Классный час на тему Искусство жить в семье. Семья и семейные ценности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 п. ЗАГОРСКИЙ




Классный час

"Искусство жить в семье.
Семья и семейные ценности».





подготовила
классный руководитель 9 класса
Рзянина Н.А.








2012-2013 уч.г.

Цель:

1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
4. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
5. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Задачи:
привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества.
Развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
Что для тебя означает понятие семья?
Какая семья считается счастливой?
Требует ли жизнь в семье большого творчества?
Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?




















ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.


Классный руководитель.
Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я рад вас видеть после летних каникул. За лето Вы повзрослели, окрепли, отдохнули в кругу семьи. Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести в этом году 1 сентября «Уроки семьи и семейных ценностей». Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Я и моя семья».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Классный руководитель.
Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.
А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Рассказы учащихся.
Классный руководитель.
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи.

Рассказы учащихся.
Анкетирование учащихся.

Классный руководитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Вопросы учащимся и родителям:

Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы).

Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
(Ответ: тётя).

Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).

Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?

Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)

Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)

Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)


Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)

Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)

Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)

Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)



В каждой счастливой и не очень счастливой семье рано или поздно возникают проблемы. И мы говорили с вами о том, насколько важно вести себя корректно в семье в тех случаях, когда возникают проблемные ситуации. Мы только упоминали об этом, но к решению семейных проблем еще не приступали. Это можно будет сделать уже сегодня, прямо сейчас.

Итак, начинаем! Одни подростки хотят во многом походить на своих родителей, другие ни в чем не хотят быть похожи на них, но известно, что всем молодым людям и девушкам хочется быть добрыми родителями. К этому выводу мы пришли на одной из предыдущих встреч.

Да, нам не нравится, когда нас взрослые не понимают, когда они на нас кричат, когда они нас наказывают. Да, легко возмущаться кем бы то ни было, пока на его месте не окажешься сам. Вам сейчас предоставляется возможность стать родителями и попробовать свои силы на деле: “ваши дети” будут вас озадачивать, а вы будете осуществлять воспитательный процесс, т.е. воспитывать их. Говорят, век живи – век учись. А нужно ли учиться быть родителем? Хорошим родителем? Хотите “повоспитывать” кого-нибудь? Только все серьезно.

Компания собралась приличная. Ребята интересные, хорошие, немного озорные, веселые. В общем, самые подходящие будущие отцы. И барышни все симпатичные, добрые, веселые.

Чтобы начать игру, все желающие садятся за парты (или за столы). Так как мы будем разбирать семейные проблемы, нам необходимы семьи (т.е. пары, исполняющие роль семьи). Сами выбирать себе пару не будем. Выбрать подходящего “супруга” поможет следующая игра, которая определит, кто с кем составит наиболее удачные пары.

Задание 1. Перед каждым из участников лежат листочки и ручки. Ведущий называет слово, существительное, а участники записывают его и подбирают к нему определение (например: небо – голубое, облачное, бесконечное, лазурное и т.д.). Существительные можно подобрать разные: небо, дом, магазин, ветер, волны, город, горы и др. Те учащиеся (т.е. девушка и парень), у которых совпадет наибольшее количество подобранных определений, составляют пару, т.е. семью.

Итак, семьи уже есть. Каждая семья занимает свою парту-квартиру. На второе задание для участников подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова:

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” Л.Толстой;

“Взаимная любовь скрепляется детьми” Менандр;

“Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы” Н.Карамзин;

“Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость” Ж.Руссо;

“Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им” В.Ключевский;

“Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени” Я.Райнис;

“Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери” В.Сухомлинский.

(Можно подобрать пословицы о семье и воспитании или другие изречения).

Задание 2. Теперь парам предлагается вытянуть конверт, в котором лежат слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его присутствующим и, посоветовавшись друг с другом, прокомментировать его.

