Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок Хочу все знать 4 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка "Хочу все знать!"в 4 классе общеинтеллектуального направления разработана на основе:
-основной образовательной программы(ООП) начального общего образования;
-учебного плана МБОУ СОШ № 15;
-положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 15.
В соответствии с расписанием, годовым учебным планом - графиком, утвержденным приказом от 31.05.2016 г. №…69.., программа составлена на 66.. часов, …1 час в неделю.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Познавательные:
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде,
воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
понимать необходимость охраны растительного и животного мира;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассужденияПознавательные:
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме
участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации для создания собственных устных и письменных сообщений.
Применять полученные знания для охраны и восстановления окружающей природы.
Личностные:
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного поведения;
овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
уважительное отношение к иному мнению.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом
2. Содержание учебного предмета
Тема раздела Содержание Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности
Раздел «Отвечаем на вопросы « Что, где, когда и как?" - Электрический ток, правила безопасности с бытовыми электроприборами
-Как работает батарейка?
- Откуда берется соль?
-Как устроены водопады;
- Устройство термометра
-Откуда берется соль?
- Откуда берётся стекло?
- Как делают хлебобулочные изделия?
- Что такое ГМО в продуктах питания?
- Как устроены наши глаза?
- История появления первых книг
- Как делают книги, журналы?
- Когда появились деньги
- Как делают карамель?
- Где найти в море пресную воду?
- Когда появляются микробы?
- Почему нужно заниматься спортом?
- Почему у людей бывает разного цвета кожа?
- Почему я не вижу ночь?
- Мозг. Как он выглядит? Почему он самый главный?
- Как работают мышцы?
- Что такое кровь? Что делает кровь красной?
- Зачем нужно ходить к зубному врачу?
- Изобретение микроскопа. Практическая работа с микроскопом
- Древние обитатели нашей планеты.
- Открытие Америки Колумбом. Работа с картой.
- Как устроена Вселенная.
- Развитие науки и техники
- Самый маленький материк. Русские на шестом континенте
- Петр 1. Выход к морю
- Петербург и его достопримечательности.
- Становление русской науки. М. Ломоносов
- Развитие русского военного искусства. Суворов А.В.
- События в России в начале 20 века
- ВОВ. Страны-участницы войны.
- Особенности природы России
- Горные породы. Открытие полезных ископаемых
Познакомить учащихся с профессиями метеоролога и синоптика
Проведение тематических экскурсий
в краеведческий музей, Пороховой погреб; магазин "Дом Книги", детскую библиотеку, на метеорологическую станцию, пожарную часть города; Беседы, практическая работа, экскурсии, познавательные , дискуссии, поиск информации в читальном зале библиотеки, защита проектов и презентаций, посещение метеорологической станции г. Азова., краеведческого музея и выставочного зала "Меценат", Пороховой погреб, магазин "Дом Книги", детской библиотеки
Просмотр тематических видеоуроков, обучающих программ для детей "Почемучка", работа с дополнительными источниками информации, чтение познавательной и художественной литературы;
Защита презентаций Формировать знаний детей о явлениях природы в разное время года, вырабатывать у учащихся умение объяснять наблюдаемые погодные явления, ввести в словарь детей новые слова – метеоролог, синоптик; познакомить учащихся с профессиями метеоролога и синоптика, Просмотр видеосюжета по теме занятия. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.
Раскрыть роль электричества в быту, сформировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами; просмотр видеосюжета по теме занятия.
Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, для чего нужна батарейка как она устроена
Познакомить детей с устройством термометра, для чего мы его используем, научить с его помощью определять температуру тела, воды, воздуха; Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Изготовление модели градусника, выставка работ учащихся
Познакомить детей с историей появления стекла, со свойствами стекла путем элементарного экспериментирования, уточнить представления детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.
Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка"
Создать целостное представление о водопаде, как о природном явление; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; Детский обучающий фильм: «Приключения Адибу: Миссия на планете
Расширить представление детей о свойствах соли; познакомить с технологией добычи соли; для чего человеку соль; где он её может использовать и в каких целях; просмотр видеосюжета по теме занятия.
