Логопедическое занятие Прогулка в осенний лес.


Автор: Ахметгараева Гульфира Кашфулхаковна, учитель-логопед ГБОУ Салаватская коррекционная школа для детей с ОВЗ г.Салават Республики Башкортостан.
Описание материала: Предлагаю вам конспект логоритмического занятия для обучающихся 3 класса по теме: «Прогулка в лес».
Этот конспект логоритмического занятия будет полезен учителям – логопедам коррекционных школ 8 вида.
Занятие направлено на формирование активного словаря по теме «Лес», развитию связной речи, развитию речедвигательной координации.
Конспект логопедического занятия в 3 классе коррекционной школы
Тема занятия: Прогулка в лес.
Цель занятия: Закрепить знания детей об осени и зиме и их приметах.
Задачи: 1.Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
2.Развивать устойчивое слуховое внимание, интонационный,
тембровый, ритмический слух, речедвигательную координацию.
3.Совершенствовать общую и мелкую моторику.
4.Развивать речевое дыхание.
5.Воспитывать интерес к сезонным явлениям природы.
Оборудование: макеты деревьев: дуба, березы, рябины, ели; разноцветные листья деревьев ( березы, рябины, дуба), музыкальное сопровождение, костюм для «Осени» и «Зимы». Компьютер, краски, тампоны для раскрашивания букв.
Словарь: лес, деревья, листья, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, кленовый, липовый, листопад, подберезовик, подосиновик, разноцветные, хмурое, серое, пасмурное, дождливое, солнечное, чистый, прозрачный, душистый, ароматный, иней, снег, добрая, волшебница, кудесница, холодная, лютая, морозная, ветряная, вьюжная, снежная, лютая.
Ход урока.
1.Организационное начало.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен прекрасному времени года. Какое это время года, отгадайте!
Вот художник так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?

Обучающиеся отвечают: «Осень».
Слайд 2. 1.
Мы с вами сейчас отправимся в осенний лес. По дороге и в лесу нас ожидают интересные игры и задания. При этом вы должны помнить правило о красивой и правильной речи.
Обучающиеся: Каждый день, всегда, везде
На уроках и в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
П Актуализация опорных знаний.
1..Чтение стихов об осени.

Логопед: Ребята, давайте вспомним стихи об осени.
1-й обучающийся. Осень! По утрам морозы,
В рощах желтый листопад!
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней!
2-й обучающийся: Листапад! Листапад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки!
Ветер мимо пролетел,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
3-й обучающийся: Разбросала листья
Осень золотая.
Улетают птицы,
Собираясь в стаи
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетают,
Улетают журавли.

П. Воспитатель в костюме «Осени» заходит в зал.
Ребята, молодцы, какие замечательные стихи обо мне вы знаете.

По дороге золоченой долго я ребята шла.
И к своим друзьям хорошим ненадолго забрела.
В лес осенний на прогулку 2
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.

