Конспект урока по ИЗО «Глаза – зеркало души»


Министерство образования Республики Казахстан
Конспект открытого занятия
по эстетическому воспитанию
Тема занятия: «Глаза – зеркало души»
Подготовительная группа
Воспитатель высшей категории
Бартусевич Людмила Васильевна
Полудинский детский дом
2007 г.
Программное содержание: Дать элементарные представления о строении и функциях органа зрения глаза, об особенностях строения зрительного восприятия предметов и явлений. Глаза передают наше настроение, черты характера: доброту, нежность, любовь, мечтательность, и т.д. Познакомить с произведениями художников-портретистов, фотографов. Воспитывать желание беречь и охранять свои глаза от вредных воздействий, желание быть добрыми и вежливыми.
Материал: Макет – цветное фото глаза, зеркало на каждого ребенка, портреты детей, фотографии детей, кассы "Букв и слогов", вырезанные силуэты "облаков". ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель обращает внимание на гостей: когда к нам приходят гости, как мы их приветствуем? (пожимаем руку, говорим добрые слова: здравствуйте, добро пожаловать, доброе утро, мы рады вас видеть, как ваши дела? И т. д.) Дети приветствуют гостей, здороваются. Дети подходят к доске.
Воспитатель: Послушайте загадку: "Два братца через дорогу живут, друг друга не видят" (глаза) .Сегодня мы поговорим о "помощниках" человека – глазах. Глаза помогают человеку познать мир, ориентироваться в окружающей обстановке, в окружающем нас мире. Благодаря глазам, мы видим солнце, зеленую траву, лица дорогих нам людей, улыбку мамы, друзей. Давайте закроем глаза, и мысленно пошлем им добра, счастья, счастливого дня.
Рассматривание глаза, чтение стихотворения Н.Орловой «как устроен глаз».
Воспитатель:
"Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен – без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон белой стенкой окружен,
Стенку эту белую – называют склерою.
Обойдем же дом скорей – ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий – роговица, словно пленка
Вся прозрачна, как стекло, –
В мир чудесное окно, через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркий радужки кружок
Украшает глаз домок.
В центре радужки – зрачок – черный маленький кружок,
Лишь стемнеет – наш зрачок, станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже, чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит маленький хрусталик,
Он такой имеет вид, как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой – тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри? На картинку – не смотри –
В домике невидное тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз.
Воспитатель: Что мы увидели, рассматривая глаз? (Ответы детей.)
Цветное колечко – это радужка – от нее зависит цвет наших глаз. Какие бывают глаза по цвету? Давайте посмотрим в зеркальце.
Игра "какие у меня глаза" – с зеркальцем (говорят на ушко).
Б) Игра "Посмотри другу в глаза" – парами (называя вслух).
Игра " Как можно назвать по цвету глаз". Девочек – синеглазка, сероглазка, голубоглазка, кареглазка. Мальчиков – синеглазик, сероглазик, кареглазик.
Для чего служит зрачок? – Он регулирует количество света, лучи проходят через зрачок и хрусталик, и собираются на сетчатке глаза, дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит. Послушайте стихотворение о том, как видит глаз:
"Отразится лучик света от какого-то предмета,
Упадет на роговицу, миг – и дальше устремится,
И сквозь дырочку – зрачок, проберется в глаз – домок.
Дальше, следуя порядку, попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном, плотно он закрыт кругом.
Ни крыльца, ни двери нету, дальше не пробиться свету.
Нет, от глаза нерв идет, в мозг сигнал передает.
После этого тотчас все вокруг увидит глаз.
Воспитатель: Глаза – наши помощники. Давайте проведем гимнастику– 5-8 мин.
Зажмурить глаза, затем быстро открой – 4 р.
Глаза легко погладить круговыми движениями – 2 р.
Повращать глазами вправо, влево – 15 мин.
Пальчик к носу движется. А потом обратно.
На него смотреть очень нам приятно – 4-5 р.
Воспитатель: Эта гимнастика укрепляет глазные мышцы, направление, сохраняет хорошее зрение. Беречь глаза необходимо, т.к. все события в нашей жизни мы видим с помощью глаз.
