Уроки по повести А.С.Пушкина Капитанская дочка

Планы уроков
по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе
Разрабатывая эти уроки, то есть, выстраивая цели урока, задачи, содержание обучения, мы опирались на требования Стандарта основного общего образования, выдержки из которого приведены далее. В приведенных выдержках из Стандарта цветом выделены те места, реализация содержания которых заложена в планах уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Основным видом деятельности на этих уроках стал целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Мы предлагаем для изучения текста повести отвести четыре урока и два урока отвести на написание сочинения по произведению.
Выписка из Стандарта
основного общего образования по литературе.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.
Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.
Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А.Гончаров о Грибоедове, В.Г.Белинский о Пушкине).
Роль литературы в формировании русского языка.
Мировое значение русской литературы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
(               Художественная литература как искусство слова.
(               Художественный образ.
(               Фольклор. Жанры фольклора.
(               Литературные роды и жанры.
(               Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
(               Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
(               Язык художественного произведения. Изобразительно-выра-зительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
(               Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
(               Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
(               Выразительное чтение.
(               Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
(               Заучивание наизусть стихотворных текстов.
(               Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
(               Анализ и интерпретация произведений.
(               Составление планов и написание отзывов о произведениях.
(               Написание изложений с элементами сочинения.
(               Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
С целью реализации на уроке диалоговых технологий, мы предлагаем организацию уроков по темам и в следующих формах:
№ урока
Тема урока
Форма урока

1
«Интерес А.С.Пушкина к восстанию Пугачева» (история создания произведения и его сюжет, образ Емельяна Пугачева) «Лучше один раз напиться живой крови»

Урок без учителя.
(Представление презентаций)

2
«Человек в ситуации нравственного выбора» (П.Гринев, Швабрин, семья капитана Миронова)

Урок-дискуссия

3
«Автор и его герои» (Как в речи автора отражается его отношение к литературному герою?)

Урок самостоятельного поиска знаний

4
«Размышляя над жанром Повесть или роман?» (Литературоведческое исследование соответствия жанра произведения его содержанию)

УРОК В «АКВАРИУМЕ»
Ученики рассаживаются вокруг учащихся, находящихся в центре помещения и ведущих научный (предметный) спор. Во время дискуссии «окружение» записывает все интересное, не имеет права говорить что-либо вслух, зато можно невербальным способом реагировать на происходящее. По окончании спора весь класс принимает участие в обсуждении поведения участников, содержания спора, приемов доказательств.



Предварительное задание обучающимся перед изучением повести (дается за месяц до начала изучения повести).
Прочитать повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Составить план по главам с выпиской эпиграфов по главам.
Конспект статьи учебника или другого источника «История написания повести «Капитанская дочка».
Выписка из словаря литературоведческих терминов статей «Роман» и «Повесть».
Группа учеников под руководством учителя или старшеклассника оформляет рабочий стенд «Биография А.С.Пушкина», «История написания повести «Капитанская дочка», «Образ Е.Пугачева в русской литературе». Содержание меняется раз в неделю. По материалам стенда его авторы проводят заочные экскурсии для учеников других классов параллели. Таким образом, ученики заранее втягиваются в процесс изучения повести еще на подготовительном этапе.

План урока №1.
Тема урока.
«Интерес А.С.Пушкина к восстанию Пугачева. Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цель урока: раскрыть историю создания повести «Капитанская дочка».
Задачи:
воспитание гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Форма урока: урок без учителя.