Логопед: Слайд 3. А теперь ребята, мы приглашаем вас в лес.
( Обучающиеся берутся за руки и за «Осенью» и логопедом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.)
Ш. Динамическое упражнение « Мы идем».
Хором. Мы идем : та-та-та (обычная ходьба).
Мы поем: ля-ля-ля ( Ходьба на носках).
Мы едем: ту-ту-ту (Ходьба по всей стопе, руки согнуты в локтях).
Мы кричим: ау-ау (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту).
1У.Беседа о лесе. Слайды 4,5.
Логопед. Вот мы и пришли в лес. Ах, какая красота! Ребята, а что растет в лесу?
Обучающиеся: В лесу растут деревья, кустарники, грибы, цветы, трава.
( в лесу растут березы, дуб, ель).
Логопед: А еще ,какие деревья могут расти в лесах Башкортостана.
Обучающиеся: В лесах Башкортостана растут тополя, липы, клен, рябина.
У1. Чтение стихотворения.
Обучающийся: Листья золотом ушиты,
Тропки золотом покрыты,
В ярких шапочках грибы.
Все нам осень даришь ты!
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько листьев лежат у нас под ногами, давайте соберем осенний букет.
У. Пальчиковая гимнастика. Слайды 6,7. «Осенний букет».
Хором
Раз,два,три,четыре,пять- 3
Будем листья собирать.(Сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы.
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины ( липы),
Листики дуба( загибают поочередно пальцы).
Мы соберем
В вазу осенний
Букет отнесем ( сжимать и разжимать кулачки).
Логопед: А сейчас ребята станцуют танец.
Исполняется танец: «Осенние листья».
Воспитатель ( Осень):
Какой замечательный танец! ( логопед подходит к «волшебному дереву»)Логопед: Ребята, посмотрите, какое «волшебное дерево» выросло в лесу. Давайте его украсим разными и разноцветными листочками.( обучающиеся подходят к «волшебному дереву» , повторяют : разноцветными и разными). Поднимают по одному листочку и называют лист и с какого дерева он упал.
Обучающиеся. Это березовый лист. Он упал с березы. Это дубовый лист. Он упал с дуба. Это рябиновый лист. Он упал с рябины. Это кленовый лист .Он упал с клена. Это липовый лист. Он упал с липы.
Логопед: Ребята, какое красивое получилось у нас волшебное дерево!
Ребята, а у ели и сосны есть листья? Как же они называются?
Обучающиеся: У ели и сосны не листья, а иголки. Иголки у ели – еловые.
- А у сосны – сосновые.Логопед: А какой, ребята, воздух в лесу?
Обучающиеся: Воздух в лесу чистый, свежий, прозрачный, ароматный, душистый. 4
Логопед: Ребята, давайте присядем и продолжим наше путешествие
У1. Дыхательная гимнастика. Слайд 9
Логопед: Глубоко подышим лесным воздухом.
Дует легкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок - Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф.
УП. Образование сложных слов.
Логопед. В осеннем лесу живут удивительные слова. А образовались они из двух слов. Приготовили ладошки прохлопаем слова. Как называется явление, когда падают листья?
- Листопад.
- Гриб растет под березой.
- Подберезовик.
-Гриб растет под осиной.
-Подосиновик.
-Листья разного цвета.
- Разноцветные.
УШ. Гимнастика для глаз. « Солнышко и тучки».
Слайд 11.
Логопед: А теперь я предлагаю вам посмотреть на осеннее солнышко. Пусть наши глазки отдохнут.
Солнышко с тучками в прятки играло.
(посмотреть глазами вправо-влево, вверх вниз).
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких – две штучки,
Тяжелых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало
(Закрыть глаза ладонями).
Солнце на небе во всю засияло.
(поморгать глазами).
УШ. Подбор антонимов.
Логопед:
Осень приготовила для вас волшебные очки. Кто надевает их, тот видит окружающий мир наоборот.
5
- Солнечный день – пасмурный день.
- Тепло – холодно.
- Сухо – дождливо.
- Радостно – грустно.
- Наступила осень – прошла осень.
1Х. Подбор синонимов.
Логопед. Ребята, что - то «Осень» загрустила. Закончилась ее пора.
Она хочет с вами поиграть.
Осень.. Я начну, а вы продолжите. Небо осенью хмурое, тяжелое, пасмурное…
- дождливое, облачное, серое, темное.
- Листья осенью желтеют, краснеют …, опадают, кружатся, летят.
-Трава осенью желтеет, засыхает, увядает.
-Животные осенью готовятся к зиме, укладываются спать, меняют шубки.
Слайд 12 Логопед. Прошла осенняя пора. И люди, и звери к зиме приготовились, припасы сделали и каждый день благодарят Осень за ее подарки.
Дорогая, Осень, ребята приготовили для тебя песню.
Исполняется песня «Осень».
Х. Звонок по скайпу.
Осень. Ой, ребята, кто это звонит нам по скайпу? Здравствуйте, кто Вы?
Голос .( Зима). Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень спешу к вам.
Осень. Но, кто же ты? Представься нам, пожалуйста.
Зима. Вы узнаете меня, выполнив задание, и увидите мое изображение на экране.
Обучающиеся выполняют задание. ( Разукрашивают красками буквы, чередуя, голубой и желтый цвет).
ОЗСИЕМНАЬ и в итоге получаются слова:
О С Е Н Ь - З И М А. СЛАЙД 13
Появляется воспитатель в костюме «Зимы». 6
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Вот и я..ЗимаВы меня сегодня ждали?Вот и я сама, С вьюгой, снегом, холодамиЗимушка – зима!Я волшебница – зима, Я к вам в гости пришла.И не просто пришла – Вам подарки принесла.Я покрою поле снегом,Снег по веткам разложу.Пруд и речку закую я под крепкий лёд.Вы меня не испугались?К печке тёплой не прижались?Не пожаловались маме?Можно жить мне будет с вами?
Осень: Добро пожаловать, Зимушка. Мы все тебя любим и ждем с нетерпеньем.
Зима: А что вы знаете обо мне?
Ребята, если зимой холодно, то она какая? – Холодная.
Много снега – снежная.
Стоят сильные морозы – морозная.
Дуют сильные ветры – ветряная.
Очень холодная – лютая.
А как еще можно назвать зимушку?
Добрая, волшебница, красавица.
Осень: Ребята, расскажите о приметах зимы.
Логопед: Как солнце светит зимой?( Слайд 14) Греет ли оно? Как выглядит небо?( Слайд 15) Много ли зимой снега? ( Слайд 16)Что делают дикие животные зимой? ( Слайды с 17 по 20) За что ребята любят зиму?
( Слайды 21-22)
Обучающиеся: Зимой солнце светит неярко и не греет. Небо часто бывает хмурым. Земля, деревья, дома покрыты снегом. Люди одеваются тепло. Животные меняют свои шкуры. Заяц зимой становится белым.
Медведь зимой спит в берлоге. Ребята очень любят зиму, потому что зимой можно кататься на санках, коньках, лыжах. А еще зимой бывает самый любимый праздник всех взрослых и детей - Новый год.
Зима: Какие вы молодцы! Теперь я знаю, что вы любите меня и много знаете обо мне. Давайте мы с вами поиграем, а потом вас ждет подарок.
Игра – релаксация «Волшебный платок».
Итог занятия.
Осень:
На этом, дорогие ребята, наше путешествие в осенний лес закончилось, впереди нас ждет зима. Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
Что вам особенно запомнилось?