Внеклассное мероприятие Семейные ценности в казачьей семье


Сечина Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания
«Семейные ценности в казачьей семье»
Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов

Цели и задачи:
- расширить знания учащихся о жизни, традициях и семейных ценностях донских казаков;
- показать на каких нравственных ценностях строились отношения в казачьих семьях;
- воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;
- продолжить формирование основных умений: проводить поиск исторической информации в источниках различного типа, критически анализировать информацию, формулировать собственную позицию, представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Семья! Как нежно и трогательно звучит это слово. Наверное, каждый из нас мечтает о хорошей, надёжной, дружной и крепкой семье. Как это здорово, когда человек может опереться на родное плечо, когда у него есть родной дом, когда он с гордостью может рассказать о своих предках. Сегодня мы будем говорить с вами о семье, о том, чем являлась семья для наших предков - донских казаков. И помогут мне сегодня мои помощники…(представляет учеников, которые будут проводить конкурсную программу).
1 ведущий:
У Дона-батюшки реки живут лихие казаки, не мыслят жизни без любви и ярких песен. И лишь лихому казаку любая трудность по плечу и счастья таинства секрет давно известен! (Николай Дик)
2ведущий: Сегодня участникам нашего конкурса предстоит доказать, что они достойные наследники своих дедов, прадедов и знают секрет семейного счастья. Каждая группа получила домашнее задание - в увлекательной форме рассказать о том, что составляло нравственные основы казачьей семьи и о традициях семейного воспитания в них. Мы представляем на суд зрителей и жюри защиту проектов двух наших команд.
Защита проекта 1 группы «Детишек воспитывать - не курочек пересчитывать» (о семейном воспитании в казачьей семье).
Защита проекта 2 группы «Каков казак-отец, таков и сын молодец» (о нравственных основах в казачьих семьях).
Защита сопровождается мультимедийной презентацией.
1 ведущий: Родственные узы высоко ценились казаками. Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице.
2 ведущий: Семья складывается не только из родителей. Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить.
Предлагаем вам принять участие в конкурсе «Как правильно называется родня».
Вопросы для 1 команды:
1.К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это?
Ответ: родители мужа.
2.Вы поздравляете шурина с днем рождения
Ответ: брат жены
3. К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка.
Вопросы для 2 команды:
1.К вам пришли тесть и теща. Кто это?
Ответ: родители жены.
2.Вы приглашены в гости к деверю. Кто это?
Ответ: брат мужа.
3. Золовка пригласила вас на свою свадьбу.
Ответ: сестра мужа.
1 ведущий: Мы предлагаем вашему вниманию стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина. Могло ли такое быть в казачьей семье?
Инсценировка стихотворения.
Чтец:
Дивчину пытает казак у плетня:
Казак:
Когда ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для милой моей
И светлых цехинов и звонких рублей…
Чтец:
Дивчина в ответ, заплетая косу:
Оксана:
Вчера мне цыганка гадала в лесу.
Сказала она: мне полюбится тот,
Кто сердце мне матери в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей…
Дай сердце мне матери старой твоей,
Я пепел ее настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю.
Чтец:
Казак с того дня замолчал, похмурнел.
Борща не хлeбал, саламаты не ел.
Кинжалом рассек он у матери грудь
И с трепетной ношей отправился в путь.
Вот сердце ее на цветном рушнике
Любимой несет он в дрожащей руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крыльцо, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Предполагаемый ответ: вряд ли сын мог пойти на такой поступок, так как отношение к матери у казаков считалось святым.
1 ведущий:
Где- то в дальнем углу антресолей
Старомодный, пылью покрытый
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки истории.
2 ведущий: История семьи… Что может быть интереснее и увлекательнее. Найти старые вещи, фотографии, письма, предметы быта и приоткрыть дверь в мир, которого уже нет, сравнить его с нашей жизнью и откровенно удивиться, что между нами есть сходство, пусть самое маленькое. Во многих казачьих семьях традиции и обычаи не исчезли полностью. Их сохранили старшие родственники, а значит, и нам доверено судьбою, передавать по наследству не только семейные реликвии, хранящиеся бережно в доме, но и традиции казачьего рода.
Наш следующий конкурс «О чем расскажет старый чемодан» (от каждой команды один представитель рассказывает о какой-либо семейной реликвии)
Выступление учащихся.
1 ведущий: В настоящих казачьих семьях знают много поговорок и пословиц, ведь в них скрыта необычайная мудрость. Мы предлагаем вам расшифровать казачьи поговорки, раскрывающие сущность казачьего характера.
Задания для 1 группы:
«Была бы голова, будет и булава» (если есть разум - обязательно выйдешь в люди);
«Господа старики - первейшие казаки» (старшим - уважение и почёт);
«Казан проверяют по звону, а казака - по слову» (слово казака крепко);
«Ты ещё в бочке кис, а на мне уже мундир вис» (молод ты ещё против меня);
«Где хозяин ходит, там и хлеб родит» (результат там, где хороший труд хозяина);
«Дом под жестью и кобель под шерстью» (хороший хозяин).
Задания для 2 группы:
«Бог не без милости, казак не без счастья» (повезёт, не теряй надежды);
«Донская земля дармоедов не кормит» (на Дону трудом будешь сыт);
«Как ложкой, так и шашкой»(и за столом, и в сражении горазд) ;
«Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет» (честь ему дороже жизни);
«Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец» (что ни возьми - казак умеет всё);
«Не атаман при булаве, а булава при атамане» (личные качества важнее причастности к власти).
2ведущий. Сегодня, к сожалению, молодое поколение не всегда может понять диалект казаков. Я буду называть старые казачьи слова, а вы объясните их значение.
1 группа 2 группа
Чувяки – тапочки
Круглик – пирог
Вечерять – ужинать
Буханка – булка
Взвар – компот
Чебак - лещ
Баз- огороженная часть казачьей усадьбы для содержания скота Батя – отец
Хворать – болеть
Гутарить – говорить
хай – пусть
Каймак – густые пенки
Жалкай –милый, любимый
Сапетка - корзина

