Урок изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «…Наше Запорожье… восхищает свободой, …подъёмом рыцарского духа» (И.Репин)

1 Урок изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Наше Запорожье восхищает свободой, подъёмом рыцарского духа» (И.Репин)

Читаю стихотворение К.Симонова «Тарас Бульба» (приложение уроки литературы, № 7 , 2008)

Ход урока
-Гоголь. Давайте вспомним, какие произведения читали, что вспомним о писателе?
Начнём с восторженных высказываний Гоголя и Репина о Запорожской Сечи: «козачество – широкая, разгульная замашка русской природы. Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших её опрокинуть. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всём своём вооружении, получа только один червонец платы от короля, - и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак.. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнечную, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, - всё это было ему по плечу. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность. (глава 1). И художник Репин в письме к критику Стасову писал о Запорожской Сечи: « До учреждения этого рыцарского народного ордена наших братий десятками тысяч угоняли в рабство и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго И вот выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, тёмной среды христиан – выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. «довольно, - сказали они туркам, - мы поселяемся на порогах Днепра и отныне – разве через наши трупы вы доберётесь до наших братьев и сестёр.» а в письме к Лескову он говорил: « Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъёмом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов»
-В чём созвучны эти высказывания? Что восхищает обоих художников?
И Гоголь, и Репин выходцы из Украины, оба корнями связаны с ней и пронесли через всю жизнь любовь не только к России, но и к своей «малой» родине – Малороссии (так называли тогда Украину).
– Какие произведения писателя, связанные с Украиной, вам известны?
Отдал дань украинской теме и Репин («Вечорныци», «Портрет Драгомиловой», «Запорожцы»)
Сейчас много говорят о том, к какой культуре отнести этих великих художников. Принадлежали они одному народу –русскому. Сам Гоголь говорил о том, что русский и малоросс- это души близнецов, одинаково родные, одинаково сильные. Разве можно отделит два народа друг от друга? Они соединены верой, исторически, территориально. Потому оба художника с таким трепетом относились к истории своей земли .Оказавшись в Петербурге, Гоголь интересовался бытом, фольклором, обычаями Украины. Чтобы быть верным эпохе, он изучил рукописные списки украинских летописей, «Запорожскую старину» Срезневского, «Малороссийские песни, изданные Максимовичем» и др. Репин побывал на днепровских порогах, там, где была Сечь, привёз оттуда альбомы с зарисовками оружия, костюмов, посуды, пейзажей. Гоголь трудился над произведением 9 лет, Репин 11 лет. Отбирали материал очень бережно. «Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» И вторит ему Репин: »Никто на всём свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»
Как же появилась Сечь? В 1569 году Польша и Литва объединяются в государство Речь Посполитую и в неё вошли земли нынешней Украины. Новая власть притесняет украинцев и пытается обратить их в католичество. На днепровских порогах существовало государственное образование – Запорожская Сечь, сюда бежали поляки и украинцы, становясь вольными людьми, жили за счёт военной добычи в войнах с Крымским ханством и Турцией. С 1569 года борьба украинского народа против польской шляхты становится более острой и центр её- Сечь. Крупные восстания. Их предводители: Наливайко, Остраница и другие. Их черты мы легко угадываем в Тарасе – это собирательный образ. Гоголь точной хронологии не придерживается. По накалу событий – это 17 век, время Богдана Хмельницкого, который возглавил борьбу, закончилась она в 1654 году воссоединением Украины и России. Борьба длилась более двух столетий..
На основе исторических событий Гоголь и написал своё произведение.
– Какое впечатление произвела повесть, как читалась, кто из героев запомнился?
– Давайте выделим ключевые темы и дадим названия нашим урокам, о чём мы должны поговорить? «Запорожцы и Запорожская Сечь в изображении Гоголя» « Остап и Андрий», «Образ Тараса Бульбы»
–Какие проблемы вы выделили бы в повести? (положение женщины, поступок Андрия, жестокость казаков по отношению к врагам)
– С какими понятиями у вас ассоциируется слово «казак»? (Воля, независимость, вспомним устойчивые сочетания: вольный казак, казацкая вольница)
В тюркских языках, откуда слово пришло в русский, оно имеет значение – человек вольный, независимый, искатель приключений, бродяга) Казаками становились люди непокорные, лихие, и до сих пор их потомки генетически сохраняют эти качества – смелость, независимость, удальство.
Конечно, Запорожская вольница- явление неоднозначное, и Гоголь далёк от идеализации своих героев, но ценит в них дух товарищества, мужества, любовь к родной земле.
Можно ли себе представить, что казаки могут добровольно покориться кому-то? Текст исторического письма турецкому султану (1663) – яркое тому доказательство.
Читаю текст турецкого султана (Мухаммеда 4) и ответ запорожцев (Литература в школе № 2 за 2008)
Неудивительно, что Репин, узнав о письме (он летом 1878 года услышал его в Абрамцеве), решил изобразить эту сцену.

Какими видит запорожцев художник? Каким настроением пронизана картина? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей вам кажется наиболее выразительным? (Ружья, перебинтованные головы- были в бою, в центре – атаман Серко в белой папахе, старичок с люлькой.) Слова: люлька, жупан, , свитка, чуб?

Среди казаков есть те, которых сам художник называл Тарасом, Андрием и Остапом. Найдите их.

Когда в 1891 году картина экспонировалась на юбилейной выставке Репина, газеты писали: «Всмотритесь пристально, вы начинаете понимать, что перед вами не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту»

В чём же созвучны повесть Гоголя и картина Репина? Они созвучны жизнеутверждающим звучанием, восхищением авторов духом вольности казаков, их товариществом, несломленностью самыми тяжёлыми испытаниями

Д.З.: Материал о нравах и обычаях Сечи, главы 1-3
15