связи», «Функционально-смысловые типы речи».В течение года во всех классах с 5-11-й руководители ШМО, учителя-предметники Выявление западающих тем на ЕГЭ по русскому языку с целью результативной подготовки к экзамену по русскому языку.
Организация дополнительных образовательных услуг для подготовки к государственной итоговой аттестации через использование современных форм (консультации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, элективные курсы «Грамматика русского языка», «Русское правописание и пунктуация», «Языковая культура русского языка», индивидуальные и групповые занятия по русскому языку). В течение года Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники
Размещение для участников ЕГЭ на стенде и школьном сайте материалов по вопросам организации и проведения ЕГЭ по русскому языку, психологического сопровождения выпускников. В течение года, постоянно в ОУ Заместитель
директора, руководители ШМО, учителя-предметники
Повышение информированности уч-ся и родителей
Устранение неуспеваемости. Выявление учащихся в ОУ, испытывающих затруднения при подготовке к экзаменам по русскому языку. В течение года, постоянно в ОУ Заместитель директора, руководители ШМО, учителя-предметники
Повышение качества знаний учащихся ОУ по русскому языку
Выявление наличия отдельных учащихся в ОУ, имеющих отставание в учебе по русскому языку. В течение года, постоянно в ОУ Заместитель директора, руководители ШМО, учителя-предметники
Повышение качества знаний учащихся ОУ по русскому языку
Направление 3. Совершенствование педагогического корпуса
Цель: повышение квалификационного уровня педагогических работников.
Посещение тематических семинаров, тренингов, КПК, в том числе в дистанционной форме для учителей русского языка и литературы ОУ.
В течение года по плану методической работы ОУ Руководители ШМО, методист Повышение квалификационного уровня педагогических работников. Достижение положительных результатов по итогам экзаменов.
Изучение вариативных модулей по подготовке и проведению ГИА по русскому языку, обучение педагогов
- оценке общеучебных достижений обучающихся по русскому языку,
- оценке показателей качества и результативности деятельности педагогов. В течение года по плану методической работы ОУ Заместитель директора, руководители ШМО, учителя-предметники Проведение контроля деятельности педагогов по повышению качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку обучающихся. В течение года по плану методической работы ОУ Заместитель директора, руководители ШМО Изучение положительного опыта педагогов города по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по русскому языку через деятельность ГМО, проведения мастер-классов, семинаров, открытых уроков. В течение года по плану методической работы ОУ руководители ШМО, учителя-предметники ОУ Анализ мониторинга подготовки выпускников по русскому языку, проводимый педагогами, собеседования с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями). Не менее 2 раз в полугодии учителя предметники,
классные руководители Организация участия педагогов, работающих в выпускных классах, в тестировании по русскому языку. В течение года по запросу Администрация ОУ Повышение квалификационного уровня педагогических работников.
Направление 4. Обновление системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целях подготовки к ГИА
Анализ деятельности психолого-педагогической службы и выявление ее потенциальных возможностей обновления (информационно-аналитическая деятельность специалистов службы, руководства и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами) Август-Сентябрь
Педагоги-психологи школы Снятие психологической напряжённости при проведении ГИА выпускников 11-х кл., родителей. Достижение положительных результатов по итогам экзаменов
Обновление программно-методического и диагностического материала деятельности психолого-педагогической службы с учетом современных требований (аналитическая и проектная деятельность специалистов службы и руководства школы, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами); В течение года Педагоги-психологи школы Повышение уровня работоспособности, заинтересованности, самооценки и как следствие повышение качества знаний.
Организация специалистами службы системы методических семинаров, консультаций, тренингов, индивидуальной практической помощи для участников ГИА (организационная деятельность специалистов службы, педагогов и руководства, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами) В течение года по запросу родителей, обучающихся, педагогов ОУ Педагоги-психологи школы Снятие психологической напряжённости при проведении ГИА выпускников 11-х кл., родителей. Достижение положительных результатов по итогам экзаменов
Направление 5.Совершенствование работы с родителями (законными представителями).
Цель: Повышение роли родителей в улучшении ситуации образовательного процесса.
Проведение родительских собраний, индивидуальных бесед-консультаций по информированию о результатах подготовки к ГИА по русскому языку.
Знакомство с- инструкциями по проведению государственной итоговой аттестации.
- Приказами Минобрнауки РФ, Рособрнадзора РФ, ХМАО;
- Положением о проведении государственной итоговой аттестации за курс среднего общего образования;
- сроками проведения ГИА (расписание по предметам);
-официальными сайтами, по подготовке к ГИА
-Положением об общественном наблюдении на ГИА По плану
В течение года по мере поступления докумен-
тов Заместитель директора, учителя-предметники, классные руководители
Достижение положительных результатов по итогам экзаменов
Проведение ликбеза для родительской общественности по ознакомлению с КИМами ЕГЭ по русскому языку, результатов мониторингов 10-11-х классов четвертая суббота месяца Заместитель директора, учителя-предметники Ведомости ознакомления информированности родителей о подготовке и проведении ГИА Постоянно Заместитель директора, классные руководители Своевременное информирование родителей о результативности учебной деятельности обучающегося, оперативное реагирование на возникающие проблемы, своевременное принятие необходимых мер воздействия для улучшение ситуации.
Индивидуальные консультации с родителями по информированию о результатах подготовки к ГИА по русскому языку. Постоянно Заместитель директора, классные руководители Размещение на сайте ОУ материалов по вопросам организации и проведения ГИА. Постоянно Ответственный за сайт Вопросы государственной итоговой аттестации
на 2016-2017 уч.г., внесённые в план ВШК
Анализ результатов ГИА в 9, 11-х кл. за 2015-2016 уч. г. август Зам. дир. по УВР Руководители МО Анализ, прогноз, корректировка рабочих программ (по необходимости)
Выбор экзаменов (предварительный) за курс основного общего (9 класс), среднего общего (11 класс) образования 1 четверть Зам. дир. по УВР, кл. рук. Повышение качества подготовки обучающихся к ГИА
Изучение состояния преподавания предметов на профильном уровне Декабрь, апрель Администрация ОУ Повышение качества подготовки обучающихся к ГИА
Проведение итогового сочинения как допуска к ГИА декабрь Зам. дир. по УВР Руководители МО Изучение уровня усвоения образовательной программы по литературе среднего общего образования обучающимися 11-х классов
Выбор экзаменов за курс основного общего (9 класс), среднего общего (11 класс) образования 3 четверть Зам. дир. по УВР, кл. рук. Повышение качества подготовки обучающихся к ГИА
Проведение пробных экзаменов в 9, 11 классах 3 четверть Зам. дир. по УВР, кл. рук. Изучение уровня подготовленности обучающихся 9-х, 11-х классов к ГИА по обязательным предметам и предметам по выбору. Апробация проведения экзамена по ЕГЭ и ОГЭ.
Директор ОУ______________