Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе местного материала. Из опыта работы

Департамент образования
Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»


Приобщение детей дошкольного

возраста к истокам народной культуры

на основе местного материала

из опыта работы

Боталовой Натальи Геннадьевны,
воспитателя дошкольной группы
Муниципального общеобразовательного учреждения
Заозерской средней общеобразовательной школы
Угличского муниципального района

Ярославль, 2011


2
Содержание
Введение3 Глава 1 .5
1.1 Научно-теоретический подход к теме ...5
Глава 29
2.1 Базовая основа духовно-нравственного воспитания9
2.2 Основные направления деятельности10
2.3 Приобщение дошкольников к русской национальной культуре на основе местного материала15
Заключение19 Список литературы...........................................21 Приложение...















3
Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
К.Д. Ушинский
1. Введение
Приобщение новых поколений к национальной культуре в настоящее время становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как, если не уделять ему должного внимания, то в будущем может произойти утрата исторического наследия и самобытности русского народа. Сегодня всё ещё происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродного русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Основоположник «народной педагогики» К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов» [16, с. 45]. «Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остаётся бесспорным, что «новизна» наших дней не может утвердиться без обращения к старине» [8, с. 3].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина обоснован принцип работы по данному направлению: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития личности гражданина России» [4, с. 23]. Личностное становление человека происходит в раннем возрасте, когда дети усваивают нормы, правила поведения. Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, именно они образуют фундамент для развития нравственных чувств. Поэтому, приобщение детей к традиционной народной культуре должно осуществлять дошкольное воспитание, которое будет помогать маленькому гражданину различать истинные и мнимые ценности, поможет понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения – народом, нацией», - Д.С. Лихачёв [7]. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, в старшем дошкольном возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов, а каких – это во многом зависит от нас, взрослых.
4
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности духовно-нравственного воспитания детей, обеспечивающих развитие детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка. С первых лет жизни ребенка необходимо приобщать его к культуре, общечеловеческим ценностям, заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формировать основы самосознания и индивидуальности. Идея духовно-нравственного, патриотического воспитания приобрела сегодня государственное значение, о чём свидетельствуют государственные документы: программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Национальная доктрина образования», «Концепция непрерывного воспитания граждан РФ (дошкольное и начальное звено)», образовательная инициатива «Наша новая школа», где вопросам повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений, проблеме гражданско-патриотического воспитания уделяется большое внимание. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчёркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильностьи общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [4].
В Угличском Муниципальном районе вопросу духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание, реализуется Муниципальная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Угличского Муниципального района, на 2009 – 2011 годы». О важности данной работы свидетельствует тот факт, что ежегодно проводится конкурс на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди образовательных учреждений.
Цель нашей воспитательной работы – содействовать формированию
нравственно-ценностного отношения дошкольников к истокам и современности
народной культуры.




5
Задачи:
- способствовать воспитанию у детей любви и уважения к семье, родному краю, его истории и людям, живущим в Заозерье;
- развивать творческие и познавательные способности детей, их речевую культуру;
- содействовать возрождению народных традиций и праздников на селе.