Познакомить детей с особенностями песка и найти проявления этих свойств в повседневной жизни, откуда он берётся. Как используют песок в самарской области. Детский обучающий фильм: «Приключения Адибу: Миссия на планете Земля
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.
Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством книг, журналов; с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала; ввести в словарь детей новые слова – рукопись, редактор, издательство. Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии.
Дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; привести к пониманию, что зрение человека надо беречь; расширять словарь: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза". Выпуск информационного листа, плакатов. Выставка работ обучающих
Экскурсия в книжный магазин "Дом Книги" .Обмен впечатлениями от проведенной экскурсии
Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; рассмотреть виды денег: банкноты и монеты; определить функции денег; обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами
Познакомить учащихся с технологией изготовления карамели; расширить представление детей об ассортименте изделий из карамели; Детский обучающий фильм «Семья Почемучек».
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; какая вода пресная; учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь; обогащать представления детей о водных ресурсах Земли
Дать детям некоторые представления о микробах, об их свойствах; узнать, каким образом микробы могут нанести вред человеку; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; закрепить правила личной гигиены.
Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении, показать значение спорта в жизни людей, необходимость вести ЗОЖ ; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Почемучка». Конкурс рисунков «Спорт в жизни человека».
Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; познакомить с выражением «гусиная кожа», что оно обозначает; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммыПродолжать расширять представления о своем организме, о его строении; дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека; выяснить значение сна в жизни человека; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. Выпуск информационного листа, плакатов.
Учащиеся осваивают умения:  задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира,
оценивать результаты своей работы.
Раздел"Хочу все знать" Мир математики:
-Учимся решать задачи;
-Числа. Арифметические действия. Величины
-Геометрическая мозайка;
-Математические игры.
-Работа с конструкторами
-Работа с тестовыми и электронными тренажерами по учебному материалу 1-4 класс
Мир русского языка:
-Орфографическая зоркость.
Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму»,
-Грамматика русского языка
- Работа с тестовыми и электронными тренажерами по учебному материалу 1-4 класс
Лекция
практическая работа по предупреждению и преодолению ошибок просмотр тематических видеоуроков,
работа с тестовыми тренажерами,
интеллектуальные игры и соревнования
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) Организация работы по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях:
Учащиеся осваивают умения:  задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания, оценивать результаты своей работы.
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
3.Тематическое планирование курса .
№ тема Кол-во часов Дата план Дата факт
1 четверть 16 1 Введение. Экскурсия в библиотеку им. Чехова .Беседа: " Я познаю мир" 1 5.09 2 Откуда берётся электрический ток? 1 7.09 3 Электроприборы в каждом доме. Как правильно с ними обращаться? Посещение пожарной части города. 1 12.09 4 Практическое занятие. Развиваем координацию. Графический диктант. 1 14.09 5 Как работает батарейка?
