Тренинг Ценностные ориентации личности. Моя жизнь -мои правила


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №19»
города Тулуна
Тренинг «Ценностные ориентации личности. Моя жизнь – мои правила»
для учащихся 14-15 лет
Автор: Майя Самсоновна Потёмкина
педагог-психолог, 1КК
педагогический стаж 15 лет
МБОУ «СОШ №19»
г. Тулун, 2016 год
Тренинг «Ценностные ориентации личности. Моя жизнь – мои правила»
Цель: Формирование умения правильно расставлять жизненные приоритеты, развитие навыков конструктивного взаимодействия личности с обществом.
Задачи: 1. Научить определять приоритетные ценности для себя.
2. Показать связь между ценностями личности и стилем жизни.
3. Развивать навыки конструктивного взаимодействия в группе.
4. Учить правильно реагировать на негативную информацию.

Оборудование: Листы формата А4 ( по количеству участников), ватман с изображением ромашки, цветные карандаши или фломастеры, листы ватмана.
Участники тренинга делятся на подгруппы по 5-6 человек. Количество человек принимающих участие в тренинге не должно превышать 20 человек.
Ход занятия
Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Для этого девочек я прошу помахать рукой, сидящим за соседними столами, а мальчиков поаплодировать присутствующим в этой аудитории. Спасибо.
Скажите, пожалуйста, часто ли в вашей жизни возникают конфликты? Что обычно служит причиной раздора?
Цель нашего сегодняшнего занятия, постараться понять, как и почему мы воспринимаем друг друга и информацию, которую слышим.
Предлагаю каждому из вас взять чистый лист бумаги и обвести на нём свою руку так, чтобы у вас получилась перчатка. (Приложение 1). Сейчас каждый из вас в центре, нарисованной ладошки напишет букву «Я». А теперь представьте, что пальчики это ваш внутренний мир, ваши ценности. Предлагаю вам пять вопросов, ответы на которые вы запишите на пальчиках ответ может содержать от 1 до 3 слов):Кто я?
Что я люблю больше всего делать?
Чему я хочу научиться?
Что я умею лучше всего?
Что я ценю в людях?
А теперь над рукой напишите ответ ещё на один вопрос: Без чего не возможна долгая счастливая жизнь? (назовите не менее трёх и не более пяти ценностей)
(Далее идёт обсуждение выбранных ценностей, делается акцент на том, что в чём-то ценности совпадают, а где-то расходятся. Показать, что, то, чем мы любим заниматься не всегда совпадает с тем, что у нас лучше всего получается делать, объяснить почему так происходит. Необходимо подвести ребят к тому, что несмотря на различия во взглядах, интересах и характере есть ценности важные для всех)
Делаем вывод: У каждого из нас есть слабые и сильные стороны. Наша задача, научиться правильно использовать и те, и другие, ведь если хорошо подумать, то слабую сторону можно превратить в сильную. Давайте поиграем: я буду называть черту характера, темперамента или стиль поведения, а вы - одна подгруппа называет слабые стороны этой черты или стиля, а вторая сильные. Проще говоря, отрицательное будем превращать в положительное. ( Работа ведётся на две пары подгрупп, Сначала в каждой паре первая подгруппа называет минусы, вторая плюсы, затем наоборот).
Сильная эмоциональность
Застенчивость
Болтливость
Педантичность (чрезмерная любовь к порядку)
Неусидчивость
Агрессивность
После игры ребята делают вывод, что если работать над собой, то любое отрицательное качество можно превратить в положительное, если найти ему правильное применение.
Очень важно не только уметь слушать собеседника, но и слышать, то что вам хотят рассказать. В чём разница между «слушать» и « слышать» мы сейчас разберём на конкретном примере.
Для этого нам понадобятся несколько добровольцев (по одному от каждой команды). (Добровольцы выходят из класса и ждут, когда их пригласят. Пока добровольцы находятся за пределами кабинета, ребятам объясняются правила игры)Сейчас добровольцы будут заходить по одному и прослушивать рассказ, который я приготовила, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Вы не должны подсказывать добровольцу, ваша задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. (Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, снова для всех зачитывается текст, который был предложен классу в начале игры.). Приложение 2
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства возникали при проведении упражнения?
На каком моменте произошел сбой информации?
Что изменилось после этого?
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в жизни?
Каковы последствия этого?
Что надо делать, чтобы избегать подобных ситуаций?
Хочу обратить ваше внимание: чем длиннее цепочка пересказчиков того, что "мне сказала Наташа, которой сказала ее соседка, а та точно сама видела, что...", тем меньше истины в высказываниях, а зачастую ее просто нет.
Итак, давайте определимся: «я собеседник или сплетник»?
Все зависит от того, с какой стороны смотреть. Примерно так же, как если это наш - то "разведчик", а если не наш - то "шпион". Что же влияет на процесс получения информации и её передачи? (забывание, искажение, добавление)
Забывание
Этот процесс, конечно же, вносит наибольший вклад в процесс изменения информации. Мы забываем то, что не нашло в нас личного отклика, то, что не совсем понятно, и просто потому, что объем нашей памяти и внимания не так уж велик.
Искажение.
Это как отражение в кривом зеркале: и с оригиналом сходство есть, и все-таки уже совсем не то. Искажаем мы реальность под призмой личного опыта и мировоззрения (вот они личностные ценности).
Добавление.
Мы добавляем, как правило, что-либо от себя, чтобы усилить эмоциональный эффект на слушателя или снизить его. Особенно часто мы добавляем что-либо от себя, когда забываем информацию, но помним, что забыли что-то, и, пытаясь восполнить пробел, вставляем свое (опять же ориентируясь на свои ценности).
Для себя это можно понять таким образом. Если вы говорите что-либо не о себе, а о других людях, то хорошо было бы отдавать себе отчет, зачем вы сейчас это рассказываете.
От вашего рассказа образ того, о ком вы ведете речь, в глазах вашего собеседника укрепляется или разрушается?
А вообще, собеседнику эта информация нужна?
Она имеет отношение к сути разговора?
Если нет - то это сплетни!
Так от кого же, в первую очередь, зависит наша собственная жизнь? Конечно же, от нас самих. Мы и только мы решаем чему верить, чему нет, с кем дружить, а с кем просто общаться, что для нас важно, что второстепенно, а что вообще не имеет значение. В тоже время от наших решений, нашего выбора зависит наша судьба. На доске вы видите лозунг: « Моя жизнь. Мои правила» Согласны ли вы с ним?
На ваших столах лежат ватманы с изображением ромашки (Приложение 3), у каждой ромашки 7 лепестков, на каждом лепестке я предлагаю вам написать какое-то одно правило, которое сделает вашу жизнь яркой, интересной и полезной, но есть одно условие, правило записывается только тогда, когда с ним согласна вся команда. На работу вам даётся 7 минут. По истечении этого времени каждая команда должна выйти и поместить свою ромашку на доске. Не забудьте раскрасить лепестки у вашей ромашки и её сердцевину.
(Далее идёт обсуждение выбранных правил, согласны ли с такой моделью остальные команды, если нет, то почему)
А сейчас, я прошу вас заполнить бланки обратной связи. (Приложение 4), а я раздам вам небольшие памятки, которые помогут вам, если в вашей жизни возникнут какие-то трудности или вы, вдруг загрустите. (Приложение 5)
Благодарю всех за работу! До свидания.
Приложение 1