Глава 1

1.1 Научно-теоретический подход к теме
Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым.
Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что "семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека".
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. "О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах" [14, с.129].
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о
книгах, изданных для народного чтения, назвав ее "Русская народная педагогика". В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей [11]. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Он ввел термин «народная педагогика», видя в культуре русского народа национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине. Народная педагогика - это воспитание подрастающего поколения на традициях местного культурного материала. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. “Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью, писал Ушинский. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия "народная педагогика". Народная педагогика "не столько система, сколько сумма знаний, умений", - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой[1].
В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых" [2].
Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, строила свою работу видный деятель дошкольного воспитания и сторонник «народной педагогики» А.С. Симонович, которая стремилась приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. В свою педагогическую деятельность она ввела подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. Изменились и строительные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству многих посетителей детского сада, очень увлекали детей, проходили дружно, оживленно, воспитывали у них чувство взаимопомощи и товарищества.
Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.
Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.
Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества. В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т.е. воспитательную идею и воспитательное значение. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Традиция - элементы социального и культурного наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах(определение Э.С. Маркаряна)[18].
Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, ни что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может быть спасительным для человечества.
Обычаи - правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или группе, укоренившиеся, вошедшие в привычку, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] их членов. Обычаи служат средством приобщения индивидов к социальному и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]урному опыту, регламентируют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] индивидов, поддерживают внутригрупповую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (определение Э.С. Маркаряна) [18].
Кроме вышеперечисленных ученых и педагогов существенное влияние на формирование теоретической концепции по приобщению детей к русской национальной культуре оказали идеи и взгляды русских философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина.
Большой вклад в осмыслении проблемы внесли работы христианских педагогов и ученых: В.В. Зеньковского[6], В. Парамонова, М.И. Андреева и др.
Работа по духовно-нравственному воспитанию предполагает работу по гуманизации содержания образования. Об этом свидетельствуют труды Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, Б.Н. Неменского.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом; человеколюбие[17 ].
Таким образом, сила народной педагогики заключается прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в народной педагогике.




Глава 2

2.1. Базовая основа духовно – нравственного воспитания
Муниципальное общеобразовательное учреждение Заозерская средняя общеобразовательная школа (далее – МОУ Заозерская сош) работает на протяжении нескольких лет в формате приобщения детей к истокам народной культуры, к русской национальной культуре средствами духовно-нравственного воспитания, имея для этого необходимую предметно-развивающую среду.
С целью повышения качества образования МОУ Заозерская сош является муниципальной экспериментальной площадкой по теме: «Особенности внешней и внутренней интеграции дошкольного, основного общего, дополнительного образования в условиях малочисленной школы и сельского социума» и базовой площадкой ГОУ ЯО «Институт развития образования»: «Организация деятельности сетевого сообщества по проблематике духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в сельской школе и социуме» - (научный руководитель – Гущина Татьяна Николаевна, к.п.н., доцент ГОУ ЯО «Институт развития образования») [3].
На базе школы проходят муниципальные, региональные семинары, в которых активное участие принимают воспитатели дошкольной группы, делясь опытом работы, участвуя в обсуждении данной проблематики.
Для осуществления образовательного процесса в дошкольной группе разработана и реализуется «Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников» (приложение 1). Она ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания детей, возрождение национальных культурных традиций в дошкольной группе, семье, социуме.
Работа по духовно-нравственному воспитанию строится с учётом общедидактических принципов: системности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, комплексности методов педагогического воздействия и др. Духовно-нравственное образование - важнейшая составляющая воспитательно-образовательного процесса в нашем коллективе. В своей работе мы руководствуемся идеями личностно - ориентированного, системного и деятельностного подходов. Педагоги используют разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми с учётом как общедидактических принципов: системности, научности, доступности понятий, диагностичности, дифференциации, природосообразности, так и принципов современной развивающей дидактики: развивающего обучения, деятельностного подхода, создания проблемных ситуаций, продуктивного взаимодействия, практического экспериментирования.
Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и
эмоциональных переживаний.
В дошкольной группе созданы условия для организации процесса воспитания и обучения детей: имеется методическое обеспечение по данной теме, дидактические материалы для проведения праздников, занятий, набор игрушек, детская художественная литература, ТСО и др. Для работы по ознакомлению детей с народными традициями, бытом и жизнью наших дедов и прадедов создана комната «Русская горница», выстроена система работы с использованием экспонатов «Русской горницы» (приложение 2). Очень важно, что дальнейшая работа по формированию нравственно-ценностного отношения детей к истокам и современности народной культуры продолжается в школе.

