Статья Православные духовные ценности

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»

Современная школа как система воспитания и образования.
Православные духовные ценности в современной школе.

Учитель истории и обществознания высшей кв. категории Валова Галина Владиславовна


«Знать Россию - это знать её тело, её душу и её дух. Знать её историю, географию, статистику, её словесность и искусство, её веру».
А.С. Пушкин

Сегодня Россия нуждается в одухотворённых гражданах, умеющих грамотно использовать гуманитарный потенциал, суммарный опыт исторического развития народа.
Систему воспитания и обучения строим в нашей общеобразовательной школе № 2 г. Надыма на принципах нравственного просвещения. Единая методическая тема коллектива: «Совершенствование духовного, физического и умственного развития школьников как основа здорового образа жизни».
Духовно-нравственное воспитание на ступени начального общего образования осуществляем на основе Программ нравственного воспитания.
Школьное образование на ступени основного общего и среднего общего образования, основанное на усвоении специальных научных знаний, дополняем элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей. На протяжении трёх последних лет, опираясь на познавательные потребности и интересы обучающихся 9-х – 11-х классов, в школьный компонент учебного плана введён предпрофильный элективный курс «Основы нравственности». Благодаря этому курсу ученики углубляют свои знания о православной культуре, получают сведения о церковной и библейской истории как части истории общечеловеческой, о святых и подвижниках Православия на Руси, имеют возможность связать воедино духовное и материальное, теоретическое и практическое.
Формирование духовно-нравственных качеств личности происходит на всех уроках, но особое значение имеют уроки истории, обществознания, литературы. Преподавание этих курсов сегодня отражает реалии нашего общества. Результатом является заинтересованность ребят в состоянии духовности и нравственности в современном обществе. Это подтверждают темы проектно-исследовательских работ обучающихся «Целомудрие – семейная ценность, утрата целомудрия - результат ранних межполовых отношений подростков и молодых людей юношеского возраста», «Целомудрие как семейная ценность в половом воспитании детей», представленные на школьной научно-практической конференции учащихся «Эрудит», а затем на VII Окружной заочной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» и получившие первое место.
Классные руководители планируют свою деятельность в соответствии с основными направлениями воспитательной работы и представляют на:
заседаниях Школы воспитательной работы («Современные подходы к нравственному воспитанию в классном коллективе», «Пути формирования духовных свойств личности». Из опыта работы»);
педагогических советах («Духовное и физическое развитие личности – основа личностного роста ученика», «Содержательная деятельность педагогического коллектива по духовному и физическому развитию личности школьника», «Духовное совершенствование и физическое развитие школьников как основа здорового образа жизни»);
в рамках школьных методических конкурсов (на лучшую разработку родительского собрания, недели нетрадиционных внеклассных мероприятий).
Классные руководители отдают предпочтение духовно-нравственному воспитанию школьников. Подтверждением являются темы открытых занятий и внеклассных мероприятий: «Сын земли Русской», «Светлый праздник Пасхи», «Загляните в семейный альбом». С 2001 года педагоги школы проходят курсы повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания, которые проводит Тюмено-Тобольская Епархия («Основы православной культуры и религи»).
Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности, для позитивного демографического развития Семья – социум, наделяющий ребенка наследственными, родовыми качествами,  в котором берет свое начало духовно-нравственное становление личности. В семье ребенок усваивает основы морали и этики, эстетического воспитания, систему ценностей, на которой базируются личностные смыслы человека, определяющие активность его жизненной позиции, сферу приложения сил и способностей. Не случайно в нашей школе появились новые традиции: «День отцов», «День матери», «День семьи», «Веков связующая нить». Это общешкольные праздники, на которых ученики и их родители знакомятся с историей развития конкретных семей, делятся родословной своей семьи. На этих мероприятиях мы чествуем родителей, которые ответственно относятся к воспитанию своих детей, сотрудничают с классным и школьным коллективом.
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всём историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Есть свои традиции и в нашей школе. Акции «Подари улыбку миру», «Лето 200...», «Дар открытых сердец» способствуют формированию нравственных устоев, практической реализации важнейших человеческих ценностей, выстраиванию линии поведения, выражению отношения к обществу и к самому себе.
Традиционными стали встречи педагогов, обучающихся и родителей со служителями Свято-Никольского храма Тюмено-Тобольской Епархии: настоятелем храма Иереем Артемием Почекутовым и миссионером Свято Никольского храма Кобелевым Василием Олеговичем, по вопросам «Православное воспитание школьников», «Семейные отношения и половое воспитание». «Религиозная картина жизни в современной России», «Проблемы демографии в современной России».
Школа – муниципальный координатор Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!». Ученики школы активные участники Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!» в 2015/2016 учебном году (таблица 1)

Таблица 1

Количество участников школьного тура
Количество участников муниципального тура
Количество победителей муниципального этапа
Рейтинг школы по количеству победителей
Эффективность участия образовательных учреждений (%)

12
7
6
2
86



а также творческих мероприятий и конкурсов разного уровня (таблица 2)





Таблица 2

№ п/п
Название мероприятия
Месяц
Руководители
Кол- во
Ф.И. учеников
Результат


Муниципальный этап II Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси»
ноябрь
Литвинова А.Б.
Сергеева Е.И.
Муллагалеева Э.Р.
5
Колесник Яна,10а
Менщикова Анастасия,5а
Шабельник Екатерина,5а
Зверева Галина,6б
Андронова Ксения,5а

№ 662 от 24.11.08
1 место
3 место
2 место
3 место
1 место


Муниципальный этап окружного конкурса творческих работ обучающихся и студентов «Моя Семья»
октябрь
Муллагалеева Э.Р.
5

Шуклина Виктория
Кунц Ангелина
№ 659 от 19.11.08
2 место
грамота


Районный конкурс творческих работ «Ее величество Семья»
апрель
Муллагалеева Э.Р

3
Дробот Анжелика, 5в
Андронова Ксения, 5а
Пефтиева Мария, 3а
участники


Окружной конкурс творческих работ обучающихся и студентов
«Моя семья»
октябрь
Муллагалеева Э.Р.
2
Кунц Ангелина, 3б
Шуклина Виктория, 3б
поощрительный приз
2место



С целью формирования ценностных ориентиров более десяти лет центр воспитательной работы отслеживает уровень развития общечеловеческих ценностей старшеклассников. Диагностические данные помогают центру воспитательной работы и каждому классному руководителю корректировать, расставлять акценты в приоритетных направлениях воспитательной деятельности классного коллектива и школы.
Из сравнительной таблицы видим, что выбранные общечеловеческие ценности за три года практически остались неизменными. Ученики 8-11 классов в течение трех лет считают приоритетными: здоровье, семью, друзей, образование, мир, Отечество, Родину, интересную работу (таблица 3)

Таблица 3
Приоритеты общечеловеческих ценностей старшеклассников

2006/2007 уч. год
2007/2008 уч. год
2008/2009 уч. год

1 место
Семья
1 место
Семья
1 место
Семья

2 место
Здоровье
2 место
Мир. Отечество. Родина
2 место
Здоровье

3 место
Мир. Отечество. Родина
3 место
Здоровье
3 место
Образование.

4 место
Образование. Интересная работа
4 место
Образование
4 место
Мир. Отечество. Родина

5 место
Друзья
5 место
Интересная работа
5 место
Интересная работа


Стратегия духовно-нравственного развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» направлена на введение в учебные планы образовательного курса «Основы православной культуры и религии» и готова стать опорной школой в Надымском районе по его методическому обеспечению.




15