КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в 8 классе «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? И КАК СТАТЬ?» ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
Тема стажировки
«Использование современных образовательных технологий
при формировании новых образовательных результатов»
Практико-значимая работа на тему:
«Достижение новых образовательных результатов школьников при применении новых технологий воспитания и обучения»
Выполнила:
Мухарева Ирина Анатольевна, учитель русского языка
и литературы




КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в 8 классе
«БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? И КАК СТАТЬ?» ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Тема урока: «Нравственный выбор в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока: выработать этические представления о духовном становлении личности, содействовать укреплению нравственных качеств человека.
Обучающие (предметные):
-повторить знание художественного текста;
-умение выбрать эпизод;
-анализировать эпизод;
-умение сделать вывод.
Развивающие (метапредметные):
-развитие речи обучающихся (обогащение словарного запаса, выразительность, композиционная завершенность монологической речи);
-развитие аналитического мышления (анализ деятельности литературного героя и своей деятельности)
-умение выделить главное ( в тексте, в своей работе)
-умение работать с таблицей (выбирать ключевые слова, делать вывод)
-обосновывать свой выбор.
Воспитывающие (личностные):
-формирование нравственной сферы обучающегося с опорой на личный опыт и литературное произведение
-формирование культуры общения в группе.
Тип урока – урок совершенствования и комплексного применения знаний и умений.
Этапы урока: 1. Подготовительный; 2. Основной (применение знаний); 3. Подведение итогов. Рефлексия.
Оборудование: тексты повести «Капитанская дочка», мультимедийная презентация, рабочие тетради, лист ватмана, фломастеры, листы А4, цветные мелки, магниты, карточки-задания, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Подготовительный этап.
- Приветствие учителя. Эмоциональный настрой. Элемент неожиданности.
Чтение стихотворения Ю. Левитанского.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
- Как не ошибиться в жизни? Не оступиться? Как выбрать правильный путь? Как стать настоящим человеком, личностью? В этих вопросах, которые встают перед каждым человеком, и заключается цель нашего сегодняшнего разговора. Поэтому я и положила в название урока словами Шекспира: «Быть или не быть?». Но нам с вами необходимо еще и узнать: «Как стать? Как правильно сделать выбор?» А ответы на эти вопросы мы можем найти в литературе. Главный герой повести «Капитанская дочка» Петр Гринев втянут в водоворот жизненных событий и тоже оказывается перед выбором, перед нравственным выбором.
Слайд 1
-Давайте же определим тему сегодняшнего урока и эпиграф к ней.
Ребята определяют тему урока: « Нравственный выбор в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и эпиграф: «Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя».
Слайд 2
Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.
Основной этап.
-Характер человека, его личность формируются в тех испытаниях, которые выпадают на его долю. Задача человека – достойно выдержать эти испытания, в любой ситуации остаться человеком, верным себе самому. Давайте рассмотрим, какие же испытания выпадают на долю Петра Гринева.
Для анализа возьмем 4 эпизода:
Встреча с Зуриным ( Глава 1. «Сержант гвардии»)Дуэль со Швабриным ( Глава 4. «Поединок»)Присяга Пугачеву (Глава 7. «Приступ»)На военном совете у Пугачева (Глава 8. «Незванный гость»).Слайд 3
-Давайте найдем ключевое слово в теме урока. Правильно, это слово «нравственный». Следовательно, анализировать эпизоды мы будем с точки зрения нравственности. А что такое нравственность? Это нам с вами тоже предстоит выяснить.
Работа в группах, всего 8 групп по 3-4 человека ( Раздаются карточки-задания)
Задание 1 группе.
В главе «Сержант гвардии найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Зуриным ( со слов «В ту же ночь приехал я в Симбирск…»)
Ответьте на вопросы:
-При каких обстоятельствах Гринёв познакомился с Зурингым?
-Перед каким выбором оказался Гринёв?
-Как он поступил?
-Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?
3.Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.
Задание группе 2.
Откройте главу «Поединок».
Найдите ответы на вопросы:
-Что стало причиной дуэли между Гринёвым и Швабриным?
-Перед каким выбором оказался Гринёв?
-Как он поступил?
-Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?
3.Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.
Задание группе 3.
В главе 7 «Приступ» найдите эпизод, когда Гринёв оказался перед Пугачёвым, чтобы присягать ему (со слов «Пугачёв сидел в креслах на крыльце»).
Ответьте на вопросы:
-При каких обстоятельствах Гринёв оказался перед Пугачёвым?
-Какая участь ждала Гринёва?
-Перед каким выбором оказался Гринёв?
-Как он поступил?
3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.
Задание группе 4.
В главе 8 «Незваный гость» найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Пугачёвым на военном совете (со слов «Несколько минут состоялось обоюдное наше молчание…»)
Ответьте на вопросы:
-При каких обстоятельствах состоялась новая встреча с Пугачёвым?
-Что предлагает сделать Пугачёв Гринёву?
-Как он поступил?
-Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?
3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.
Задание группе 5.
Составьте кластер, в котором отразите качества Петра Гринева, проявляющиеся в отношениях героя с другими персонажами романа. Работа выполняется на доске, используется мел разного цвета.
Задание группе 6.
На карточке записаны слова, называющие определенные черты характера человека. Распределите их в соответствии с героями, которым они принадлежат: Швабрину, Гриневу, Пугачеву. Одни и те же слова могут повторяться у разных героев.
