Проект В помощь учителю кубановедения УМК 8 класс. Урок№ 20.Кавказская война 1817-1864 гг. Геополитические интересы России в Закубанье.


Урок 20. Кавказская война 1817-1864 гг. Геополитические интересы России в Закубанье.
Цели:
- дать представление о причинах Кавказской войны, её последствиях;
- продолжить развивать умение выделять главное, работать с различными схемами, таблицами, картами;
- привитие интереса к отечественному многонациональному, неделимому культурному и духовному наследию родного края, его сохранению и приумножению.
Образовательные ресурсы:
-Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, , С. А. Лукьянов. Кубановедение 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. учрежд. – Краснодар: Перспективы образования, 2011
- электронное пособие/презентация к уроку;
- мультимедийное оборудование.
Основные понятия: мюридизм, имам, наиб, горцы, имам, имамат, газават.
Исторические личности в истории: И.Ф.Паскевич, А.А.Вельяминов, М.П. Лазарев Н.Н.Раевский.
Тип урока: урок-практикум.
I. Фаза урока ВЫЗОВ.
1. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания/
Задание № 1
Расскажите о вкладе А.А.Вельяминова, М.П. Лазарева, Н.Н.Раевского в создании и укреплении Черноморской береговой линии.

Михаил Петрович Лазарев Организация крейсерства
Черноморского побережья Вельяминов Алексей Александрович— генерал-лейтенант, ближайший сподвижник генерала А. П. Ермолова в Кавказской войне 1817-1864 годов. Организация Черноморской
береговой линии с 1831г.
Организация Черноморской
береговой линии с осени 1837г.
Н.Н.Раевский
Задание № 2
1.Покажите на карте и расскажите о строительстве укреплений Черноморской
береговой линии, найдите укрепления.
2. «Солдат Архип Осипов», считаете ли вы, сделанное им подвигом? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инициация учащихся.
1 шаг. Методические рекомендации: материал для изучения сложен, для понимания необходимо использовать межпредметные связи, для учащихся предложены синхронистические таблицы для более глубокого усвоения материала. Урок –практикум включает 16 творческих заданий, на усмотрение учителя часть заданий учащиеся могут выполнить дома.
Материал для учителя.
Кавказская война, пожалуй, самая загадочная, вызывает множество споров среди историков. Вопросы можно поставить, начиная прямо с самого заголовка (Кавказская? война?) и дат ее начала (1817?) и тем более ее окончания (1864?). Единства мнений не существует до сих пор.
Чем была Кавказская война: колонизацией, завоеванием или гражданской войной?
Все рассуждения по этому вопросу можно свести к тому, что, безусловно, Россия стремилась расширить свои владения на Кавказе, но ведь империя не может быть территориально разорвана. Кроме этого, Россия должна была защитить поселенцев приграничных районов от разорительных набегов горцев, что в свою очередь для них было делом чести и доблести. В это же время местные племена раздирали междоусобные противостояния. «Новая» верхушка боролась за власть со «старой».
Кавказская война 1817 – 1864 гг. стала самой длительной в отечественной истории и, конечно, оставила тяжёлый след в ней. Военные действия проходили на Северо-Восточном Кавказе в Дагестане и на Северо-Западном Кавказе в Адыгее (Черкессии).
Кавказская война 1817-1864 гг.:
Причины: попытки России утвердиться на Кавказе и внедрить там российские законы
Стремление России оградить свои границы от набегов горцев
Повод: активные наступательные действия кавказского наместника генерала А.П. Ермолова (карательные походы, строительство крепостей)
Задание № 3
Познакомьтесь с ходом кавказской войны с помощью
синхронистической таблицы. Вспомните определение геополитика.
Этапы войны Годы Результат
I 1817-1819 Преобладание партизанской войны горцев (набеги, засады)
II
1819-1824 Объединение правителей Дагестана против царских войск, начало организованных действий с обеих сторон
III
1824-1828
Восстание Б. Таймазова в Чечне (1824). Возникновение мюридизма (направление в исламе)
IV
1828-1833
Создание имамата (горского мусульманского государства), начала газавата (священной войны против «неверных»)
V
1834-1859
Имамат Шамиля. Военные действия с переменным успехом. Пленение Шамиля (25 авг. 1859 г.)
VI 1859-1864 Окончательное подавление сопротивления горцев
Задание № 4
Работа с картой
Кавказская война 1817 – 1864 гг.
1.Назовите районы сопротивления народов Кавказа
2.Кого называли горцами