Приложение 2
Текст
Жил да был в жаркой Африке ушастый Слоненок. И хотя Слоненок был совсем маленьким, он уже дружил с огромным Носорогом и волосатой Гориллой. Все втроем они плескались в грязных лужах, ели сочные бананы и грелись на африканском солнышке. Однажды, когда слоненок пил воду из речки, его схватил за хобот зубастый крокодил. Но на помощь ушастому Слоненку бросились огромный Носорог и волосатая Горилла. Носорог наступил крокодилу на лапу, а Горилла укусила его за хвост. Крокодил взвыл от боли и отпустил Слоненка. Так дружба победила зло и коварство.
Приложение 3

Приложение 4
Бланк обратной связи
Ответьте, пожалуйста, на четыре вопроса:
Был ли тренинг интересным для тебя? _________________________
Какая часть тренинга запомнилась больше всего? __________________________________________________________
__________________________________________________________
Было ли что-то, что тебе не понравилось? Если да, то что именно? __________________________________________________________
Оцени полезность тренинга по 10 бальной шкале _________________
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Приложение 5
М Жизнь – это тайна, познай её!
Ы Жизнь – это мечта осуществи её!
Л Жизнь – это вызов прими его!
Ю Жизнь – это случай, воспользуйся им!
Б Жизнь – это обещание, сдержи его!
И Жизнь – это печаль, так преодолей её!
М Жизнь – это дар, так пользуйся им!
Ж Жизнь – это красота восхитись ею!
И Жизнь – это любовь насладись ею!
З Жизнь – это борьба так восславь её!
Н Жизнь – это цель так достигни её!
Ь Жизнь – это удача, не упусти её!
! Жизнь так прекрасна, не загуби её!