Конспект ООД по теме:В гостях у хозяюшки


Конспект ООД: «В гостях у Хозяюшки»
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Программные задачи:
- расширять представления детей о том, как жили люди на Руси, на чем еду готовили, чем лечились, как одевались, как ткани красили;
- закреплять знания о русских хороводных играх, пословицах;
- познакомить с лекарственными растениями;
- развивать логическое мышление.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Программные задачи:
- совершенствовать умение участвовать в русских народных хороводных играх;
- формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр;
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
- развивать игровую деятельность;
- воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям;
- прививать интерес к русской культуре, истории своего народа;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программные задачи:
- обогатить словарь детей: изба, горница, ухват.
- формировать умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Способы организации: сидя на стульях (беседа), стоя в кругу (игры), стоя у стола (покраска ткани).
Оборудование: проектор; презентация; русский народный сарафан; кокошник; яблочко с блюдечком; скатерть. 3 баночки с травами; шапочка козы, корона; баночки для отваров 30 шт.; подносики; кусочки ткани 30 шт.; влажные салфетки;Словарная работа: изба, горница, ухват.
Предварительная работа:
Беседа о культуре и быте русского народа;
Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;
Беседа о лекарственных растениях;
Ход ООД:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас окунуться в атмосферу далекой старины, узнать как жили наши предки, во что одевались, чем лечились, в какие русские народные игры играли.
Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили люди на Руси.
- Ребята, закрывайте глазки. Мы отправляемся.
Воспитатель, одевая русский народный костюм, приговаривает:
- Катись, катись, яблочко наливное, по красивому блюдечку, покажи нам поля и деревни, покажи нам леса, и моря, покажи нам гор высоту и небес красоту, покажи нам всю родимую Русь-матушку.
И становится воспитатель Хозяюшкой.
Слайд № 1.
Хозяюшка (с поклоном):
Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ребятушки!
Слава нашей стороне,
Слава русской старине
И про эту старину,
Я беседу поведу.
Милости прошу к нам в деревню! Я вам сейчас дом свой покажу, а знаете ли вы, как дом мой называется?
Ответы детей.
Слайд № 2 (с изображением избы).
Хозяюшка: Правильно – изба. Давайте – ка вместе скажем изба.
А вы знаете, в избу входили - кланяясь.
Слайд № 3 (дверь в избу)
Хозяюшка: Как вы думаете почему? Посмотрите на мою дверь.
Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.
Хлеб да соль, так раньше говорили, встречая дорогих гостей. Проходите, гости дорогие.
Слайд №4. (Горница)
Хозяюшка: А вы знаете, как называлась самая лучшая комната в избе, где встречали дорогих гостей?
Дети: Горница.
Слайд с изображением горницы.
Хозяюшка: Молодцы! Слово – то, какое красивое – горница. Давайте вместе повторим. В горнице принимали гостей. Посмотрите, какая горница у меня в избе, небольшая, да красивая какая!
Хозяюшка: Загадаю я вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?». Знаете?
Дети: Печь.
Слайд№ 4 (с изображением печи).
Хозяюшка: Да, это печка. Молодцы!
Мы говорим: «Печки нет в избе – значит, жизни нет».
Хозяюшка: Почему так говорим, как вы считаете?
Дети: Печь избу обогревает, в ней кушать готовим, пироги печем, сушим валенки, варежки.
Хозяюшка: И верно:
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
И сверчок поёт где-то рядышком.
Как с тобой тепло, печка-матушка!
На печке можно спать и греться возле неё, а еще я в ней хлеб пеку, щи да похлёбку варю. А посмотрите внимательно, что это у печи моей стоит?
Ответы детей.
Хозяюшка: Это ухват. Он мне нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей из печи вытащить. Давайте вместе произнесем – ухват. Умнички!
Хозяюшка: Засиделись мы с вами, пора и поиграть. «Делу время – потехе час». Выходите на полянку. Я вас научу.
Хороводная игра «Матрешки»
Ходим, ходим хороводом,
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Попрыгали, прыгаем
Потопали, топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем
Хозяюшка: И на места потопали. Молодцы, присаживайтесь
Слайд № 5 (печка с травами).
Хозяюшка: А посмотрите, что у меня с другой стороны печки. Что это там висит, знаете?