2.2. Основные направления деятельности
Работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры мы проводим через все виды деятельности и режимные моменты (приложение 3).
Первым моим опытом работы по данной теме стало проведение недель народно-прикладного творчества на темы: «Русская матрёшка» (приложение 4), «Дымково», «Сказочная Гжель», «Городец», «Народные узоры Полхов-Майдана». Изучение народных промыслов в течение недели, нежели в режиме отдельных занятий, позволяет глубже почувствовать, понять, лучше усвоить их характерные особенности.
Кладезем народной мудрости является фольклор: сказки, былины, потешки, загадки, пословицы, ведь фольклор – это средство эстетического воспитания чувства прекрасного, чувства формы, ритма, языка. Кроме этого сказки передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, – писал К. Д. Ушинский, – и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [16, с. 8].
Для развития творческих, коммуникативных способностей в нашей дошкольной группе создан кружок «Маленький театр» (приложение 5). В дошкольную группу со своими инсценировками приходят школьники, а дошкольники, в свою очередь, выступают перед ними.
На познавательно-речевых занятиях в русской горнице воспитанники
узнают о прошлом различных предметов. Например, на одном из занятий дети побывали в гостях у самовара (приложение 6), а на другом познакомились с ложкой, с историей её возникновения и видами ложек (приложение 7).
Традиционным в нашей системе работы по формированию нравственно-
ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной
культуры стало проведение обрядовых, календарных праздников: «Осенины», «Масленица», «Жаворонки весну кличут» (приложение 8) и другие. Неделя дымковской росписи закончилась в этом году весенним праздником «Свистунья».
Приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Своим опытом мы делимся не только в стенах детского сада, но всегда привлекаем к возрождению народных традиций жителей нашего села, поэтому мы тесно сотрудничаем с Домом Культуры. Вместе мы проводим посиделки, народные праздники, а знакомство с православными праздниками – Рождеством, Пасхой, Вербным Воскресением, Троицей и др. происходит с привлечением настоятеля Храма Казанской Божьей Матери отца Владимира и матушки Марины.
На физкультурных занятиях, спортивных развлечениях, на посиделках, в свободной деятельности детей происходит их знакомство с русскими народными играми. Именно игра помогает ребёнку усвоить социальный опыт многих поколений. Для организации данного вида деятельности в нашей группе создана картотека игр, собраны различные игровые атрибуты. Знакомство со сказкой или её закрепление может происходить в виде спортивного развлечения. Так, например, мы с детьми отправлялись в гости к трём медведям, где преодолевали разные препятствия, попадающиеся на пути; старшие дети помогали во время путешествия малышам (приложение 9).
Работу по приобщению дошкольников к истокам и современности народной культуры веду и в экологическом направлении. Таким примером может служить проведение тематической недели «Чудо-ягода – рябина» (приложение 10), в течение которой мы наблюдали за этим деревом, узнавали о его полезных свойствах, а самое главное – познакомились с народными приметами, а осенью и зимой наблюдали за погодой, предсказываемой приметами о рябине. А как понравилось детям водить хоровод вокруг рябины, исполнять про неё частушки и песни, которые они узнали от своих бабушек и мам, делать рябиновые бусы!
Наблюдения за природой связаны также и со знакомством детей с народным календарём, который даёт возможность изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека по «программе», задаваемой природой. В самом цикле народного календаря заложена периодичность и повторяемость обрядовых песен, хороводов, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение.
Вывод: анализируя деятельность по приобщению дошкольников к русской национальной культуре, считаю, что работу нужно вести не только в детском саду, но и прежде всего в семье. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
Постепенно включаясь в совместную деятельность и понимая важность такой работы, родители стали активными помощниками в возрождении традиций, своим примером показывая, что возвращение к истокам – главный источник духовно-нравственного воспитания. Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Русские народные традиции – составная часть культурного наследия народа – дают детям возможность приобщиться к национальной культуре, родной природе, обрести опыт и знания предков, научиться управлять своими поступками с учётом интересов близких, жить в обществе, содержательно проводить время в кругу семьи, заботиться о близких. Эта работа ведётся нами в разных направлениях: проведение родительских собраний (приложение 11), анкетирования (приложение 12), консультаций, бесед и совместной деятельности детей и родителей в виде праздников, посиделок, где родители являются активными участниками народных игр, хороводов, викторин. Сами родители организуют такие занятия для дошкольников, как «Расписное яичко», изготовление куклы Масленицы, «Масленичные блины», выпечка «жаворонков», изготовление тематических выставок на темы «Чудо-ложка», «Чудо-ягода – рябина», «Деревянная игрушка» (приложение 13).
Вовлечение родителей в работу по приобщению детей к русской национальной культуре имеет определенные результаты:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Вывод: за три учебных года увеличился % вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольной группы, вырос интерес к данной проблеме.