КАРТОЧКА: Подлость, впечатлительность, жестокость, великодушие, смелость, храбрость, решительность, предательство, властолюбие, преданность, вспыльчивость, благодарность, честность, гордость, порядочность, трусость, верность слову, хитрость, изворотливость, умение любить, прямодушие, мудрость, лукавство, инфантильность, одиночество, семьяЗадание группе 7 ( более сильные обучающиеся)
1.Прочитайте материал в карточке-информаторе. Как понятие нравственности соотносится с поступками Гринева?
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР:
Нравственность – русское слово, происходящее от корня «нрав». Впервые попало в словарь русского языка в 18 веке и стало употребляться наряду со словами этика и мораль как их синоним.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле, поэтому нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению человека, наряду с законом, нравственность – это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести.
Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
2.Дайте нравственную оценку личности Петра Гринева, опираясь на определение нравственности и нравственных ценностей.
3.Постройте иерархическую лестницу морально-нравственных ценностей.
Подсказка: в каком порядке вы расположите следующие морально-нравственные категории: закон, любовь, милосердие, дружба, благочестие, семья? Если найдете нужным, добавьте другие качества.
Как вы думаете, что для Гринева, а значит и для Пушкина, превыше всего?
Задание группы 8 (ребята с художественными способностями). Работа выполняется на листве ватмана фломастерами
Создайте герб семьи Петра Гринева, исходя из его нравственных качеств, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь.
На работу в группах – 10 минут
Физминутка. Разминаем шейно-плечевой отдел; в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Зажмуриться, Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Отчет первых 4-х групп.
Слайды 4-7
Задание классу. После представления отчета группы обучающиеся должны заполнить соответствующую графу таблицы в рабочей тетради.
ПРОЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПЕТРА ГРИНЕВА В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.
Эпизоды Встреча с ЗуринымДуэль со Швабриным Присяга Пугачеву На военном совете Словарь качества личности
Перед каким выбором стоит Петр Гринев? Совесть
Стыд
Честь
Сострадание
Как он поступает? Расчетливость
Доброта
Какие качества личности проявляет? Любовь
Долг
Предательство
Вывод: Самостоятельная жизнь Петра Гринева, период взросления – утрата многих иллюзий, становление души и характера. Но Петр Гринев с достоинством проходит через жизненные испытания, выбирая такие нравственные понятия, которые заложил в него его отец, жизнь в отцовской усадьбе. Слова отца – это не просто кодекс чести офицера, это кодекс чести порядочного человека.
Перемена.
Отчет группы 5, которая работала с кластером. Совместное обсуждение. Ребята формулируют и задают вопросы.
Отчет группы 6. Проверяем работу группы. Слайд 8.
Вывод: Человек – существо социальное, чтобы занимать достойное место среди людей, необходимо обладать определенными человеческими качествами. Сейчас мы с вами и посмотрели на примере героев произведения А.С. Пушкина, какие же личностные качества ведут к одиночеству, презрению, а какие к уважению и счастью. Выбор за вами.
Отчет группы 6. Представление иерархической лестницы морально-нравственных ценностей.
Вывод: Поставив на верхнюю ступень иерархической лестницы нравственных ценностей любовь и милосердие, мы уточняем, что все в произведении подчинено теме милосердия, от которого исходят все нравственные качества человека: справедливость, честь, благородство, равенство между людьми.
Физминутка. Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Отчет группы 8. Защита герба. Обсуждение. Вопросы.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1)Интерактивный прием «Составление синквейна»
Составим синквейн к слову Гринев. Совместная работа.
Гринев
Честный, благородный
Служит, помогает, любит
Видит в Пугачеве человека
Человек
2)Обобщающая беседа
Как же на материале художественного произведения нам сделать выбор «Быть или не быть?»
Совершенно верно, работаем по схеме, которую мы рассмотрели сегодня на уроке (восстанавливаем ход урока)
Назвали героя
Выбрали эпизоды.
Дали оценку выбору героя
Нашли истоки поступков
Выяснили последствия (через прием сравнения)
Можем ли мы пользоваться этой схемой для выяснения причинно-следственных связей своих поступков, своего нравственного выбора?
Справились ли с поставленной целью?
Оцените свою работу и впечатления от урока, выберите стикер определенного цвета и написав на нем свою фамилию. Не забудьте сдать, когда будете уходить из кабинета.
Домашнее задание: 1. Продумать, почему произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» названо в честь Маши Мироновой, а не в честь Гринева или Пугачева. Тезисы записать в тетрадь; 2.Составить устный рассказ «Жизнь Маши Мироновой» (индивидуальное задание); 3. Подготовить выразительной чтение сцены встречи Марьи Ивановны с Екатериной II
БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ .Список использованной литературы:
1.Турьяновская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за Уроком.- 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2007. - 240 с.
2.Халабаджах И.М. Литература. 8 класс: 1 полугодие : планы-конспекты уроков / И.М. Халабаджах. - Ростов н/Д:Феникс, 2013, - 146 с.: ил., табл. - (Педагогический конспект)
3.Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А и Кона И.С. - М. Политиздат, 1989.-249 с.
интернет-ресурсы:
1.www/zavuch.info
2.Prezentacii.com| literatura3.zvonoknaurok.ru