Ролевая игра — пресс-конференция по теме Российская государственная символика (9 класс)

Ролевая игра – пресс-конференция по теме:
«Российская государственная символика. История и современность».

9-11 кл. Открытое мероприятие, посвященное 12 декабря – Дню Конституции РФ.

Разработала учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 69» Ковтун Р.Д.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности на основе изучения государственной символики и ее истории.

Задача: изучение истории происхождения герба, гимна, флага, анализ значения государственной символики; формирование устойчивого интереса к истории России; развитие умений формулировать вопросы, вести диалог, использовать при объяснении иллюстрированные материалы, работать со справочной литературой, выбирать главное.

Оборудование: плакат «Государственные символы России», звукозаписи: Государственный Гимн РФ, «Интернационал» (музыка П. Дейгера, слова Э. Портье), «Патриотическая песня» (музыка М. Глинки), иллюстрации к сообщениям «История герба», «История флага».

Эпиграфы:
«Герб и флаг страны отражают историю народа, достоинство своих граждан» М. Монтень
« клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков» А.С. Пушкин
«Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь» А. Толстой
Этапы подготовки пресс-конференции
Задание учащимся (на выбор)
Изучить справочную, научно-популярную литературу по теме
Выделить и определить необходимые понятия
Подобрать наглядный и иллюстрированный материал
Оформить плакаты, представляющие различные издания, написать высказывания
Сформулировать вопросы, уточняющие и раскрывающие основные проблемы данной темы.
Подготовка ведущего пресс-конференции: помочь подобрать необходимую литературу, подготовить вступительное слово и заключение.
Проведение консультаций для различных групп участников.

Участники игры
Группа «Знатоки»: историк, редактор историко-публицистического журнала, социолог, сотрудник научного института, искусствовед, сотрудник музея изобразительных искусств, работник исторического архива и др.
Группа «Пресса»: собственный корреспондент общественно-политической газеты, корреспондент спортивной газеты и др.
Группа «Аудитория»: ведущий предлагает принять участие в конкурсе на лучший вопрос.

Ход игры:
Слово преподавателя: в новое тысячелетие Россия вошла с обновленной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы важные вехи в многовековом историческом пути России. Музыка гимна написана в советские годы. Флаг – императорский. Двуглавый орел появился еще в Московском царстве. Символы государства означают его независимость, поддерживают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Наша страна по-разному называлась на протяжении истории. В первой статье Конституции РФ указано современное название нашего государства и определена форма правления:
«1. Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
2. Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны»
Цель нашей игры – проследить историю государственных символов России.
Музыкальное вступление: «Патриотическая песня» (музыка М. Глинки)

Ведущий: Разрешите открыть конференцию, тема которой «Российская государственная символика. История и современность». Все современные государства имеют свои главные отличительные признаки – символы их суверенитета. В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг и гимн. Это триединство начинало складываться в 19 в. Тогда же символы государственного суверенитета были закреплены законодательно. Однако это совсем не означает, что гербов и флагов не существовало ранее. В России каждый из трех символов появился в определенный исторический период, хронологически далеко отстоящий от другого. Позвольте напомнить вам ст. 70 Конституции РФ «Государственный флаг, герб, гимн РФ, их описание и порядок официального исполнения, устанавливается федеральным конституционным законом». На вопросы отвечают представители группы «Знатоки». От аудитории мы так же ждем вопросов и объявляем конкурс на лучший зрительский вопрос.

Примерные вопросы:
Какие версии происхождения Российского герба вам известно?
Что вы знаете о происхождении двуглавого орла? Как появилась печать Ивана Третьего?
Кто такой всадник – драконоборец? Можно ли считать, что это и есть св. Георгий?
Появление герба и государственных символов нередко связывают с именем Петра Первого. Подтверждается ли эта точка зрения, известны ли вам документы, в которых впервые зарегистрирован двуглавый орел как герб России? Как изменилась государственная печать при Петре Первом?
Где впервые в мире были обнаружены изображения двуглавого орла? Когда?
Как вы считаете должен ли меняться герб? Почему он меняется?
Как изменился герб России после свержения самодержавия?
Почему после распада СССР никто из независимых государств не использовал символику СССР?
В какие моменты поднимается государственный флаг?
Как называется наука о гербах и флагах?
Когда в русской истории появились знамена? Как они назывались?
Что вам известно о знаменах Петра Первого?
Когда впервые в России появился трехцветный флаг?
Как выглядел Андреевский флаг? Какую роль он сыгран? Почему он так называется?
Известно, что в России в качестве гос. флага употреблялось черно-желто-белое полотнище. Что это за флаг? Какую роль он сыграл?
Как изменился флаг в революцию? Остался ли красный флаг в числе государственных символов России?
Каково значение слова «гимн»?
Гимн какой страны является одним из самых старых национальных гимнов?
Известна ли вам работа поэта В. Брюсова о гимне?
Какую роль в современном российском обществе играют государственные символ?
После пресс-конференции ведущий предлагает знатокам определить лучший вопрос «зрительской аудитории».
В заключительном слове учитель подводит итоги.

15