Урок Помещение и оборудование для кулинарных работ, предупреждение заболеваний. Сервировка стола к завтраку,9 класс

Тема: « Помещение и оборудование для кулинарных работ, предупреждение заболеваний. Сервировка стола к завтраку».
Цель: 1. Ознакомить детей с оборудованием помещения. Организацией труда, профилактикой желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений (стафилококками), заражения яйцами глистов; научить подготавливать стол к приему пищи с учетом санитарных, практических, эстетических требований и мер безопасности;
2. Развивать эстетический вкус; воспитывать чувство ответственности.
Наглядные пособия: рисунки, фотографии или иллюстрации оборудования кухни в отдельной малогабаритной квартире, в сельском доме, в коммунальной квартире , цехах в столовых общественного питания и т.п., иллюстрации различных сервировок стола к завтраку; предметы сервировки или их силуэтные изображения.
Оборудование: скатерть и столовые салфетки (можно бумажные), подносы; тарелки пирожковые, закусочные, столовые мелкие, десертные мелкие; приборы закусочные и столовые; ложки чайные; карточки- задания для сервировки в соответствии с меню завтраков.
На доске термины:
Кухонная и столовая посуда, сервировка стола, культура питания, кулинария.
Ход урока
I. Вводная беседа. Организационные вопросы и планирование учебной работы.
Проводится беседа о значении труда в жизни человека. Особое внимание обращается на разграничение хозяйственно- бытового труда между членами семьи и на самообслуживание в школе и дома.
Кулинария- это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи. Она изучает виды продуктов, их пищевую ценность, рациональные способы приготовления различных блюд.
Без питания нет и не может быть жизни, вот почему кулинария имеет такое большое значение.
Кулинарные работы проводятся в специальном помещении- кухне. Мебель и все оборудование в ней должно располагаться так, чтобы рационально использовалась площадь и не затруднялась уборка помещения. В кухне необходимо иметь газовую или электрическую плиту, мойку, рабочий стол, шкаф для посуды, холодильник.
Металлическая посуда бывает алюминиевая, эмалированная, чугунная. Керамическая посуда бывает фарфоровая, фаянсовая, гончарная. Из фарфора ил фаянса изготавливают столовую и чайную посуду.
Стеклянная посуда делится на столовую и хозяйственную. Пластмассовая посуда применяется для хранения продуктов, подачи и приема пищи. Пластмассовая посуда очень легкая , поэтому ее нередко используют в туристических походах.
Необходимыми предметами для приготовления пищи являются различные кухонные ножи, лопатки (металлические и деревянные) и приспособления (мясорубки, терки. Сбивалки, ломтерезки, яйцерезки и др.). в комплект кухонных предметов могут входить специальные ложки. Чайную и столовую ложки используют во время приготовления пищи для отмеривания продуктов, заправки блюд, размешивания пищи, снятия пробы. В быту появились такие электрические приспособления и машины, как приборы контактного нагрева: электрокастрюли, электрофритюрницы, электровафельницы, грили и др. приборы инфрокрасного нагрева, электрошашлычницы, электротостеры, бытовые сверхвысокочастотные печи (СВЧ).
Уход за посудой.
Нужно ознакомить учащихся с приемами ухода за разными видами посуды, инструментов и приспособлений, с имеющимися в кабинете приспособлениями для сушки посуды и столовых приборов: объяснить, почему посуду удобнее сушить на проволочной сушилке с поддоном. Сушилки лучше размещать в закрытых шкафчиках или на полках. Вблизи рабочего места можно повесить правила ухода за посудой.
Дается задание учащимся ознакомиться с посудой и инвентарем. Определить степень их чистоты, особенно в углублениях, под ручками, на внешней стороне дна, на внутренней стороне крышки; посмотреть, нет ли следов от рук на стеклянной посуде, желтого налетав по краям чашек и т.д.
Внимание учащихся заостряют на последовательности, приемах и способах мытья посуды и инвентаря:
1.Грязную посуду распределяют по видам: чайная, столовая, столовые приборы, кухонная- и в такой же последовательности моют, предварительно очистив ее от остатков пищи;
2.Посуду и приборы лучше всего мыть проточной горячей водой, щеткой с мылом. Мыть посуду необходимо с двух сторон, У чайной посуды- особенно тщательно верхнюю часть- ту, к которой прикасались губами. Посуду из-под молока и разведенных яиц моют сначала холодной водой, потом горячей;
3.желтый налет, образующийся на чашках и стаканах, можно с помощью чайной соды.
Если на дне посуды пригорела пища. То посуду надо залить водой, дать некоторое время постоять, а потом вскипятить воду, тогда пища легко отстанет. Разделочные доски и предметы, имеющие деревянные части, моют с мылом и питьевой содой. Чтобы растворить жиры и дезинфицировать.
Подводя итоги беседы. Надо заострить внимание учащихся на том, что все работающие в помещениях, где хранят продовольственные товары, продукты, посуду и инвентарь, готовят пищу и реализуют ее, должны хорошо знать и выполнять требования личной гигиены. Заботиться о чистоте.
II. Сообщение познавательных сведений.
Учитель показывает на экране все виды сервировки стола к завтраку ( в столовой, ресторане, детском саду, дома и т.д.) ;рассказывает о блюдах, которые едят только ложкой ( каша манная, творог со сметаной и др.) или только вилкой ( картофель жареный или отварной, котлеты и т.д).
Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, что является необходимым для каждого культурного человека.
В ресторанах столы сервируют официанты, в самолетах пассажиров обслуживают стюардессы и т.д.
Учитель демонстрирует учащимся столовую и чайную посуду, приборы, приспособления, столовое белье, применяемые для сервировки стола к завтраку; объясняет их целевое назначение, сравнивая различные тарелки и приборы; особое внимание учащихся обращает на ножи специального назначения- для масла, сыра; их подают для общего пользования.
Количество приборов и посуды зависит от числа присутствующих и количества подаваемых блюд. Расставлять приборы надо так, чтобы сидящие за одним столом не мешали друг другу ( расстояние между стульями не менее 30 см).
Показывается последовательность предварительной сервировки стола к завтраку.
Молоко заранее разливают в стаканы или чашки и ставят на стол. Горячий напиток-чай, какао, кофе, на молоке или с молоком- подают в конце завтрака. На блюдце перед чашкой кладут чайную ложку ручкой вправо.
Помимо горячего блюда, к завтраку можно приготовить бутерброды. Ставят их на середину стола, чтобы каждому удобно было достать , положить на тарелку и при необходимости разрезать. Два вареных яиц предусматривают подставки.
Текущий инструктаж.
Рассказать, в какой последовательности будут проходить занятия, чему дети научатся на уроках ,назначить дежурных по кабинету.
Обратить внимание учащихся на необходимость выполнения санитарных требований: избегать лишних прикосновений рук к посуде, особенно к тарелкам, чашкам, стаканам; тарелки поддерживать снизу за край; чашки брать за ручку, стаканы- за корпус, снизу. Переносить стеклянную посуду лучше на подносах. Осторожно обращаться с ножами и вилками. стеклянной посудой.
При выполнении кулинарных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности, санитарной и личной гигиены.
Перед началом работы вымыть руки с мылом, надеть фартук, повязать голову косынкой.
Следить за чистотой и порядком на рабочем месте.
Хлеб, гастрономические продукты и овощи резать только на соответствующих досках. Подготовленные продукты прикрывать марлей.
Посуду мыть горячей водой с содой.
Пищевые отходы складывать в ведро с крышкой.
Осторожно обращаться с ножом и вилкой. Консервные банки открывать только специальным ножом или приспособлением.
Во избежание ожогов необходимо крышки с кастрюль, сковородок и другой посуды с кипящей жидкостью брать полотенцем и открывать от себя.
При работе ч мясорубкой пользоваться деревянным пестиком, а не подталкивать продукты руками.
Следить за исправностью газовых конфорок и ручки крана, чтобы избежать утечки газа. В процессе приготовления пищи не допускать заливания газовых конфорок жидкостью.
При выключении электроприборов из сети браться за вилку, а не дергать за шнур.
Следить за исправностью электропроводки и штепсельной розетки.
Ставить электроприборы на асбестовые или мраморные подставки не ближе 50 см. от стен.
Иметь аптечку с набором медикаментов: йод, вата, бинт, спирт.

