Ценностные ориентации современной семьи. Программно-методическое обеспечение курса


left44400

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Блок «Я сам» PAGEREF _Toc456377295 \h 11Занятие 1. PAGEREF _Toc456377296 \h 11Занятие 2 PAGEREF _Toc456377305 \h 17Занятие 3 PAGEREF _Toc456377311 \h 23Занятие 4 PAGEREF _Toc456377315 \h 26Занятие 5. PAGEREF _Toc456377321 \h 36Блок «Я и мои ценности» PAGEREF _Toc456377326 \h 42Занятие 1 PAGEREF _Toc456377327 \h 42Занятие 2 PAGEREF _Toc456377332 \h 45Занятие 3 PAGEREF _Toc456377335 \h 48Занятие 4 PAGEREF _Toc456377341 \h 50Занятие 5 PAGEREF _Toc456377346 \h 50Блок «Я и моя семья» PAGEREF _Toc456377352 \h 53Занятие 1. (с приглашением родителей) PAGEREF _Toc456377353 \h 53Занятие2 PAGEREF _Toc456377358 \h 56Занятие 3 PAGEREF _Toc456377364 \h 61Занятие 4 PAGEREF _Toc456377368 \h 63Занятие 5 PAGEREF _Toc456377373 \h 67Приложение70


Каждый участник записывает на листочке ценность, которая в большей степени «присутствовала» в аудитории, после чего листочки опускаются в «коробку». Ведущий достает по одному листочку и предлагает любому участнику прокомментировать суждение.
Домашнее задание: Сочинение эссе «Я - это Я», «БРАЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ»
«Ваша задача составить текст брачного объявления, в котором нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большого внимания своим физическим данным. Вы привлекательны и обаятельны? Молоды и красивы? К тому же еще и высокого роста? Это прекрасно!
А ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши любимые занятия? Чем вы можете заинтересовать другого человека?
Не следует писать и о наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это все есть, можно только порадоваться за вас. Но причем здесь брачное объявление? Ведь вы пишите о себе, а не о вашем состоянии. Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать ваш идеал. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более 1/3 всего объявления».
Занятие 2Цель занятия - закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать личностные ценности каждого участника.
Упражнение. «ПРИВЕТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!»Продолжим процесс активного группового общения. Сейчас во время беседы с партнером вам нужно поговорить об индивидуальности друг друга. Желательно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил на первом занятии. Если вы не помните этой индивидуальной черты партнера, вам следует извиниться, а затем обязательно поделиться своими представлениями о его своеобразии».
Комментарий. Во время этого этюда у участников должна быть возможность свободного передвижения.
Упражнение. «Динамика жизни»Каждый участник берет большой лист бумаги и набор фломастеров или маркеров. На этом листе надо провести линию, которая символизирует всю жизнь этого человека с момента рождения до сегодняшнего дня. Это должна быть не шкала времени, а кривая линия, которая отражает динамику жизни со всеми ее взлетами и падениями. В нее могут встраиваться те события или ситуации, которые оставили особенно глубокий отпечаток в жизни этого человека. Они могут быть обозначены маленькими схемами, символами или словами (10 минут).
После этого у каждого есть 5-10 минут времени, чтобы рассказать о своей линии жизни, почему она получилась именно такой. Можно говорить и о настоящей ситуации, и о том, что может случиться в скором времени.
У каждого из небольшой группы (четыре-восемь человек) есть возможность по-новому осмыслить историю своей жизни и нарисовать ее. Рисование само по себе отличается от рассказа. Когда мы рисуем линию, очевидной становится ее прямизна или кривизна, наличие плавных изгибов или острых углов, а также сам собой возникает вопрос: «Что будет дальше?»
Интерпретация социологических данных:По социологическим исследованиям, ценностью номер один россияне считают семью. Однако российская семья находится в глубоком кризисе. Как институт. При этом в России мало кто знает о существовании Дня семьи, учрежденного ООН десять лет назад, и уж тем более мало кто празднует.
Обсуждение публицистических размышлений, словарных статей, ситуаций, взятых из СМИ или личного опыта
Виктор Астафьев: "Россия умнеет, и это радует..." - Виктор Петрович, я вот тут по России постранствовал. Поглядел на дурь, на разруху нашу, на спившийся наш народ, на мэров-уголовников, на иных губернаторов, бандажами запуганных, и не на шутку задумался: может, мы, россияне, в самом деле такие тупоголовые, что без сторонней помощи обречены на погибель? Может, напрасно мы коммунистов уволили? ~ А кто же, как не коммунисты, отучил народ жить своим умом? Если партия столько лет мужика дрессировала на свой лад, приучила его тупо делать какую-то работенку за похлебку. А потом мужика, словно циркового медведя, отпустили на волю в тайгу. А он же ни охотиться не умеет, ни берлогу себе построить. Испытание волей, как показала практика, оно самое тяжкое. Но ведь не все же спиваются и под забором мрут. Я вон тут как-то в деревне в магазин захожу: что такое?! Все чисто вымыто, цветочки, занавесочки, продавщички-девочки в чистых костюмчиках, трезвые, не матюгают меня, не огрызаются... Наоборот: "Извините, что желаете? Спасибо за покупку..." Да мне бы раньше такое в самом дурацком сне не приснилось. А вот оно, свободное предпринимательство, - частный магазин, борьба за клиента. Страна перебесится и оживет с помощью молодых. На молодежи нет коммунистической порчи. Они и поставят Россию на ноги. — Но до той светлой поры не перебьем друг друга по злобе, в борьбе за частную собственность?
~ Ныне больше гибнет всякого жулья в криминальных разборках. Пройдеткакое-то время, и эти жулики начнут соображать: ага, коммунизмкончился, люди под влиянием обстоятельств резко умнеют. А чтобывыжить среди умных и заработать капитал - тут хочешь, не хочешь, а надо учиться порядочности, иначе погибель.
Мне вот часто вопрос задают: "Почему ты так худо пишешь о своем русском народе?" Да все это не так. Люблю я свой народ и сострадаю ему. Да и сам-то я кто, не из народа, что ли? Не с Луны ж прилетел. Но есть у нашего народа черты, которые я не терплю. Почему он сам это терпит? Чем ведь народишко наш гордится ~ вот, босые ходили! Картошку мерзлую ели! А