Дети: Травы сушатся.
Хозяюшка: Правильно. Да только трава не простая, а волшебная, лекарственная. Как вы думаете, почему?
Дети: Травы лечат.
Хозяюшка: Правильно. Я лечусь только ими.
А вот так на печи я сушу лекарственные травы. Я очень хорошо знаю лекарственные растения, а вы их знаете? Вот сейчас я и проверю. Слушайте загадку.
1. Путник часто ранит ногу,
Вот и лекарь у дороги…
Дети – Подорожник.
Слайд № 6 (подорожник).
Хозяюшка: Молодцы. Подорожником лечили ранки, он кровь останавливает. А ещё им кашель хорошо лечить. Вот у меня и подорожничек – понюхайте, как он пахнет.
Хозяюшка дает понюхать.
Хозяюшка: Следующая загадка:
2. Травка очень душистая,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
Дети - Мята.
Слайд № 7 (мята).
Хозяюшка: Верно, детоньки. Чай с мятой успокаивает, сердечко лечит. Вот и мята у меня припасена.
Хозяюшка дает понюхать мяту.
Хозяюшка: Последнюю загадку, точно не отгадаете.
3. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же…
Дети – Крапива.
Слайд № 8 (крапива)
Хозяюшка: Молодцы – ребятки. У нас поговорка есть: «Одна крапива заменяет семерых лекарей». А вы знаете кто такие лекари?
Ответы детей.
Хозяюшка: Лекарем мы врача называем. Вот она, какая полезная травушка. Крапивой не только лечились, а из неё и кушать готовили: салаты, щи. И крапивка у меня есть.
Хозяюшка дает понюхать крапиву.
Хозяюшка: Какая вам травушка по запаху больше понравилась?
Ответы детей.
Хозяюшка: Таблеток, как у вас, у нас нет. Для нас природа лучшая аптека. А знаете ли вы, пословицы и поговорки о здоровье? Сейчас проверю. Я говорю начало, а вы договариваете.
- В здоровом теле - здоровый…
Ответы детей - дух.
- Если хочешь быть здоров …
Ответы детей - закаляйся.
- Чистота - залог …
Ответы детей - здоровья.
- В путь дорогу собирайся за - здоровьем ...
Ответы детей - отправляйся.
Хозяюшка: Молодцы! Что-то мы засиделись. Давайте я вас научу играть еще в одну русскую народную игру: «Шла коза по лесу».
Хозяюшка: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.
В центре круга - коза (ребенок в шапочке козы). У козы в руках корона. На кого коза оденет корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать с козой. Начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки, и выполняем движения, согласно тексту.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу - идут по кругу, взявшись за руки;
Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу, одевает ей на голову корону и выводит в середину круга;
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно тексту;
Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;
И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются друг другу лицом и обнимаются.
(Игра повторяется 2-3 раза.)
Хозяюшка: Какие дети молодцы, славно поиграли. Присаживайтесь.
А как вы думаете, как одевались люди раньше?
Дети: В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники.
Хозяюшка: Правильно, ребята.
Слайд № 9 (русский народный костюм).
Хозяюшка: Женщины одевали рубаху и сарафан. Мужчины рубаху и брюки. Брюки называли портки. Повторите вместе со мной – портки.
Дети повторяют.
Хозяюшка: Посмотрите какая у вас одежда яркая, красивая. Ткань то у вас красками красят. А у нас то красок нет. Как вы думаете, чем мы ткань красим?
Ответы детей.
Хозяюшка: Правильно. Ткани мы красим васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы. Не верите? А сейчас вы сами убедитесь. Будете красить ткань как в мы. Подходите поближе к столам. У вас у каждого есть два стаканчика: в правом отвар шелухи лука; в левом – отвар свеклы. А на подносе по два кусочка ткани. Один кусочек ткани опустите в луковый отвар, а другой – в ягодный. Теперь достаем, расправляем и оставляем посушить на подносе. Не забудьте вытереть руки после работы. У всех получилось? В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? (розовый и оранжевый).
Хозяюшка: Молодцы, ребята!
Хозяюшка: Ну, что, ребятки, понравилось ли вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Мы - русские люди всегда славимся своим гостеприимством и любим угощать. Я для вас тоже угощение приготовила. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!