Деятельность учителя и учеников на подготовительном этапе.
За неделю до урока несколько учеников получают индивидуальные задания по подготовке сообщений на данном уроке. Учитель организует консультативную помощь этим ученикам, проводит репетиционные занятия с каждым учеником, помогает отредактировать содержание выступлений, работает над риторическими качествами ученика.
Предлагаемые темы выступлений:
Фрагмент биографии А.С.Пушкина в годы создания повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта».
«Исторический и литературный образ Емельяна Пугачева»
Сюжет повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Вставные сюжеты в литературных произведениях. Калмыцкая сказка в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Каждое выступление ученик оформляет в виде презентации со вставленными в неё аудио- и видеофайлами. В соответствии с программой по ИКТ ученики уже умеют это делать. Если ученики еще недостаточно владеют этими формами работы на компьютере, учитель и другие ученики помогает им в этом.
Время выступления 5-7 минут.
Ход урока.
Учитель:
- Сегодня мы вступает в активную фазу изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Что мы уже сделали для изучения повести?
Ученики рассказывают, что сделано каждым из них для начала работы над повестью.
Заранее подготовленный ученик:
Наши исследователи подготовили несколько сообщений по темам, которые вы видите у себя на листах оценки. Мы послушаем сообщения и параллельно заполним листы оценки. За качество работы с листом мы получим оценки экспертной группы, в которую входят наши докладчики. Последняя графа названа «Послушать еще раз». Большинством голосов мы определим, какое сообщение мы выслушаем еще раз на факультативном занятии. Это сообщение его автор отредактирует в соответствии с данными ваших оценочных листов.

Оценочный лист учеников, слушающих сообщения.

Интересно
Не знал
Спорно
Хочу узнать поподробней
Послушать еще раз

1.Фрагмент биографии А.С.Пушкина в годы создания повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта».







2.«Исторический и литературный образ Емельяна Пугачева»







3.Сюжет повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»








4. Вставные сюжеты в литературных произведениях.






5. Образ Емельяна Пугачева в повести.







Ученики и учитель, который больше не будет принимать речевого участия в уроке, слушают сообщения.
До звонка с урока учитель объявляет оценки за урок и аргументирует их.
В конце урока ученики сдают оценочные листы в специальный ящик.
Домашнее задание: перечитать главу «Взятие крепости»
Далее учитель работает с оценочными листами и группой докладчиков-исследователей.

План урока №2.
Тема урока.
«Человек в ситуации нравственного выбора»
(П.Гринев, Швабрин, семья капитана Миронова)
Цель урока: сопоставить эпизоды литературных произведений и сравнивать поведение героев в ситуации нравственного выбора.
Задачи:
воспитание формирование гуманистического мировоззрения;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
овладение умениями  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных высказываний.
Форма урока : урок-дискуссия.
Ход урока.

Урок проводится в виде групповой работы по заранее разработанным учителем планам и вопросам для ответа. Работа в группах составляет 25 минут. Заслушивание результатов работы в группах – 15 минут Подведение итогов урока 5 минут.
Деление на группы проходит при помощи приема «Делю по фигурам». Учитель предлагает обучающимся вытащить одну карточку, на которой нарисована геометрическая фигура. Ученики объединяются в группы по фигурам. Далее представитель от группы вытаскивает задание из конверта. Порядок – по количеству углов фигуры (начинает треугольник, далее квадрат, далее пятиугольник)
Принцип заданий: открытое задание, то есть группа получает одно задание, но к разным персонажам повести. Это делается для более объективной оценки работы групп.
Задание для групп
Группа 1: Гринев и Швабрин.
Группа 2: Семья капитана Миронова и Швабрин.
Группа 3: Гринев и Пугачев.

Задание для групп
(используйте выразительное чтение небольших фрагментов повести)
Расскажите о предложенных вам героях повести:
- кто они,
- чем занимаются,
- что известно об их прошлом,
- их семьях,
- их характере,
- убеждениях.
2. При каких обстоятельствах этим героям предстоит сделать нравственный выбор? (Перескажите эпизоды)
3. Между чем и чем они вынуждены выбирать?
4. Какой выбор и почему сделали герои?
5. Как вы оцениваете их выбор?

После заслушивания сообщений по темам ученики оценивают сообщения представителей групп с использованием заготовок:
Мне понравилась
Особенно хочу отметить
Безусловная удача
Цитирование было
Тема раскрыта при помощи
Хочу пожелать
Хочется посоветовать
Отрицательные высказывания не приветствуются.
Оценки за ответы и комментарии учителя.
Домашнее задание: написать план сравнительной характеристики любых героев повести.