Организуя работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, мы разработали диагностическую карту, которая свидетельствует об уровне сформированности у дошкольников знаний и умений по народной культуре.

Фамилия, имя ребенка

Теоретические знания

Практические умения


Знание содержания произведений устного народного творчества
Умение узнавать героев
народного фольклора
Знание элементов народного костюма
Знание народных игр, праздников
Знание русского народно-прикладного искусства
Эмоционально-положительный отклик на красоту родной природы
Использование фольклора в повседневной разговорной речи
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Продуктивные виды деятельности

Репин Григорий
+ -
+ -
-
+ -
+ -
+
+ -
+
+ -
+ -

Фролов
Кирилл
-
-
-
+ -
+ -
+ -
-
+ -
+ -
-

Волков
Алексей
-
-
-
-
-
+ -
-
-
-
-

Макарычева Марина
+ -
-
-
-
-
+
+ -
+ -
+
+ -

Палицына
Мария
+ -
-
-
+ -
+ -
+
+ -
+
+
+ -

Диагностическая карта «Уровень сформированности у дошкольников знаний и умений по народной культуре за 2010-2011 год» (начало года)


Критерии к диагностической карте.
Высокий уровень
Использует в активной речи произведения народного фольклора (потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки).
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает активное участие в русских народных праздниках, знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе c народными приметами.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает элементы русского народного костюма.
Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах.
Умеет отличить древние архитектурные сооружения от современных построек.
Средний уровень
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.
Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает
головные уборы.
Имеет практические умения при изготовлении народных игрушек из глины и других материалов, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
Знает некоторые народные приметы.
Знает названия некоторых праздников и принимает в них пассивное участие.
Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
Имеет элементарные навыки по работе с глиной, тканью и другими материалами.
Таким образом, мы определили уровень ознакомления дошкольников с культурой русского народа.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Диагностическая карта «Уровень сформированности у дошкольников знаний и умений по народной культуре» (конец года)


Фамилия, имя ребенка
Теоретические знания
Практические умения


Знание содержания
произведений устного народного творчества
Умение узнавать героев народного фольклора
Знание элементов народного костюма
Знание народных игр, праздников
Знание русского народно-
прикладного искусства
Эмоционально-
положительный отклик на красоту родной природы
Использование фольклора в повседневной разговорной речи
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Продуктивные виды деятельности

Репин Григорий
+
+
+ -
+
+ -
+
+ -
+
+
+

Фролов
Кирилл
+ -
-
-
+ -
-
+-
-
+ -
+ -
+ -

Волков
Алексей
-
-
-
-
-
+
-
+ -
+ -
-

Макарычева Марина
+ -
+ -
+ -
+ -
+ -
+
+ -
+ -
+
+ -

Палицына
Мария
+ -
+ -
+ -
+
+
+
+ -
+
+
+ -



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Анализируя знания и умения детей на начало и конец года, можно выявить следующие результаты:
детей с высоким результатом знаний по народной культуре нет, но прослеживается у 1 ребенка уровень выше среднего и переход одного ребенка с низкого уровня на уровень ниже среднего;
увеличилось количество детей со средним уровнем на 1 человека;
на низком уровне остался один человек из-за недостаточного развития речи.
Вывод: прослеживается тенденция повышения знаний и умений детей по приобщению их к русской национальной культуре, и для этого необходимо продолжать работу дальше.




