МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ ПОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ»

Автор: Шинькарук Надежда Васильевна
Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Армянский колледж химической промышленности»

Должность автора: преподаватель русского языка и литературы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ ПОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ»













Цели:
1) углубить знания студентов о биографии, творчестве известных русских писателей;
2) развивать творческие способности, формировать умение выразительно читать стихотворения;
3) воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокие искренние чувства; формировать интерес к русской литературе, читательской культуре студентов.
Материальное обеспечение: проектор, колонки, скрипка, портреты писателей, выставка книг (сборников стихотворений).

цель литературы - помогать человеку понимать самого себя,
поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...                  М. Горький



Ход проведения мероприятия

1.Организационно-психологический момент: создание благоприятной и доброжелательной обстановки. Приветствие.
2.Проведение мероприятия.
Ведущий 1. Сегодняшняя наша встреча необычная. Мы будем говорить о поэзии. Да-да, о той поэзии, что движет солнце и светила и делает нас добрее. Мы приглашаем вас к разговору о поэзии. У нас в гостях поэтесса Антонина Тимофеевна Гурьева. 
Поэзий написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.
Ведущий 2. Поэзий написано много и мало. Мало, потому что чувства людей неисчерпаемые. И сколько бы ни было написано поэзий, новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце. Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви к поэзии: нет настоящего высокого человеческого существования.
Ведущий 1.  В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии.
«Поэзия, – говорится в решении ЮНЕСКО, –  может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека – но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Всемирный День поэзии должен дать возможность ярче заявить о себе современным поэтам, малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей их творчество, литературным клубам, музеям, библиотекам, театрам, продолжающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова. Всемирный День поэзии призван послужить созданию в обществе представления о поэзии как подлинно современном искусстве.
В истории русской культуры поэзия традиционно играла большую роль.
М.В. Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси. Ломоносов был Петром Великим нашей литературы. Не приписывая не принадлежащего ему титула поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и тон, промелькивает иногда поэтическое чувство отблеск его поэтической души. Пушкин писал: «Уважаю в Ломоносове великого человека, он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Ведущий 2. И сегодня значение поэзии в жизни современной России трудно переоценить, как и всей литературы.
Ведущий 1. Только у доброго человека рождаются высокие лирические строки: «Люблю грозу в начале мая» (читает наизусть).
Ведущий 2. А вот еще одно стихотворение! (читает наизусть).
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -  Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,  И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье,  Но страшно мне: изменишь облик Ты. И дерзкое возбудишь подозренье,  Сменив в конце привычные черты. О, как паду - и горестно, и низко,  Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко.  Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Ведущий 2. В истории тысячелетней поэтической жизни России занимает особое место XIX век. Это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. XIX век уникален своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.
Ведущий 1.  Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Не зря XIX век называют «золотым веком» русской литературы, и это касается как русской прозы, так и поэзии.
Студенты читают стихотворения.
«Я помню чудное мгновенье»;
 «Я вам пишу»;
«Я вас любил ».
Ведущий 2.Поэзия XIX века подарила русской и мировой литературе таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Батюшков, Фет, Тютчев, Некрасов, которые внесли огромный вклад в развитие русской литературы и повлияли на дальнейшее ее развитие.
Ключевой фигурой «золотого века русской поэзии», несомненно, является А. С. Пушкин. Он коренным образом изменил принципы и традиции русской поэтической литературы. До начала XIX века в русской литературе господствовал классицизм с присущими ему рационализмом, строгостью формы, стиля и языка, с героической личностью, являющейся, прежде всего, гражданином, в центре внимания. Сентиментализм сделал шаг в сторону проникновения в человеческую душу. Но только в романтизме, представителем которого является и Пушкин, эта тенденция получила широкое распространение.
Ведущий 2. Поэзия Пушкина это поэзия русской Жизни, русской души, изображающая чувства, субъективные переживания, размышления героя, лирического героя.
Студенты читают стихотворения.
«Тучи небесные вечные странники»;
«К Чаадаеву»;
«Узник».
Ведущий 1.  Какие удивительные образцы поэзии дал миру Сергей Есенин. «Береза» (читает наизусть).
Чувство поэзии воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.
Но в стихах Есенина столь же ясно ощутима грустная и печальная нота. Она звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни!
Студент исполняет песню на стихи Есенина “Над окошком месяц...”
Ведущий 2. Век XX, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени - Анна и Марина. Две женщины - две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи. «Мне нравится, что вы больны не мной» (читает наизусть).
Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий - все это отозвалось в ее стихах.
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,  То целые дни голубком  На белом окошке воркует. То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...  Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки,  И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке.
Ведущий 1.  Стихи могут быть похожими на беглую и как бы даже не “обработанную” запись в дневнике:
Студенты читают стихотворения. 
«Звезда»;
«Некультурный пират»;
«Человеку надо мало»;
«Сейчас все хотят».
Ведущий 1.  Другие стихи похожи: на лирический роман-миниатюру, где несколькими строчками поэт передает нам историю любви:
Студенты читают стихотворения.
«Я тебе ничего не скажу»
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,  Полуласково, полулениво  Поцелуем руки коснулся.  И загадочных древних ликов На меня посмотрели очи.  Десять лет замираний и криков,  Все мои бессонные ночи  Я вложила в тихое слово. И сказала его напрасно. Отошел ты и стало снова На душе и пусто и ясно
На стихи поэтов написано множество песен, романсов.
Звучит романс «Гори–гори, моя звезда». Исполняет студентка (играет на скрипке).
Ведущий 1. А сейчас послушаем стихи Антонины Тимофеевны Гурьевой.
Студенты читают стихотворения. 
«Рождение стихов»;
  «Одуванчики»;
«Астра»;
«Живу как в пазухе у Бога».
Ведущий 1. А сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками.
Назовите современных поэтов. (Ответы студентов).
Талантливые студенты есть и в нашем колледже.
Свое стихотворение читает студентка второго курса «Мне не больно».
3.Беседа с поэтессой.
Ведущий 1. Предоставляем слово Антонине Гурьевой.
Поэтесса читает свои стихи, отвечает на вопросы студентов.
4.Подведение итогов.










Заголовок 115