ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
« О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Подколзина Татьяна Алексеевна
МКОУ «Заокская СОШ им. Героя России Сергея Бурнаева»
Тенденция к ухудшению здоровья детей наметилась во всем мире. Статистические данные показывают, что среди школьников здоровых не более 10-14 %. В нашем районе за последние время растет число психоневрологических заболеваний среди детей, распространяется педикулез, сахарный диабет, увеличилось количество детей – инвалидов детства.
В Тульской области из каждой тысячи детей семеро страдают бронхиальной астмой, в Заокском же районе – 13.
Неутешительные данные в нашей школе. Более 25% детей страдают серьезными заболеваниями. У 23 обучающихся начальных классов сколиоз, у 18 – снижение остроты зрения, у 12 – панкреатит, увеличение щитовидной железы диагностировано у 8 человек, пиелонефрит – у пяти. Есть дети, больные эпилепсией, ожирением, сахарным диабетом.
Прежде всего рост заболеваний связан с образом жизни и с ухудшающейся экологической обстановкой. Но почему столько больных детей в нашей экологически чистой зоне? Ведь мы всегда занимались здоровьесбережением. Это направление в деятельности школы приоритетно.
Многие тревожные факты мы связываем с миграцией в наш район населения из других регионов России. Но, проанализировав ситуацию глубже, мы пришли к выводу, что в нашей работе не было системы.
В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Одним из основных направлений развития общего образования определено здоровье школьника. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье. Это одно из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Исходя их целевых установок стандартов второго поколения, видно, что современного человека определяют ориентированность на знание и использование новых технологий, активная жизненная позиция, здоровый и безопасный образ жизни. Эффективность учебного процесса определяется степенью учета физических и психологических особенностей учащихся. Только здоровый ребенок способен овладеть школьной программой, нарушение здоровья ведет к трудностям в обучении. Ребенок проводит в школе большую часть своей жизни, кто же как не учитель, должен помочь ему узнать, как сохранить, каким образом поддерживать свое здоровье, как предупредить различного рода заболевания.
Мы объединили усилия всего педагогического коллектива по сохранению и поддержанию здоровья наших детей. В основе нашей совместной деятельности стоят три взаимосвязанные задачи: приобщение обучающихся к знанию о человеческом организме, о факторах, неблагоприятно воздействующих на него, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Я считаю, что главная причина наших болезней – экология. Силы для борьбы с болезнями мы должны взять у природы. Мы её частики и живем по её законам, а значит, обязаны её беречь. Сама природа поможет нам. Так экологические знания интегрируются с медицинскими.
В рамках Экологического марафона в школе прошел «Мониторинг без приборов» - практические советы по экологической безопасности. Все дети приняли участие в разработке экологической азбуки действий в неблагоприятных условиях. По результатам этой работы школа получила приглашение участвовать во Всероссийском конкурсе учащихся «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам России»
Углубить знания о природе-помощнице позволяет краеведческая работа. Наши дети участвовали в заготовке лекарственных трав на территории музея А.Т. Болотова и делали это так, как когда-то сам Андрей Тимофеевич. Из богатейшего материала о жизни нашего земляка- ученого дети узнали и о его способах лечения крестьян различными травами.
На базе музея работают ученые Пущинского научного центр. Результаты их исследований мы используем при подготовке к урокам. Цель таких уроков – определить проблемы м предложить пути их решении. Вот, например, как выстраивается урок по теме «Питание и здоровье». Я хочу научит детей правильно питаться, выбирать пищу не только вкусную, но и полезную. Готовясь к уроку, вместе с детьми я подбираю наглядный материал, дополненный литературными источниками, энциклопедическими данными, сведениями из обиходной жизни, ресурсами интернета.
Обсуждая, какой обед безопасен для здоровья, мы прислушиваемся к практическим советам по снижению содержания нитратов в продуктах питания, разработанным учеными Пущинского центра. Я учу ребят противостоять телевизионной рекламе: ведь рекламируются далеко не самые полезные продукты. И для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, дети вместе с родителями собирают материал из различных источников на тему «Небезобидный продукт».