1 ведущий: А теперь вставьте пропущенное слово в отрывки из стихотворений Ираиды Мордовиной.
1.Решил казак с женоюСвоей семьёю жить...Решил он отделиться,___________ свой заложить.
Ответ: курень.
2.Ставь молоко в духовкуВ обычном чугунке.Оно пусть протомитсяНа жарком угольке.
Покроется румяной
_________ пеленой:Коричневой, бугристой,Поджаренной каймой.
Ответ: каймачной3.Такой ледник в хозяйстве летом нужен.В нём молоко хранится, мясо и каймак,Опять же квас на леднике остужен...Без __________в жару нельзя никак.
Ответ: погреба
4. Неторопливо на гумне гуляют куры,В курятник призывает их петух.Баранья сохнет под навесом шкура.За базом, в глубине, с свиньёй ________..
Ответ: катух.
1ведущий: Подошло время подвести итоги нашего конкурса.
Подведение итогов конкурса.
Награждение.
Заключительное слово учителя: Примеры из жизни донских казаков подтверждают, что в основе настоящей крепкой семьи лежит любовь, верность, чистота отношений, умение выстоять в трудных жизненных ситуациях. Это бесспорно ценится и сегодня. А каждая хорошая семья строится на уважение друг к другу, на сохранение нравственных основ и традиций, которые передаются из поколения в поколение.
2 ведущий:
Береги свою семью,Почитай свою родню.Святыня брака – есть семья,Нос совать суда нельзя.Старших в доме почитай,Младших ты не обижай.
1 ведущий:
Чти отца свою и мать,И воспитывай ребятВ духе предков-стариковИ старейших казаков.Защищай свою жену - Береги свою семью!Надо казаком родиться,Чтоб весь век судьбой гордиться!
(Николай Дик)
Литература
Бондарева Н. С почтением к мужчине, с любовью к женщине // Домашнее воспитание.// — 2004. № 3. — С. 14-18.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: AKADEMIA, 1999.
Казачество:Энциклопедия / Редкол.: А.П. Федотов и др. М: Инфра-М, 2003.
Калач-на-Дону:энциклопедия /гл. ред., автор сост. Е.А. Мохов.Волгоград: Издатель, 2012.
Донские казачьи поговорки под редакцией Алексея Кочетова главного хранителя музея-заповедника М.А.Шолохова/ Александр Щебуняев - http://artkazak.hut.ru / http://rslovar.com/content/Николай-Дик-стихи-для-подростков-казаковhttp://www.mordovina.ru/verses/grp6/554/