Конспект урока литературного чтения по теме С.Михалков. Басня «Зеркало»


Литературное чтение
ТЕМА: Басня «Зеркало» С.В. Михалков.
Цели урока:
- познакомить детей с произведением С. В. Михалкова «Зеркало»;
- формировать умения работать с текстом;
- расширять читательский опыт детей через слушание и самостоятельное чтение;
- развивать творческие способности детей, их память, внимание, воображение
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Одно из самых удивительных свойств на свете – умение удивляться и радоваться.
Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встает над тихой землей.
Увидеть летящий самолет и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка. И больше всех радуются и удивляются - дети, подрастая вы узнаете огромный неожиданный мир, делаете для себя много открытий.
И сегодня мы побываем в мастерской у одного художника слова .
- Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная и интересная работа. А начнём мы с речевой разминки.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания
Проявим мы старание.
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
- Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней и объясните смысл.
(на доске) ЧТЕНИЕ БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ – ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ.
Эти слова будут девизом на протяжении всего нашего урока.
1.ПРОВЕРКА Д/З по группам
Чтение наизусть стихотворения
Пословицы поговорки, приметы
-иллюстрации

II. Этап актуализации знаний

А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, так как ключевое слово отгадки и будет название произведения с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
А вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(зеркало)
- Скажите, если «Зеркало» - это название произведения, какого жанра могло быть это произведение?
- Скажите, чем басня отличается от других жанров?
На доске: портреты баснописцев и надпись к ним.
Эзоп, И. Крылов, И. Хемницер, А. Измайлов, С. Михалков.
-Прочитайте фамилии этих людей.
Читают и рассматривают портреты
Что объединяет этих людей?
+ Правильно, басня. ЧТО такое басня?
- Что есть в каждой басне?
+В басне есть мораль.
- Что такое мораль басни?
+ Поучительный вывод.
- Как называют людей, которые пишут басни?
+ Баснописцами. СООТВЕТСТВИЕ Оставить портрет МИХАЛКОВА
III. Постановка учебной задачи и ход её решения.
Анализ басни С.В. Михалкова «Зеркало»
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.
Интересные факты из биографии.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта – 1913 г. в Москве. «Не стану лукавить и скажу прямо: горжусь своими предками», писал Сергей Владимирович . Документы свидетельствуют: Михалковы древний русский род . Способности к поэзии у Сергея Владимировича обнаружились уже в девять лет.
Его творчество знают и любят многие. Стихи Михалкова читали ещё наши бабушки и дедушки.
Когда Сергей был совсем маленьким мальчиком, его няня случайно выпустила коляску из рук. Коляска катилась с горки, набирая скорость, а бедная няня никак не могла догнать ее. Спас Сергея мужчина, который проходил мимо и сумел поймать мальчика. Тем самым он сохранил ему жизнь, но сильно напугал своей бородой, которая была просто огромной и страшной для малыша. С тех пор Сергей начал заикаться и заикался до самой старости, однако это не стало его бедой, а было словно визитной карточкой великого человека. Сам Сергей Михалков признавался, что не стеснялся своего заикания, а порой в школьные годы им пользовался. Учителя жалели мальчика и ставили ему хорошие оценки.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. Сергей Владимирович автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы.
Именно Сергей Владимирович Михалков является автором эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: “Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен”.К сожалению, Сергея Владимировича нет сегодня с нами. Он ушел из жизни 27 августа 2009 года в возрасте 96лет.
И ТАК, ТЕМА НАШЕГО УРОКА,,,,,,,,,
2. Постановка цели урока.
-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?
+Познакомиться с басней Михалкова «Зеркало» и её проанализировать.
Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?
Кто герои?
Героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус Вывешиваю картинки с фото этих животных.
Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?
3. Первичное восприятие произведения.
- Предлагаю проверить наши предположения. ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ.
- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.
- Понравилась ли вам эта басня?
- Что вас удивило?
4. Анализ текста басни.
- Назовите главного героя этого произведения?
-Как вы считаете, он положительный или отрицательный герой? Почему?
-Кого мы узнаём в этих животных?
- Какие человеческие пороки высмеивают баснописцы в своих баснях? Выбрать на карточках и на доску.
+Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность и др.
5.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА САМОСТОЯТЕЛЬНО
а) Работа в парах с текстом
- Найдите в тексте обидные слова, которыми называл Носорог животных: Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса. и как каждый из них реагировал на оскорбление?
Верблюда - Горбун! Горбун! - возмущался
Слона - Толстокожий - удивлялся
Жирафа- Дяденька, достань воробышка! - огрызался
Страуса- Недощипанный, голоногий - прятал голову
6.Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.
- А если бы вы попали в такую ситуацию, как бы вы отреагировали на обиду?
- Реакция какого героя вам ближе?
- Что же придумали животные?
- С какими словами они обратились к Носорогу? Найдите и зачитайте.
Что ответил им носорог?
- Как повел себя Носорог, когда увидел свое изображение?
Почему Носорог смеялся над своим изображением?
Так как он не понял, что в зеркале он видит себя.
- Как же потом поступили животные?
- Что же высмеивается в этой басне?
глупость, хвастовство.
Ситуация.
- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это СОНЯ (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. ВЫ друг друга обзываете. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на СОНЮ , изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
7.Задания группам.
Методика "Наборщик»
А теперь давайте попытаемся составить характеристику каждого героя; т.е. ответить на вопрос: какой он? А мы оценим оригинальность, количество и скорость придумывания.
8. Выразительное чтение текста басни по ролям (в группах по 6 человек)
А теперь прочитайте басню по ролям. Только вспомните все, о чем мы говорили: о характеристике героев, об их отношении на обиду. Постарайтесь передать образ каждого героя.
Задания группам.
1)Следующие задание носит творческий характер. Я думаю, что нам всем очень хочется, чтобы НОСОРОГ изменился. Давайте поможем ему. Вы сейчас напишите письмо, с пожеланиями НОСОРОГУ.
2)Проверим как вы запомнили последовательность событий.
Закрыть учебник и восстановить текст разрезанный на части
IV. Итог урока (рефлексия).
Сравнение с басней И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»
- Кто знает, есть ли произведение, похожее на басню Михалкова «Зеркало»
- Могут ли строки:
«Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться»
служить моралью басни С.В. Михалкова «Зеркало»
РЕФЛЕКСИЯ.
Подведем Итог урока не совсем обычным способом.
Он называется «Комплимент». Вы должны оценить вклад друг друга в урок и поблагодарить своих одноклассников за проведенный урок передавая это перо тому, кому адресован комплимент.
ПОЧЕМУ ПЕРО?
Перо павлина – символ благородства, богатства, любви, возрождения. Символ доверия, высокой духовности, творчества и воли. В Древней Греции считали, что взявший в руки перо, наделялся таким качеством, как мудрость.
Эти качества есть в человеке, может они иногда скрыты от наших глаз. Такой человек обязательно Проживет достойную жизнь.
- Что бы вы изменили в себе после этого урока?
- Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?
- Какое задание оказалось сложным? Почему?

V. Домашнее задание (по выбору):
Сочинить басню в прозаической форме с моралью, выраженной в пословице "Человек с коротким умом обзаводится длинным языком".
15