Послушайте стихотворение "Береги свои глаза".
"... Глаз поранить очень просто – не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть – упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану
И смотри не все подряд, а передачи для ребят.
Не пиши, склоняясь низко, не держи учебник близко.
И над книгой каждой раз не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз, должно быть 4 0 сантиметров.
Я хочу предостеречь: Нужно всем глаза беречь!
А еще какие средства бережного обращения вы знаете (чистое полотенце, вода)?
Воспитатель: Вот такое стихотворение. Что не нужно делать, чтобы уберечь глаза? (ответы детей)
Воспитатель: Глаза не только помогают видеть окружающий мир, они передают наш внутренний мир, наше настроение, нашу «душу». "Душа" невидима, но мы чувствуем любовь, радость, тревогу, испуг, удивляемся, доброту именно "Душой". Если нам хорошо, спокойно, глаза наши спокойны, веселы.
Когда наступает боль, обида, испуг – наши глаза тоже показывают это. И изображается все на наших глазах.
Игра "Что я вижу перед собой?" (зеркало)
Я буду называть, а вы изображать глазами.
Вам весело.
Грустно.
Болит зуб.
Испугались.
Увидели красивый цветок.
Маленького ребенка.
Мама вам улыбается.
Вам дарят подарок.
Воспитатель: Как менялось выражение ваших глаз? (Ответы детей. )Воспитатель: Давайте передадим внутренний мир героев сказок.
Игра "Изобрази героев сказок" (дети встают в круг).
Хитрая лиса
Испуганный заяц
Злой волк
Веселый Буратино
Воспитатель: Да, глаза могут много рассказать о внутреннем мире людей, о том, что чувствует его душа. Поэтому художники - портретисты (те кто пишет портреты людей) особое внимание уделяют глазам. Вот сейчас мы рассмотрим портреты. Рассматривание 6 портретов. (Беседа с детьми.) Какое настроение показывают портреты?
(Ответы детей.)
Воспитатель: В наше время очень удобно сняться на фото, чтобы запечатлеть наше состояние души, наше настроение.
Рассматривание фотографий детей (3-4). Рассуждения детей.
Воспитатель: Игра "Назови глаза" – передать красоту глаз словами (прекрасные, чистые, огромные, счастливые, веселые, лучистые, ясные, блестящие). (Ответы детей .)
Подберите родственные слова к слову "глаз".
Игра "Волшебный сундучок" – все по очереди говорят слова.
Воспитатель: В глазах отражается наша "душа", как в зеркале. Есть такое крылатое выражение: «Глаза – зеркало души».
Давайте запомним его, выложим из слогов.
Дети выкладывают за столами, 1-2 ребенка у доски.
Играют 6-7 детей.
Физминутка «Буратино».
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в. Художников. Нарисуем внутренний мир – душу – облака. На столах силуэты облаков – розового, голубого, желтого, серого цветов.
Я буду читать стихотворение об облачках, а вы изображать их настроение.
Написал это стихотворение Н.Екимов. Включают тихую музыку. Дети рисуют.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь,
И даже щурил глаз,
А что увидел, то я вам
Все расскажу сейчас.
1. Вот облачко веселое смеется надо .мной:
− Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной?
Я тоже посмеялся с ним: − мне весело с тобой!
И долго-долго облачку махал я вслед рукой!
2. А вот другое облачко расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
3. И вдруг по небу грозноеСтрашилище летит.
И кулаком громадным.
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилищеПустилось наутек.
4. А маленькое облачко над озером плывет.
И удивленно облачко приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной.
В конце рисования воспитатель читает стихотворение:
«Так очень долго я играл, и вам хочу сказать,
Что два похожих облачка не смог я отыскать».
Затем воспитатель предлагает показать грустное, веселое, удивленное, хмурое облако, и подарить веселое облачко гостям.
Итог занятия: Сегодня мы поговорили о глазах − наших помощниках. Они помогают нам видеть окружающий мир, и показывают наш внутренний