III. Практическая часть.
Сервировка стола к завтраку.
Каждой подгруппе выдают карточку-задание, согласно которой учащиеся из предложенного им набора посуды и предметов сервировки отбирают все необходимое для выполнения задания.
Порядок выполнения.
1.Для смягчения звуков посуды и приборов накрыть стол скатертью.
2.Посередине стола поставить на тарелках гастрономические продукты, нарезанные тонкими кусочками. Масло в масленке, хлеб в низкой хлебнице, сахар в сахарнице.
Поставить цветы в вазе.
3.По краю стола для каждого человека поставить закусочную тарелку, слева от нее- пирожковую (маленькая мелкая тарелка для хлеба),на нее положить салфетку. Между тарелками положить вилку зубцами вверх. Справа от средней тарелки пожить нож ( отточенный стороной к тарелке).
4.если на завтрак подается блюдо, которое надо есть ложкой (каша, творог с молоком), справа от средней тарелки положить ложку выемкой кверху. Для вареных яиц поставить специальные подставки.
Сервировка стола к чаю.
Накрыть стол скатертью.
В центре стола поставить композицию из цветов, низкие вазы с печеньем, пирогами или пирожными ( к ним специальные лопатки), конфетницу с конфетами, сахарницу с сахаром и ложкой для общего пользования.
В небольшой вазочке подать варенье. На маленькой тарелочке- нарезанный тонкими ломтиками лимон.
3. Для каждого человека поставить чашку с блюдцем, на которое справа положить чайную ложку. Слева от чашки поставить десертную тарелку, на нее положить сложенную салфетку.
После выполнения работы подгруппам предлагается обменяться карточками- заданиями с сделать взаимную проверку правильности и целесообразности выполненной сервировки.
IV.Заключительная часть. Вопросы для закрепления.
1.Что такое кулинария?
2.Какую посуду, инструменты и приспособления используют для приготовления пищи?
3.Как сервируют стол к завтраку?
4.Как сервируют стол к чаю?
Анализ работы. Оценки.
Домашнее задание.
1.Дома сервировать стол к завтраку самостоятельно.
2.Подготовить реферат на тему «Хлеб- основной продукт питания».
3. Нарисовать сервированный стол к завтраку и к чаю.

15