Учащимся дается время на составление и обсуждение высказываний. Необходимо помнить о том, что мы не соревнуемся, а пытаемся постичь искусство семейных отношений. Поэтому пары по желанию комментируют изречения, а соседи, т.е. другие пары, высказывают свое мнение.

Пока пары обсуждали, прошло время, в их семьях родились дети. Теперь молодые семьи будут себе представлять, каким вырастет у каждой из них ребенок, предположим, девочка.

Задание 3. Все люди умеют мечтать. Мечтать, говорят, не вредно. Наши пары тоже сейчас начнут “мечтать”, то есть записывать на листочках, чему они хотели бы научить свою дочь, как хотели бы ее воспитать, какой хотели бы видеть ее взрослой.

(Каждая пара зачитывает свои записи, идет обсуждение).

Но время неумолимо, оно проходит, летит, и участники становятся родителями. Тут-то как раз и подошло время столкнуться с проблемами, обещанными вам в начале встречи.
Правильно будет, если эту часть встречи проведет психолог, хотя это условие не обязательно, если учащиеся подготовлены.

Итак, уважаемые “родители”, вам необходимо решить неожиданную для вас семейную ситуацию. Как?

Задание 4. Каждая пара вытягивает конверт с ситуацией и знакомится с тем положением, которое возникло в семье. (Здесь реакция ребят на прочитанное может быть разной: от удивления до гнева. Поэтому важно дать возможность участникам высказаться, “выпустить пар”. Очень важный момент: первое восприятие неожиданного.)

Теперь парам дается время для обсуждения проблемы внутри семьи. Обязательно напомнить ребятам о том, что ситуации неожиданные для их семьи, сложные, и предложить перечень вопросов, с помощью которых им будет легче принять решение.

Вопросы:

Что вас в вашей ситуации огорчает, что успокаивает?

Вы считаете такое поведение нормальным для вашей дочери?

Может быть, вы приветствуете ее поступок? Или считаете недопустимым и хотели бы запретить? Почему?

Вы сможете как-то доказать свой запрет дочери? (Знайте, что ваши доказательства должны быть убедительны не только для вас, но и для вашей дочери)

Как вы будете доказывать свою правоту? С помощью эмоций, возмущения, плача, ремня или чего-то другого?

Почему могло произойти все это?

А как можно было предупредить эту ситуацию, не допустить?

Каждая пара, посоветовавшись, читает всем свою семейную ситуацию и рассказывает, каким образом будет объясняться с дочерью. В обсуждении ситуаций участвуют только семьи. После обсуждения каждой ситуации ведущий или психолог напоминает о том, что неразрешимых ситуаций в жизни нет, потом делает анализ решения “семейного совета”, причем обращает внимание прежде всего на все положительное в воспитательном подходе в данной семье. (На этом этапе присутствующие учащиеся могут задавать вопросы семьям и психологу).


В конце обсуждения каждой ситуации делаем вывод: неразрешимых ситуаций в жизни нет, надо только постараться спокойно все обдумать, если есть возможность, с кем-то посоветоваться, и после этого принять нужное решение.

Таким образом, разбираются все имеющиеся ситуации.


Девочка целый месяц не посещала школу. Учитель вызывает родителей в школу. Мама объясняет, что ее дочь каждое утро идет вместе с ней в школу.
Учитель: «А вы обратили внимание на дневник, почему в нем нет записей домашних заданий?»
Мама: «Да, но дочь сказала, что ничего не задают!»
ВОПРОС: Как бы вы поступили в данном случае как родитель?
Мама просит вынести мусор. Сын (дочь) слушает музыку и отмахивается: «Сейчас!».
ВОПРОС: Что делать в такой ситуации? Как правильно поступить?

Однажды сын является домой в нетрезвом состоянии.

ВОПРОС: Ваши действия?



Папа подозревает (по косвенным причинам), что его сын (или дочь) крадет у него сигареты и курит.
ВОПРОС: Ваши действия?