1 19.09 6 Откуда берется соль? 1 21.09 7 Практическое занятие. Учимся ориентироваться в пространстве. Работа с компасом. 1 26.09 8 Как устроены водопады? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 28.09 9 Практическое занятие. Учимся ориентироваться в пространстве. Работа с картой: "Найти клад" Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 3.10 10 Как работает градусник? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 5.10 11 Откуда берется песок? ? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 10.10 12 Практическое занятие. Интеллектуальный марафон. Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 12.10 13 Как предсказывают погоду? Что такое погода? . Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами
1 17.10 14 Народные приметы. Практическое занятие: "Учимся предсказывать погоду" . Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами
1 19.10 15 Экскурсия на метеорологическую станцию 1 24.10 16 Откуда берётся стекло? . Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 26.10 2 четверть 14 ч 17 Как делают хлебобулочные изделия? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 7.11 18 Что такое ГМО в продуктах питания? Практическое занятие: "Учимся выбирать в магазине безопасные продукты" 1 9.11 19 Как устроены наши глаза? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 14.11 20 Как устроены наши глаза? Выпуск информационного листа, плакатов: "Береги зрение , ученик!" Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 16.11 21 История появления первых книг. Экскурсия в детскую библиотеку. 1 21.11 22 Как делают книги, журналы? Практическая работа: Чтение познавательной литературы"
1 23.11 23 Книга на полке магазина. Учимся правилам покупателя. Экскурсия в магазин "Дом Книги". 1 28.11 24 Интеллектуальный марафон. Практическое занятие: "Чтение познавательной литературы" 1 30.11 25 Когда появились деньги? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 5.12 26 Как делают карамель? Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 7.12 27 Практическое занятие. Учимся ориентироваться в пространстве. Работа с картой и компасом. Игра"Найти клад". Интеллектуальный марафон 1 12.12 28 Где найти в море пресную воду? Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях
1 14.12 29 Когда появляются микробы? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами
1 19.12 30 Интеллектуальный марафон. Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях
1 21.12 3 четверть 21 ч 31 Почему нужно заниматься спортом? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами
1 9.01 32 Почему появляется «гусиная кожа»? Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 11.01 33 Почему у людей бывает разного цвета кожа? Интеллектуальный марафон. 1 16.01 34 Почему я не вижу ночь? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами. Чтение познавательной литературы 1 18.01 35 Мозг. Как он выглядит? Почему он самый главный? Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 23.01 36 Интеллектуальный марафон. Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами. Чтение познавательной литературы. 1 25.01 37 Как работают мышцы? Почему я иногда чувствую, как бьётся у меня сердце? Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 30.01 38 Что такое кровь? Что делает кровь красной? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 1.02 39 «Человек в моем видении» Лепка из пластилина Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 6.02 40 Зачем нужно ходить к зубному врачу? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 8.02 41 Почему мне хочется спать? Почему мне снятся сны? Чтение познавательной литературы 1 13.02 42 Почему я заболеваю? Отчего бывает жар? Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 15.02 43 Основы безопасности моей жизни. Составляем правила ЗОЖ. Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 20.02 44 Изобретение микроскопа. Практическая работа с микроскопом. Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами. 1 22.02 45 Расширение знаний о Земле. Чтение познавательной литературы .Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами. 1 27.02 46 Древние обитатели нашей планеты. Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 1.03 47 Экскурсия в краеведческий музей. Древние обитатели нашей планеты. 1 6.03 48 Открытие Америки Колумбом. Работа с картой. Работа с познавательной и художественной литературой. 1 13.03 49 Как устроена Вселенная. Работа с познавательной и художественной литературой. 1 15.03 50 Развитие науки и техники .Работа с познавательной и художественной литературой. 1 20.03 51 Самый маленький материк. Русские на шестом континенте Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 22.03 4 четверть 15 ч 52 Петр 1. Выход к морю. Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 3.04 53 Экскурсия в краеведческий музей. История нашего города. 1 5.04 54 Виртуальная экскурсия. Петербург и его достопримечательности. Работа с познавательной и художественной литературой 1 10.04 55 Становление русской науки. М. Ломоносов. Работа с познавательной и художественной литературой 1 12.04 56 Планетарий. Посещение краеведческого музея. 1 17.04 57 Развитие русского военного искусства. Суворов А.В. Работа с познавательной и художественной литературой 1 19.04 58 События в России в начале 20 века. Практическая работа с тестовыми и электронными тренажерами 1 24.04 59 Практическое занятие. Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 26.04 60 ВОВ. Страны-участницы войны. Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 3.05 61 Герои Великой Отечественной войны. Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 8.05 62 Защита презентации:" ВОВ в моей семье", "Мой прадедушка- участник войны" .Работа с познавательной и художественной литературой. 1 10.05 63 Особенности природы России .Практическая работа по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях 1 15.05 64 Защита работ учащихся (презентации): " А знаете ли вы, что...?" 1 17.05 65 Защита работ(презентации ):" А знаете ли вы, что...?" 1 22.05 66 Подведем итоги работы за учебный год. Что я узнал? 1 24.05 Всего 66 ч