Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок Хочу все знать.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖОК
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
В 3-В КЛАССЕ




Разработал:
Старыгина И.В.,
учитель начальных классов





р.п. Кантемировка
2015 -2016 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие способностей детей, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
В процессе разработки программы кружка «Творческая мастерская», в основу которой легла авторская программа «Художественное творчество: станем волшебниками» Просняковой Т.Н.  (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова/ Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012) в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку определить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Программа кружка « Творческая мастерская» ориентирует на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Цель программы: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций; приобщение к многонациональной культуре России и Краснодарского края.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Методическое обеспечение образовательной программы «Творческая мастерская» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6,6 –11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью
усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности
овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процесс.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КРУЖКА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на 3 года обучения. Рабочая программа рассчитана на 102 часа и предусматривает следующее распределение из расчёта 1 час в неделю: 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.


4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего
школьника:
когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;
эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру
(среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности
в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств (стыда, совести, чувства вины) как регуляторов морального поведения.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.



6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Методическое обеспечение образовательной программы «Творческая мастерская» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6,6 –11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью
усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности
овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процесс.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Технологии обучения:
– технология развития обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровневого обучения;
- информационные технологии.
Формы и виды контроля.
Методы отслеживания результативности:
наблюдение;
анализ выполнения изделий, участия обучающихся в конкурсах художественно-эстетической направленности, активности обучающихся на занятиях.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание программы (34 часа) 1 год обучения.

№ темы
темы
Кол-во
часов
Тема


Материалы
Характеристика деятельности

Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа.

1
2
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги
Журнальная бумага, картон
Овладеть навыками бумагокручения;
вырезать по контуру формы, украшать декоративно; создавать композиции;
овладеть техникой вырезания объёмных форм; знакомство с техникой «оригами», «квилинг».
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов.

2
1
Аппликация из птичьих перьев
Перья, картон


3
1
Аппликация из кружев
Кружева, картон


4
1
Аппликация из ткани
Накрахмаленная ткань, картон


5
2
Аппликация из деталей оригами
Бумага, картон


6
2
Мозаика из ватных комочков
Вата, бумага, картон


7
2
Прорезная аппликация
Картон, различные материалы


8
2
Гофрированные цепочки
Гофрированная бумага, картон


9
1
Складывание гармошкой
Журнальная бумага


10
2
Выпуклая мозаика из плотной бумаги
Цветная бумага, картон


11
2
Моделирование из картона. Рамочка
Картон, цветная бумага


12
2
Моделирование объёмного изделия из гофр картона
Гофрированный картон


13
1
Моделирование из гофрированной бумаги
Гофрированная бумага


14
2
Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки.
Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока


15
1
Многослойное торцевание на плоскости.
Гофрированная бумага, картон


Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 10 часов

1
2
Раскатывание и обрубовка пластилина
Пластилин
Знакомиться со свойствами пластилина, соленого теста изготавливать фигурки людей, животных. Выполнять аппликацию в технике размазывания по бумаге, размазывание по стеклу.

2
2
Выпуклая аппликация из пластилина
Пластилин


3
2
Торцевание на пластилине
Пластилин, гофрированная бумага


4
2
Разрезание слоёного пластилина
Пластилин, проволока


5
2
Лепка из теста
Солёное тесто


Итого
34 ч








Содержание программы (34 часа). 2 год обучения.

№ темы
Кол-во часов
Тема
Материалы
Характеристика деятельности

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов.

1
1
Симметричное вырезание
Цветная и белая бумага
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.
Усвоение техники безопасности с различными предметами.
Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.
Слушать собеседника, излагать свое мнение.
Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой.

2
1
Игрушки из картона с подвижными деталями
Картон, проволока


3
1
Моделирование из конусов.
Цветная бумага


4
1
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
Гофрированная бумага, проволока


5
2
Объёмное конструирование из деталей оригами
Цветная бумага


6
2
Моделирование из бумажных салфеток
Цветная бумага, салфетки


7
2
Простое торцевание на бумажной основе
Гофрированная бумага, картон


8
2
Многослойное торцевание
Гофрированная бумага, цветная бумага, картон


9
1
Моделирование из фольги
Фольга, проволока


Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов.

1
1
Аппликация из резаных нитей
Шерсть, картон
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Выполнять работу по плану.
Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Учиться работать по шаблонам, выкройкам.

2
3
Изонить.
Картон, мулине, иголка


3
1
Приклеивание ниток по спирали
Шерсть, картон


4
1
Вышивание по ткани
Ткань, мулине


5
1
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу
Ткань, бумага, тесьма


6
1
Аппликация из ткани и ниток
Ткань, шерсть, картон


7
3
Шитьё по выкройкам
Ткань, шерсть, тесьма


Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов.

1
3
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля
Цветная, белая, упаковочная бумага
Осуществлять поиск необходимой информации.
Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

2
2
Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля
Цветная и белая бумага


3
2
Объёмные изделия из треугольных модулей
Цветная бумага


4
3
Художественные образы из треугольных модулей
Цветная и белая бумага


Итого
34 часа





Содержание программы (34 часа) 3 год обучения

№ темы
Кол-во часов
Тема




Материалы
Характеристика деятельности

Раздел 1. Работа с бумагой. 16 часа.

1
1
Аппликация с раздвижкой
Журнальная бумага
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.
Усвоение техники безопасности с различными предметами.
Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.
Слушать собеседника, излагать свое мнение.
Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой.

2
2
Оригами из окрашенной бумаги
Белая бумага, краски


3
2
Симметричное силуэтное вырезание
Цветная бумага


4
2
Транспарантное вырезание
Цветная бумага


5
1
Аппликация из рельефной бумаги
Цветная бумага


6
1
Коллаж из различных материалов
Разные виды бумаги, картон, тесьма.


7
2
Объёмное моделирование из бумаги
Цветная бумага


8
1
Объёмные изделия в технике многослойного торцевания
Гофрированная бумага, проволока


9
2
Веерное гофрирование
Цветная бумага, картон


10
2
Трубочки из гофрированной бумаги
Гофрированная бумага


Раздел 2. Текстильные материалы. 10 часов.

1
1
Аппликация из синтепона со сдвижкой
Синтепон, бумага, картон
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Выполнять работу по плану.
Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Продолжить работу с шаблонами, выкройками.

2
5
Вязание крючком
Пряжа


3
4
Шитьё мягкой игрушки
Ткань, синтепон


Раздел 3. Модульное оригами. 8 часов.

1
4
Конструирование цветов
Цветная бумага
Осуществлять поиск необходимой информации.
Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием.

2
2
Конструирование птиц сложной формы
Цветная бумага


3
2
Соединение модулей разного размера в одном изделии.
Белая и цветная бумага


Итого
34ч








8.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

Библиотечный фонд.

1
«Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
На каждого ученика

2
«Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
На каждого ученика

3
Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Для учителя

4
«Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
На каждого ученика

5
Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Для учителя

6
«Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
На каждого ученика

7
Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Для учителя

Печатные пособия

8
С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Для учителя

9
Т.Н. Проснякова. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Для учителя

10
В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов 1-4 классы. Издательство «Экзамен», 2012.
Для учителя

Технические средства обучения

11
Интернет ресурсы. Сайт. Страна Мастеров [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для учителя

12
Сайт. Всё для детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Для учителя

13
Компьютер
1 шт

14
Мультимедиа проектор
1 шт

Экранно-звуковые пособия

15
Подборка презентаций.