В помощь учителю начальных классов


Упала с неба капля дождевая, Всего минуту, может, прожила. И, всё же, век короткий доживая, Она травинку напоить смогла, Да так, что та окрепла, осмелела И в рост пошла Как люди ходят в путь. Вот так и мне суметь бы Жизнью всей и делом Пролиться каплей для кого-нибудь.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
ФГОС, безусловно, занимает одно из ведущих мест в системе приоритетов государственной политики в сфере образования. 
На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.
При подготовке к урокам и во время занятий с детьми передо мной всегда стоит цель: повысить эффективность образовательного процесса.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств, в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературного чтения и русского языка. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
1. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:
. Логические упражнения.
- Составь новое слово,
·взяв у каждого из данных только первый слог.
Компас, наша, тарелка.
- Какое слово лишнее:
сок, кот, сани, сон;
-Какая буква лишняя:
н, к, т, л, и
2. Игры по составлению слов со словами.
- Найди слово в слове:
Стрекоза, собака, тишина.
На уроках математики используются различные упражнения для развития мыслительной деятельности учащихся.
1) Задачи в стихах.
Шла овечка по дорожке ,
У неё - четыре ножки.
Ей навстречу – чёрный дог.
Сколько всех собачьих ног?
Однажды три цыплёнка,
А с ними три мышонка,
А с ними три весёлых
Умытых поросёнка
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Из дома на полянку.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех друзей,
Что утром спозаранку
Играли на полянке? (9)
На доске появилась запись чисел: 8, 6, 3, 5, 4, 7, 2, 9, 1, 8, 9
Посмотрите внимательно на числа, и скажите, какие задания вы можете предложить по этим числам? (расставьте все числа в порядке возрастания, убывания и тд.)
2. Интегрированная игра для развития скорости мышления, где осуществляется деятельностный подход в обучении:
1.Решите примеры и выберите соответствующее слово:
3+4 шары – 7 несет – 6 Надя - 9
9-3
2+7
Составьте предложение из этих слов. Составьте маленький рассказ с этим предложением.
Через следующее упражнение учащиеся, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно приобретают новые :
- Как можно быстрее запишите слово, которое кроется под следующими примерами.
8:2
6.7
21:7
24:3
2.8
6.4
5.5
27:9
4.3
4.8

г
с
у
ь
м
и
о
л
к
н

16, 32, 25, 4, 25, 3, 4, 25, 3, 8, 32, 24, 12. (многоугольник)
Какой пример остался не использованным? Почему? Мы не изучали таблицу умножения на 6, но вы сможете самостоятельно узнать ответ этого примера? Как? (6 прибавляя на самого себя 7 раз).
Так же можно использовать эту игру для повторения знаний о многоугольниках.
Каждый урок должен открыть для детей что-то новое, интересное, полезное. Учитель, идя на урок всегда должен помнить о целях образования ХХ1 века:
Уметь жить
Уметь работать
Уметь жить вместе
Уметь учиться.
Желаю вам вперёд глядеть,
Шагать по жизни смело!
Пусть не придётся вам краснеть
За дело и без дела.
Пусть будет верен ваш маршрут
И по плечу задачи.
Пусть впереди успехи ждут,
Победы, радости, удачи!
Желаем, чтобы в каждом деле
Вы добивались своей цели!













Кугарчинская средняя общеобразовательная школа




ТЕМА: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА СТУПЕНИ
начального образования по ФГОС






Выполнила: учитель начальных
классов Гиниятуллина Г.Н.

2013
15