Такие комплексные уроки развивают у школьников начальных классов способность мыслить, высказывать свои идеи, обмениваться мнениями, выстраивать логические цепочки рассуждений. На таких уроках формируется система универсальных учебных действий.
Восточная мудрость гласит: «Рана, нанесенная кинжалом, заживет; рана, нанесенная совами, не заживает никогда». Вот и мы на уроке говорим о том, как разговаривать и спорить, чтобы не обидеть собеседника, считаться с его настроением и мнением, не разрушая его душевного здоровья. Происходит формирование коммуникативных и личностных учебных действий.
На уроке по этой теме я привлекаю материал, собранный при проведении коллективно-творческого дела «Парад овощей». Как рады бывают дети, когда я использую при объяснении нового материала в качестве примеров их собственные советы, рецепты, сочинения о тех или иных овощах.
Хочу отметить практическую направленность уроков. Говорят, самое большое открытие то, которое сделал сам. Таким открытием для младших школьников стал хлорофитум. Это комнатное растение содержит, фитонциды, убивающие болезнетворные микробы, и выделяет кислорода в четыре раза больше, чем другие растения. Познакомившись с этим чудесным растением, мы решили развести его в школе. Более того, каждый ребенок взял домой отросток хлорофитума, «чтобы воздух был чистым».
На уроках мы больше говорим. Но чтобы не допускать переутомления, обязательно проводим физкультурные минутки – выполняем комплекс упражнений, разработанный специалистом-психологом.
Известный педиатр Г. И. Сперанский считал, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для здоровья. Поэтому в режиме дня школьника две ежедневные прогулки в любое время года: и солнечную, и в пасмурную погоду. Первая прогулка- после трех уроков, вторая в группе продленного дня.
Одно из направлений работы по укреплению здоровья и профилактике заболеваний – спортивное. Физическое развитие обеспечивает крепость мускулов, надежность сердечнососудистой и дыхательной систем. Новогодний праздник в классе мы вместе родителями заменили на массовое гуляние на свежем воздухе.
Коррекцией процесса формирования здорового образа жизни занимается школьный психолог. Он проводит консультации для родителей, учителей, выступает на педагогических советах, методическом объединении классных руководителей, районных методических объединениях учителей-предметников, заместителей директоров по воспитательной работе.
Курс оздоровления детей полнее и продуктивнее, если родители принимают в нем участие. Мне помогают не только родители, но и бабушки и дедушки, на что я почти не рассчитывала.
Сейчас все вместе мы работаем над созданием книг здоровья. Для каждого ребенка это должно стать интересным, важным делом. В этих изданиях» отражается информация, полученная на уроках и в самостоятельном поиске, сведения о своем здоровье, динамике развития. Для меня эти книжки станут не только средством, позволяющим оценить уровень и качество полученных знаний, но и источником сведений об уровне здоровья моих учеников. А всё вместе: и обучение, и поддержание двигательной активности, и нацеленность на безопасную жизнедеятельность – поможет создать обстановку, когда ребенок захотел бы быть здоровым.
Нам, взрослым, необходимо уделять должное внимание формированию устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни, осознанного отношения к собственному здоровью, факторам, оказывающим позитивное и негативное влияние на здоровье; формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровья в повседневной жизни, включая в себя создание экологической безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры, эффективной организации, физкультурно-оздоровительной работы, формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Список используемой литературы
1. Айэман, Р.И. Этапы мониторинга здоровья учащихся [Текст] /Р.И.Айэрман// Школьные технологии.-2015.-№3.-С.87-94
2. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы [Текст] / В.В.Елисеев// Практика административной работы в школе.- 2010.-№8. С.68-69.
3. Латынов, И.К., Лукин, В.И. Повышение двигательной активности учащихся начальной школы [Текст] /И.К.Латынов, В.И.Лукин// Начальная школа.-2010.- №9.
4. Храпова, А. Разработка программы «Школа – территория здоровья» [Текст] /А.Храпова// Школьное планирование. – 2010. - №5. - С.24-33.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).