2.3 Приобщение дошкольников к русской национальной культуре на основе местного материала
Работа по приобщению детей к духовному наследию очень широка, многогранна и требует постоянного роста педагога. И, поэтому, строя свою работу, я выявила проблему, которая заключается в том, что, знакомя детей с народными промыслами, например, «Хохлома», «Дымково», «Городец» и другие, с народными праздниками и обрядами, дети не всегда знают историю родного края, народных умельцев села. Таким образом, организуя работу в данном направлении, я пришла к выводу, что необходимо проводить работу по привитию любви к малой родине, к тому месту, где родился, вырос. Каждый уголок нашего Заозерья неповторим. И чтобы помочь ребёнку осознать, чем славен наш край, какие существуют традиции и особенности сельского быта, я начала вести работу по ознакомлению с национальной культурой на основе местного материала. Организация этой работы реализует задачи, связанные с формированием личности ребёнка через воспитание любви к родному селу, воспитание уважения к простым людям-труженикам; знакомство с народными умельцами села; формирование бережного отношения к окружающему миру, традициям, природе. На таких занятиях дети знакомятся с народными традициями родного края, а через экскурсии по селу, через творчество односельчан дети узнают, почему село называется Заозерье, где берёт начало речка Устье, как называется улица, на которой живёт ребёнок.
У многих жителей села есть свой любимый уголок, который способствует созданию разного рода творческих произведений, будь то песня, стихотворение или картина, в которых они передают свои чувства, ощущения, переживания за свою маленькую родину.
Ярко и красочно выразила художник Людмила Федоровна Смирнова неповторимую природу села и удивительные по своей архитектуре старинные здания. Именно Заозерье стало источником ее вдохновения. Знакомя детей с картинами Л.Ф. Смирновой, узнавая на них родные места, мы видим в полотнах безграничную любовь к Заозерскому краю (приложение14).
Проводя экскурсии, наблюдения воспитатели используют стихи местных авторов, которые пронизаны любовью к малой родине: «Дороже нет на свете ничего, чем уголок России, где родился, где вместе с материнским молоком любить родную землю научился », - так выражает свои чувства к родному селу заместитель директора по дошкольному образованию Басалаева Нина Николаевна. В ее стихах воспевается красота родного края, природы, любовь к маме и живущим в селе людям-труженикам. Есть удивительный родник в нашем селе, и через стихотворение Нины Николаевны происходит первое знакомство с ним детей: «Мы в сказках слышали о том, что есть вода живая на планете, и если ты испьешь водицы той, то боль исчезнет, станет тебе легче». Н.Н. Басалаева написала детям стихи для экскурсии об экспонатах русской горницы, а сама экскурсия заканчивается словами: «Любить свой край, свое село, традиции хранить, узнать историю села, людей его ценить. Ценить все то, что вокруг нас - березку, поле, речку и добрый, нежный, мамин взгляд, веселый дым из печки» (приложение 15).
В нашем селе живёт поэт и композитор В.В. Герасимов, который главное место в своём творчестве уделяет селу. Именно родному Заозерью, его красоте, людям, быту посвящены его песни. Владимир Владимирович является музыкальным руководителем дошкольной группы и строит работу по музыкальному развитию детей, используя и свой авторский песенный материал: «Стоит село за озером, Заозерьем называется, и всем, кто приезжает к нам, Заозерье очень нравится». Он знакомит детей через песни с улочками, которые как солнечные лучики расходятся от площади: «Пройдите по Ваганьковской, пройдите по Волхонке на Мельничную улицу через крестьянский мост, пройдите по Калязинской, на площади постойте, деревья возвышаются во весь свой полный рост». А песня про заброшенные дома, которые с грустью глядят на нас пустыми окнами-глазами, заставляет задуматься о будущем нашего села, о том, чтобы наши дети не покидали родного дома, а оставались в селе и возрождали его: «Дом деревянный с окнами в землю, сердце томит, опускаю я взор. Ох, разучились любить мы деревню, в каждом окошке незримый укор». Но В.В. Герасимов с надеждой смотрит в будущее, а слова одной из его песен: «Будет цвести черёмуха, будет цвести сирень, будет деревня русская вечно в душе моей»,- не оставляют равнодушными не только жителей села, но и тех, кто приезжает к нам в гости (приложение 16).
Музыкальный вид деятельности – один из самых любимых у детей. Организуя работу по музыкальной деятельности в дошкольной группе, мы уделяем большое внимание народной песне. С. Миропольский писал: «Почему мы стоим за народную песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании? Да потому, что мы не желаем уродовать детской природы, потому, что желаем быть русскими, потому, что не желаем всуе бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому, наконец, что по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родной нам русской песней» [12, с.5]. Исполняя народные песни, частушки, дети осваивают игру на народных музыкальных инструментах, представляя своё творчество на совместных мероприятиях с жителями села, проводимых в Доме Культуры. Люди старшего поколения с удовольствием исполняют с детьми песни, а дети, в свою очередь, знакомятся с новыми произведениями фольклора.
Я надеюсь на то, что русская деревня останется в душе наших ребят, и для этого я разработала цикл занятий на тему «Русь деревянная» (приложение 17).
Цель проведения тематической недели: содействовать нравственно-ценностному отношению дошкольников к истокам народной культуры посредством знакомства детей с деревом – символом Руси.
Задачи данного цикла:
- способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к быту
наших предков;
- развивать творческие способности детей через разные виды деятельности: изодеятельность, русские народные песни, потешки, частушки;
- познакомить детей с жилищем наших предков: дом, изба; с материалами, из которых они строились; с частями дома (сруб, крыша, крыльцо, наличники, резьба, конь-охлупень, стамик, причелины, полотенце, жёлоб, подзор);
- формировать представление об убранстве дома, о предметах быта, их назначении; о деревянных игрушках, играх, музыкальных инструментах;
- обогащать словарный запас дошкольников названиями частей дома, предметов быта (лавка, сундук, рубель, прялка, веретено, кадка);
- активизировать словарь детей народными пословицами, поговорками о доме, о труде;
- знакомить детей с народными умельцами нашего села;
- привлекать к совместной деятельности обучающихся 1 класса, родителей дошкольников.
Данный цикл занятий включает в себя предварительную работу, проведение занятий и итоговую деятельность. Предварительная работа – это привлечение к деятельности мастеров, родителей, обучающихся 1 класса. Родителям заранее предлагается принять участие в изготовлении деревянных игрушек, ложек. А викторина на итоговых посиделках предполагает знания родителей по данной теме. При организации совместной деятельности детей дошкольной группы и обучающихся школы ведётся работа с учителем начальных классов, который в течение недели даёт обучающимся 1 класса элементарные сведения по теме «Русь деревянная», чтобы они смогли включиться в работу на итоговом занятии.
Деятельность по этой теме я представила в двух вариантах, которые помогут педагогам выбрать занятия с учётом знаний и возраста детей. Педагог в зависимости от условий работы может варьировать содержательное и организационное наполнение данной темы. Реализация задач данного цикла осуществляется через: прогулки, экскурсии, встречи с мастерами, наблюдения, беседы, игры, занятия. Во время прогулки по селу дети отметили, что каждый деревянный дом особый, неповторимый. Они рассмотрели части дома, резные наличники, подзоры. С увлечением дошкольники описывали и свой дом, считая его самым красивым.
Как же строятся дома, какие инструменты для этого используются - мы узнали, познакомившись с мастерами-плотниками А.В. Лавровым и В.В. Шестипёровым, понаблюдали за их работой во время экскурсии. Дети прикоснулись к дереву, почувствовали его тепло, силу. А удивительный запах сосновых брёвен, золотистая смола, которая, как отметили дети, была похожа на слезы, надолго остались в памяти дошколят.
Дерево - материал мягкий, податливый. В этом мы убедились, побывав в мастерской у учителя технологии А.В. Басалаева, который обучает детей работе с деревом и вместе с обучающимися изготавливает удивительные старинные игрушки. Дети познакомились с процессом обработки дерева с помощью специальных станков и увидели, как из простого полена можно вырезать игрушку. И как было приятно детям получить в подарок деревянные игрушки.
Говоря про деревянную ложку, мы познакомились с умельцем В.И. Бугровым. А в обед, придя с прогулки, дети попробовали кушать деревянными ложками, которыми хоть и непривычно было есть, но «они красивые, лёгкие и не обжигают губы», – поделились впечатлениями дошкольники. Виктор Иванович - это человек, который своими руками, используя нехитрые приспособления, умеет делать не только ложки, но и другие деревянные предметы быта. Дети подержали в руках и ощутили лёгкость деревянных грабель и сравнили их с современными, сделанными из пластмассы. Познакомились с деревянными кадками и бочками, в которых солили грибы, огурцы, квасили капусту и хранили вкусные мочёные яблоки по-заозерски.
Богато наше село и рукодельницами, людьми увлеченными своим делом. Кроме нашей русской горницы окунуться в мир прошлого нам помогает школьный музей, который организовала М.К. Орехова. Мария Константиновна – человек, в совершенстве владеющий техниками вышивания, вязания, бисероплетения, шитья. Своими руками она изготовила кукол из разного материала. Во время проведения цикла занятий «Какими бывают куклы», разработанного нами (приложение 18), дети не только познакомились с куклами, но и очутились в эпохе старины. Дошкольники продемонстрировали свои знания о предметах быта, посуде, мебели, сравнили экспонаты школьного музея и русской горницы. Марию Константиновну мы приглашаем в нашу русскую горницу, где она вместе с детьми мастерит кукол, и знакомимся с другими куклами, которые есть у нас в горнице.
Общение дошкольников с народными умельцами помогает им более уважительно относиться к односельчанам. Наши воспитанники узнали, как зовут мастеров по имени и отчеству, стали более вежливыми. Такая связь поколений и системная работа в этом направлении поможет протянуть связующую нить от прошлого в настоящее и будущее, где наши воспитанники с уважением расскажут своим потомкам о знаменитых людях села. А высшей оценкой такой работы, безусловно, будет возрождение народных промыслов, традиций села Заозерья нашими воспитанниками.
Вся работа дошкольной группы строится на тесном взаимодействии со школой. Это проведение межвозрастных занятий, совместных праздников и развлечений, экскурсий, оздоровительной и экологической работы и, конечно, совместной экономической игры «Школа и рынок». Традиционными стали такие мероприятия как «Домик для птиц», где дошкольники вместе с обучающимися школы вешают скворечники; приглашение выпускников 11 класса в удивительную страну «Детсадию», где ребята вспоминают счастливые минуты беззаботного детства (приложение 19); шефство над могилой летчика А. Андрюшко, погибшего при защите нашего села во время Великой Отечественной войны.