2 шаг.
Учитель объявляет тему урока и даёт необходимые пояснения, предлагает учащимся в конце учебного занятия ответить на вопрос:
- с окончанием Кавказской войны были ли решены геополитические вопросы России?
Фаза урока. ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).
Проработка содержания параграфа учебника стр. 31
Задание № 5
Определите причины назревания международного конфликта
Крымская война 1853-1856 гг.:
1.Познакомьтесь с ходом крымской войны с помощью синхронистической таблицы и карты
2.Изучите справочный материал
Причины: противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов;
Помощь со стороны России освободительным движениям балканских народов в борьбе против Турции;
Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке;
Повод: вопрос о святых местах в Палестине
Этапы войны годы Противники России Результат
I
Окт. 1853 – март 1854 Турция
Военные действия на Дунае и на Кавказе.
Синопское сражение 18 ноября 1853 г.
II
Март 1854 – февр. 1856
Турция
Франция
Англия
Сардинское королевство Нападение союзников на Камчатку, Одессу, Аландские острова, Соловецкий монастырь.
Высадка союзников в Крыму.
Героическая оборона Севастополя (13 сент. 1854 – 30 авг. 1855).
Взятие русскими войсками Карса (Кавказ, 16 нояб. 1855 г.).
Итоги: Парижский мир 6 марта 1856 г. Демилитаризация Черного моря. Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс. Возвращение дельты Дуная Турции. Отказ России от покровительства балканским народам. Запрет иметь военный флот, береговые крепости.
Причины поражения: экономическая и техническая отсталость (вооружение, транспорт); бездарность русского высшего командования; дипломатические просчеты; очевидное неравенство сил.

Задание № 6
Изучи текст учебника на стр. 31-32
используя полученную информацию составь
план завоевания турками укреплений Черноморской береговой линии
ПЛАН ЗАВОЕВАНИЯ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7
Укажите причины, по которым русские гарнизоны были сняты в Новотроицком, Тенгинском, Вельяминовском, Лазаревском, Головинском, и Навагинском укреплениях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8
Изучи текст учебника на стр. 33
Используя полученную информацию сравни
Политика Сефер-беяДеятельнолсть Л.М.Серебрякова
Задание № 9
Изучи текст учебника на стр. 33 -36
Реши тест «ДА-НЕТ»:
Русские войска оставили Новороссийск
ДА НЕТ
Русские войска оставили Анапу
ДА НЕТ
Удался ли манёвр полковника П.Д. БабычДА НЕТ
Сефер-бей захватил Екатеринодар
ДА НЕТ
Задание № 10
Изучите текст учебника на стр. 33 -36
Ответьте на вопросы:
1. В каком году Александр II назначил главнокомандующим Кавказской армией князяА.И.Барятинского_______________________________________________________
2. В чём суть нового плана военных действий на территории Левобережной Кубани_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какую роль сыграл «Верховный национальный совет» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 11
Написать Синквейн
1. МУХАДЖИР
2.___________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________
5. Большая трагедия
Задание № 12
Прочитать текст параграфа на стр. 38-40
Заполнить Бортовой журнал
Адыгские племена Всего эмигрировало
с 1858 по 1865 тыс. человек
493000
натухайцы45023
абадзехи27337
напсуги165626
убыхи74567
джигеты11873
бжедухи10500
абадзинцы30000
бесленеевцы4000
темиргоевцы, макошевцы, егерукаевцы15000
прикубанские ногайцы 30650
кабардинцы 17000
чкчкнцы21193
III. Фаза урока. РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.
Рефлексия содержания учебного материала.
Задание № 13
Работа с картой:
Какие события кавказской войны вы считаете решающими? Почему?

Задание № 14
Работа с контурной картой:
На карте Кавказа обведите основные очаги сопротивления горцев русой армии
Обведите границы Российской империи после окончания Кавказской войны


Задание № 15
Работа с документом стр.40 учебника:
Прочитайте отрывок из речи Александра II
Ответьте на вопросы:
Вопрос Ответ
где произнесена речь когда зачем России понадобилось прокладывать три дороги к Чёрному морю Что обещал Александра II адыгской депутации Задание № 16
Работа с документом:
Как вы понимаете эту фразу? Саратовский журналист И.Горозонтов, вспоминая о Крымской войне писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития»._______________________
2 . Саморефлексия учащихся (на выбор учителя)
3. Подведение итогов учителем.
Учитель возвращается к началу урока и предлагает учащимся ответить на вопрос:
- С окончанием Кавказской войны были ли решены геополитические вопросы России?
IV. Домашнее задание.
§ 5- 6
Ответить на вопросы стр. 36; 40.
Формируем читательский дневник.
Подготовить сообщения об участниках войны (2-3 минуты).