Классный час : «Жизненные приоритеты и цели, которые мы выбираем»


Учитель начальных классов –Ескалиева Э.А.
Тема: «Жизненные приоритеты и цели, которые мы выбираем»
Цели: дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Ход классного часа
Орг.момент. Психологический настрой
Беседа «Что такое счастье?»
Кл. руководитель.
Здравствуйте!  Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье.
Иногда  мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на кл. часе. Но сначала вспомним правила ведения диалога.
А что такое счастье?
Когда все получается.
Когда все живы и здоровы.
Когда тебя уважают.
Когда ты занимаешься любимым делом.
А как стать счастливым?
Выиграть в лотерею.
Найти клад.
Достать волшебную палочку.
Много работать, чтобы воплотить свою мечту.
А счастье бывает разного роста:
 от кочки и до Казбека
В зависимости от человека.
От того, какие ценности человек выбирает для себя. Ценности делятся на материальные и духовные. Назовите материальные ценности. Духовные ценности?
Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена.
Кл. рук-ль. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбирать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять.  Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовем эту лестницу «лестницей счастья».
3. Обсуждение ситуации.
Кл. рук-ль. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на Пик счастья? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.
Деньги непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и все потерять. Это – мнимая ценность.
Власть тоже можно потерять. Президентов переизбирают, царей свергают и даже убивают. Это – тоже мнимая ценность.
Слава – тоже мнимая ценность. Ее легко потерять. Даже известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
4. Составление проектов «Лестницы к счастью»
Кл. рук-ль. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.
  Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные истинные ценности – участники каждой группы должны распределить слова по группам:
1 группа - ценности повседневной жизни ( прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку)
2 группа – ценности  человеческих отношений (благодарность, уважение, сострадание,  толерантность)
3 группа – ценности высшей сферы духовной жизни (чуткость, доброта,  милосердие, способность  сопереживать)
Комментируют свой выбор, если они ошибаются, учитель помогает им сделать правильный выбор.
Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?
ответы детей. 3-4 человека Спасибо.
Ученик:У самого кромешного предела
И даже за него теснимый веком
Я делал историческое дело
Упорно оставался человеком.
5. Словарная работа.
Кл. рук-ль. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).
Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И.Ожегова и В.И.Даля – нашли такие значения указанных слов.
Ученик 2.Цель – предмет стремления; то, что надо, желательно осуществить.
Ученик 1. Успех – удача в достижении чего-либо, общественое признание, хорошие результаты в чем-либо.
Ученик 2. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
 Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель –успех – счастье.
Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.    
               Подумайте  над следующей историей.
   В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.
        Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
       Вопросы учащимся:
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
7. Минута откровения.
 Вывод: Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери.
 Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом.
8. Работа в группах.
Кл. рук-ль. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения, записанные на слайде. На задание отводится 3 минуты.
1.Преуспевающий человек –это человек, который…
2.Неудачник – это человек, который…
3.Человек в жизни состоялся, если он имеет…
4.Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…
Три минуты прошло, слушаем представителей 1-ой группы (затем слово дается представителям других групп).
Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?
1.Чтобы стать счастливым, нужно:
Уметь мечтать (иметь цель в жизни)
2.Настойчиво идти к своей цели
(успех тебя обязательно найдет)
3.Будет успех в конкретном деле –
Будешь счастливым человеком.
Кл. рук-ль. Спасибо всем за работу.Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя? Составьте синквейн по теме нашей беседы.
А какую ценность вы возьмете из нашей школьной жизни?
песня.
8. Заключительное слово.
Кл. рук-ль. В заключение нашего разговора я расскажу вам, ребята, древнюю притчу о каменотёсах.
Три каменотёса усердно работали в каменоломне. Философ  спросил их, что они делают?
- Неужели не видишь- дроблю эти проклятые камни!- раздражённо буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь,- пожал плечами другой.
- Я строю храм, - ответил третий.
Мне кажется, что каждый из каменотёсов  тоже  идёт по лестнице  счастья. Но будет ли счастлив первый каменотёс?
(Нет, он никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели)
- А второй?
( Второй будет счастлив до тех пор, пока сможет зарабатывать себе на жизнь)
- А третий?
( Да, т.к. он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живёт)
Кл. рук-ль. Я желаю вам, ребята, в вашей повседневной  жизни не просто дробить  камни или  зарабатывать себе на жизнь, а  ставить перед собой  высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по- настоящему счастливыми людьми и проживёте свою жизнь «  бодро, осмысленно, красиво.