3. Заключение
3.1 Результаты работы
Системная работа по приобщению дошкольников к народной культуре свидетельствует о том, что:
1. Повысилась заинтересованность детей работой по возрождению народных традиций, а это, прежде всего, влияет на развитие личностных качеств дошкольников. Дети стали более уважительно относиться к семье, родному краю, его истории и людям, живущим в Заозерье; стали более доброжелательными, отзывчивыми, коммуникабельными; обогатился их словарный запас.
2. Выпускники дошкольной группы имеют и знания по народной культуре, традициям, принимают активное участие в народных праздниках.
3. Дети стали активнее использовать в своей деятельности произведения фольклора: загадки, потешки, считалки; умеют играть в русские народные игры.
4. Происходит формирование бережного отношения к предметам быта.
5. Возросло желание детей изучать фольклорные произведения во время свободной деятельности.
6. Дети имеют базовые представления о народно-прикладном творчестве, о видах декоративного искусства.
7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры и
приобщению детей к истокам народных традиций.
8. Собран и систематизирован материал по организации работы с детьми в формате формирования у них нравственно-ценностного отношения к истокам и современности народной культуры, приобщению дошкольников к национальной культуре: мною разработан цикл занятий по темам «Русь деревянная» и «Какие бывают куклы», планирование тематических недель по народно-прикладному
творчеству и экологическому воспитанию.
9. Благодаря системной работе по данной теме и различным методам воспитания
улучшились показатели развития познавательной деятельности и здоровья детей (приложение 20). Воспитанники дошкольной группы – участники муниципальных конкурсов «Мой питомец» и конкурса детского творчества «Радуга», конкурса рисунков к 65-летию Победы.
Вывод: приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