Восьмиклассник стреляет на уроке алгебры из резинки, грубит учителю. Учитель пишет докладную директору с требованием принять меры. Мама отстаивает своего сына, обвиняет педагогов в предвзятом отношении к ее сыну. Восьмикласснику предлагают написать объяснительную, на что мама вначале запрещает ему писать, а потом диктует сыну текст объяснительной, в котором говорится о том, что учитель его притесняет.
ВОПРОС: Оцените ситуацию с точки зрения родителя. Как бы вы поступили в таком случае?



Компания восьмиклассников гуляла в парке. Вдруг к мальчишкам подошел наряд милиции и стал обыскивать каждого. Ребята возразили, что их не имеют права обыскивать, за что были доставлены в отделение милиции, а затем отпущены.
ВОПРОС: Правомерны ли действия милицейского патруля? Что делать в сложившейся ситуации?

Родители узнали, что компания, в которую входит их сын (дочь) ведет неправильный образ жизни: парни и девушки курят, выпивают. Родители пытались убедить ребенка в том, что нельзя так проводить свободное время. Но сын (дочь) пригрозил уйти из дома, если его (ее) не будут отпускать гулять на улицу.
ВОПРОС: Как бы вы поступили, будучи на месте родителей?



Мама просит вынести мусор. Сын (дочь) слушает музыку и отмахивается: «Сейчас!».
ВОПРОС: Что делать в такой ситуации? Как правильно поступить?


Мальчик перешёл в другую школу. В классе его не принимают: обзывают, забирают вещи, стараются всячески досадить. Мальчик пожаловалась маме, та пришла в школу для решения проблемы. После этого мальчика стали называть «маменькиным сынком» и объявили бойкот.
ВОПРОС: Что делать в такой ситуации? Как правильно поступить?

Восьмиклассник пришел очень поздно домой, не забрав брата из детского сада, и на расспросы родителей ответил, что его задержал учитель, заставив выполнять контрольную работу. Мама на следующий день пошла в школу за разъяснениями, но учитель объяснил, что мальчика на дополнительных занятиях не было и где он провел время, он не знает.
ВОПРОС: Как бы вы поступили на месте родителя?


Мама обнаружила, что из дома стали пропадать деньги, подозрения пали на сына. Но он объяснил, что деньги у него забирают старшеклассники, а если им не отдать, сколько они
потребуют, то пригрозили сильно побить. В ходе разбирательств было выяснено, что деньги мальчик тратил на компьютерные игры, и никакого вымогательства не было.
ВОПРОС: Как бы вы поступили в данной ситуации как родитель? Что делать?



У девочки появился друг старше ее на пять лет, известный в округе хулиган. Они гуляют по вечерам, девочка часто задерживается, от нее пахнет сигаретами. Мама запрещает своей дочери встречаться с парнем, но та грозится убежать из дома вместе с ним.
ВОПРОС: Как поступить в данной ситуации? Ваши действия.



Для закрепления благоприятного впечатления от игры, общения (в том случае, если цель достигнута) участникам дается последнее задание

Задание. Придумать и пожелать друг другу в паре что-то приятное. Можно написать пожелания на листочках и обменяться ими.

ВЫВОД.
Так что же такое семья?
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья».

«Что такое семья?» - мнения учащихся в анкетах.
Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же, ваши родные и близкие вам люди- это ваша семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- «начало всех начал». Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Ребята, а кто знает секреты семейного счастья»? Каковы условия семейного счастья?

Ответы учащихся.

Классный руководитель:
(еще несколько условий, если их не назвали)

Сходство привычек и интересов.
Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
Равное выполнение всех семейных обязанностей.
Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
Жить по средствам, довольствуясь малым.
Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
Принимать решения совместно.

Классный руководитель:
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

Ответы учащихся.

Классный руководитель:
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Всем спасибо!




































15