План урока №3.
Тема урока.
«Автор и его герои»
(Почему «Капитанская дочка»?)
(Как в речи автора отражается его отношение к литературному герою?)

Цель урока: научить по речи автора оценивать его отношение к литературным героям.
Задачи:
воспитание любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
овладение умениями  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Форма урока: Урок самостоятельного поиска знаний (работа со справочной, литературоведческой литературой, Интернет-ресурсами). Работа в парах.
Подготовка урока: в кабинете достаточное количество справочной литературы по теме урока, в том числе учебники литературы за 6 и 7 классы, в которых есть статьи по теме урока, на столах учеников ноутбуки ) с доступом в Интернет (допускается использование своего планшета или телефона с большим экраном.

Ход урока.
Учитель:
На предыдущих уроках мы погрузились в мир пушкинской повести «Капитанская дочка». Напомним друг другу, какие вопросы мы обсуждали и к каким результатам пришли.
Один ученик на интерактивной доске в форме опорных слов и словосочетаний фиксирует основное в ответах учеников.
В конце опроса другой ученик при помощи опорных слов подводит итог беседе.
Учитель:
Сегодня мы работает в парах.
Ученикам предлагается порядок работы и планируемый результат.
№ этапа
Содержание этапа
Результат

1
Выписать понятие «автор» из словаря литературоведческих терминов
https://yandex.ru/search/?text=%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D1%80%D1%83&lr=10752&clid=2073470&win=108
Толкование

2
Прочитать статью «Как определить отношение автора к своему герою? (учебник или статья в Интернете) http://www.litra.ru/composition/get/coid/00699561214461050161
Ответ на вопрос: КАК?

3
Поиск и анализ по плану фрагментов текста, где действует заданный вам литературный герой
Устное сочинение по теме.

4
Почему повесть названа «Капитанская дочка»?
Попытка ответа


На работу в порах отводится 35 минут.
Далее заслушиваем пары, которым отводились для анализа образы: Пугачев, Гринев, Швабрин, Маша Миронова.
- Что бы вы хотели добавить?
Оценивание ответов. Домашнее задание: повторить таблицу «Роды и жанры литературы».
Подготовка «аквариумной» группы: учитель проводит с членами «аквариумной» группы консультацию, на которой знакомит их с речевыми оборотами по теме следующего урока:
Отталкиваясь от определения
Можно утверждать, что
Это явление противоречит, зато помогает
В повести наблюдаются признаки Зачитаем
Однако в повести явно нет, что свидетельствует о


План урока №4.
Тема урока.
«Размышляя над жанром Повесть или роман?» (Литературоведческое исследование соответствия жанра произведения его содержанию)
Цель урока: рассмотреть определение романа и повести в соответствии с содержанием и формой «Капитанской дочки».
Задачи:
воспитание духовно развитой личности,;
развитие  образного и аналитического мышления;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Форма урока: урок в «аквариуме»
Ученики рассаживаются вокруг учащихся, находящихся в центре помещения и ведущих научный (предметный) спор. Во время дискуссии «окружение» записывает все интересное, не имеет права говорить что-либо вслух, зато можно невербальным способом реагировать на происходящее. По окончании спора весь класс принимает участие в обсуждении поведения участников, содержания спора, приемов доказательств.
По возможности «окружение» можно посадить выше, чем «аквариумную» группу.
Дискуссия длится 20 минут. При необходимости учитель оживляет её ход. В подготовленном классе это делать не приходится. Если из окружения кто-то из учеников очень хочет войти в «аквариумную» группу, то можно разрешить.
Через 20 минут дискуссия затухает или прекращается учителем.
Начинается обсуждение. Учитель поощряет каждую грамотно и полно высказанную мысль. Члены «аквариумной» группы не имеют права говорить. Им дается слово в конце урока.
Важно, чтобы обсуждение шло по теме урока, без увлечения другими вопросами.
Ученики оценивают ответы одноклассников по прежней схеме.
Домашняя работа: подготовка к сочинению. Темы сочинения вывешены на стенде.



Литература и ресурсы



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Заголовок 2 Заголовок 415