3.2 Перспектива деятельности

В перспективе своей деятельности планирую разработать цикл занятий на тему «Удивительная глина», «Заозерские кружева», «Почему так называется улица?», «Мой дом», «Красивые здания села».
Кроме этого будет продолжаться совместная деятельность со школьным музеем, знакомство с мастерами села.
Используя возможности интернета, буду делиться накопленным опытом, публикуя свои материалы.
Глубоко уверена, что именно системная работа в направлении приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры – богатейший материал для развития чувств, эмоционального и культурно-творческого потенциала каждого ребенка; для развития его эмоциональной, познавательной и интеллектуальной сфер, продуктивной деятельности, личностного, духовно-нравственного развития, воспитания патриотизма. Так 21
Формируются национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и развиваются многие личностные качества, которые трудно, а подчас и невозможно, воспитать без подобной системы работы.








22
Список литературы

1.Виноградов, Г.С. Страна детей [Текст] /Г.Н. Виноградов. - СПб.: Историческое наследие, 1999.
2.Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] /Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. 3.Гущина, Т.Н. Воспитание индивидуальности в условиях дополнительного образования детей: методическое пособие [Текст] /Т.Н. Гущина. – Ярославль: ИРО, 2008.
4.Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2009.
5.Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей [Текст]/Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] /В.В. Зеньковский. - М.: Школа-пресс, 1996.
7.Лихачёв, Д.С. Русская культура [Текст] /Д.С. Лихачёв. – СПб.: Искусство, 2007.
8.Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия [Текст] /сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель,2009.
9.Писарева, А.Е., Уткина, В.В. Живём в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие [Текст] /А.Е. Писарева. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
10.Пугачёва, Н.В., Есаулова, Н.А., Потапова, Н.Н. Календарные и обрядовые праздники для детей дошкольного возраста: Учебное пособие [Текст] / Н.В. Пугачёва. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
11.Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские [Текст] /Е.А. Покровский. - СПб.: Историческое наследие, 1994.
12.Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками [Текст] /авт.-сост. О.В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007.
13.Система работы по воспитанию чувств патриотизма. Подготовительная группа [Текст] /сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
14.Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] /В.А. Сухомлинский.- Педагогика, 1989.
15.Тереничева, И. Сядем рядком да поговорим ладком! Досуги для детей и их родителей [Текст] //Дошкольное воспитание. – № 9, 2009. – С. 113 – 118.
16.Ушинский. К.Д. Воспитание человека: Избранное [Текст] /К.Д. Ушинский. - М.: Карапуз, 2000.
17.http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-18170.htm
18.http://www.encdic.com/search.php?dic=sociology&search


Показатели вовлечения родителей в воспитательно-образовательную
работу

2008г-2009г

65 %

2009г-2010г

79 %

2010г-2011г

96%

Высокий-0

Средний-2

Ниже среднего-1
1
1

Низкий-1

Высокий-0

Выше среднего-1

Средний-2

Ниже среднего-1

Низкий-1



15