Конспект НОД по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

НОД «Знакомство с русским народным костюмом»
(познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие)

Цель: развитие интереса к русской национальной культуре
Задачи: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник; закрепление знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки); развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.
Ход занятия
Восп-ль: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет.
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы! Низкий вам поклон.
Дети: Здравствуйте.
Восп-ль: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по-особенному.
Восп-ль: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!
Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!
Восп-ль: Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)
Восп-ль: Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит - красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!
Восп-ль: Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы со сказки. Ребята, вы любите сказки? (да) Давайте послушаем стихотворение о сказке.
Ребенок 1:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
родной народ ее творец,
Народ - хитрец, народ - мудрец.
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Дети вместе с воспитателем подходят к доске, на столике лежат картинки из русских народных сказок (лиса, волк, заяц, медведь в русских национальных костюмах).
Восп-ль: Вы, наверное, знаете много сказок и можете их назвать. А назовите мне героев русских народных сказок. Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте и отгадывайте.
Загадки
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (Медведь) (На доску прикрепляется картинка с изображением медведя)
По лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет.
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый? (Волк) (Прикрепляется картинка с изображением волка)
Всех боится он в лесу,
Волка, филина, лису.
Бегает от них спасаясь,
С длинными ушами... (Заяц) (Прикрепляется картинка с изображением зайца)
Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут ее... (Лисичка) (Прикрепляется картинка с изображением лисы)
Восп-ль: Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А Марьюшка хочет знать, в каких сказках живут эти герои? (Ответы детей)
Восп-ль: Посмотрите, ребята, а во что одеты эти герои русских народных сказок? (Ответы детей)
Восп-ль: Они одеты в русские национальные костюмы. И на нашей гостье – Марьюшке, тоже русская национальная одежда. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!
Восп-ль: Во что одет медведь? (Рубаха с косым воротом – косоворотка, порты – штаны, пояс – кушак)
Восп-ль: Во что одет волк? (Рубаха косоворотка, штаны, кушак, онучи, лапти)
Восп-ль: Во что одет заяц? (Рубаха, штаны)
Восп-ль: А во что одета лиса? (Сарафан, рубаха, передник, платок)
Восп-ль: У медведя, волка и зайца – мужской русский национальный костюм. А у лисы – женский.
Восп-ль: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Люди часто веселились и придумывали различные игры.
Динамическая пауза. Подвижная игра «КАРУСЕЛЬ» - веселая. Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.

Добры молодцы, красны девицы. Удалой народ!
Не желаете ль развеяться? Карусель вас ждет.
Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:
Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра. (Игра повторяется 2-3 раза)
(На стульях разложена русская национальная одежда: рубаха, сарафан, кокошник, платок, косоворотка, кушак, лапти).
Восп-ль: Ребята, посмотрите, что это? (Дети смотрят, трогают, называют элементы национального костюма).
Восп-ль: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.
Восп-ль: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (Одинаковый элемент – рубаха).
Восп-ль: Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.
Восп-ль: Давай рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест – оберег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
Ребята, у вас на столах лежат шаблоны русской рубахи. (Дети садятся за столы).
Восп-ль: Чего не хватает на них? (Ответы детей)
Восп-ль: Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим рубаху по вороту, рукавам и подолу.
Творческие работы детей.
Физминутка:
Рисовали, рисовали
Наши пальчики устали
А теперь мы отдохнем
И опять играть пойдем.
Дидактическая игра: «Найди и покажи».
Подведение итогов.
Восп-ль: Какие элементы русского народного костюма мы узнали? В чем одета Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А ромб?
А теперь пора прощаться с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно заглянет к нам и проверит узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.
Кукла: До свидания, люди добрые, добры молодцы и красны девицы!

15