Методическая разработка мероприятия Удивительный мир птиц

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
города Губкина Белгородской области
















Методическая разработка мероприятия
«Удивительный мир птиц»






















г. Губкин
2016
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПТИЦ
Пояснительная записка
Досуг-это возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Но у взрослых бытует представление, что это время необходимо ребёнку лишь для восстановления сил, ради дальнейших достижений успехов в учении. Немного среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное - это как проявляет себя ребёнок в свободное время, а его образование – необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно собственным интересам и возможностям. Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Направленному воздействию человек, тем более ребёнок, часто сопротивляется потому, что стремится отстоять свою независимость.
Внеаудиторные мероприятия - это занятия, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Формами проведения таких мероприятий могут быть игры, игры-путешествия, соревнования, экскурсии, встречи с людьми разных профессий и т.п. Для таких мероприятий педагоги подбирают такой материал, который повышает интерес учащихся к представленной им теме. Для реализации воспитательной цели мероприятия существует определенная последовательность организации работы.
Цель мероприятия: создание условий для формирования, укрепления, расширения и закрепления знаний учащихся о пернатом мире.
Задачи:
-Образовательные:
Повысить образовательный уровень учащихся;
Расширить знания учащихся о птицах;
-Развивающие:
Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, развитию коллективизма у учащихся;
Развивать у учащихся потребность общения с природой и окружающим миром;
-Воспитательные:
Осуществлять экологическое воспитание, содействовать воспитанию любви к природе, гуманного, бережного отношения ко всему живому;
Учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу.
Форма проведения: познавательно-развлекательная игра.
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный, практический.
Возраст детей: 9-10 лет.
Условия для проведения: просторная аудитория.
Оборудование: презентация для конкурса «Разминка», карточки для конкурса «Птичьи разговоры», диск с голосами птиц, ручки.
Методические советы на подготовительный период: учащимся необходимо разучить стихи; нарисовать рисунки и плакаты, посвященные птицам.
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы мероприятия:
1. Выступление детей
2. Выступление педагога
3. Конкурсная программа:
- Конкурс «Разминка»
- Конкурс «Люди, как птицы»
- Конкурс «Птичьи разговоры»
- Исследовательский конкурс «Кто Вы, Птицы?»
- Краеведческая викторина «Знатоки родной природы»
- Конкурс капитанов «Что ни шаг, то птица».
- Музыкальный конкурс «Птичьи голоса»
- Загадочный конкурс «Весенний ветер»
- Игра со зрителями «Кто лишний?»
- Метеорологический конкурс «Предсказания оракула»
III. Итог мероприятия
IV. Рефлексия.
Ход мероприятия.
I.Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру. А тему игры вы сможете узнать, отгадав загадку:
Вёрст не считала, По дорогам не ездила, А за морем бывала.
Воробьи, стрижи, пингвины,  Снегири, грачи, павлины,  Попугаи и синицы:  Одним словом это - ...
Дети /отвечают/: Птицы.
Педагог: Птицы. Поймав их взглядом, мы стараемся не упустить из виду, следим за их полетом или вслушиваемся в их разговор. Они завораживают нас. В древности душу человека сравнивали с птицей. Душа человека тоскует без свободы, без мечты, без дела жизни. Так и птица она всегда рвется в небо. Ей нужен полет, простор. На Руси весной птиц встречали по-особенному. Человек верил, что птицы, возвращаясь домой с юга, несли Весну на своих крыльях. Прилета птиц ждали, их закликали и встречали праздником. С прилетом птиц - природа каждый день преображалась. И преображался сам человек: его душа - загадка, которую загадали человеку перелетные птицы.
Ещё в древности люди заметили, что время от времени большая группа птиц определённых видов исчезает, а потом появляется вновь. Однако природу исчезновения птиц тогда ясно не понимали. Одни считали, что это связано с волей богов и предзнаменованиями. Другие были уверены, что птицы впадают в спячку, как животные, или зимуют на морском дне. К таким "морским обитателям", например, причисляли ласточек.
II.Основные этапы мероприятия.
Выступление детей. /Выходят учащиеся и читают стихи о птицах/
Первый учащийся:
Летят перелётные птицы
Туда, где цветы и тепло;
Где солнце рождает зарницы
И будет уютным гнездо...
Ничто не заставит их сбиться,
С намеченной цели свернуть.
Сквозь бури, шторма и границы
Проходит тяжёлый их путь.
Второй учащийся:
Но как бы ветра птиц не били
Вдали от желанной земли,
Летят они милю за милей
В родные "пенаты" свои.
Надежда им путь освещает,
Когда ураганы стеной.
А сердце упорно вещает:
"Домой, дорогие, домой!"
Порой не под силу дорога,
Но падать не должно душой!
Крепитесь, осталось немного:
Домой, дорогие, домой!
Педагог: Ну а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить находчивость, смекалку в нашей игре. Для этого разделимся на 2 команды. Назовём их так: «Воробушки» и «Синички». Вам необходимо выбрать капитанов.
/Выбор капитанов команд/.
Конкурсная программа:
Педагог: Итак, мы начинаем!
а) конкурс “Разминка” (презентация)
Слайд 1. Категория «Самые-самые»
Вопрос: Эта птица - самая маленькая в мире. Она весит около 1,6 грамма, а ее длина составляет 5,7 сантиметров. Она ест каждые 10 минут, ежедневно поедая нектара в два раза больше её собственного веса. Эта единственная в мире птица, способная летать назад. Как называется эта птица?
Ответ: колибри.
Слайд 2. Категория «Самые-самые»
Вопрос: Эта птица является самым быстрым бегуном из нелетающих птиц, она может развивать скорость до 72 км/ч.
Ответ: Страус.
Слайд 3. Категория «Знакомые незнакомцы»
Вопрос: Эта птица может поворачивать голову на 270 градусов и делать почти полный круг.
Ответ: Сова
Слайд 4. Категория «Знакомые незнакомцы»
Вопрос: У этих птиц в трели насчитывается до 40 колен. Вот некоторые из них: пульканье, клыканье, дробь, раскат, пленканье, гусачок, оттолчка.
Ответ: Соловей
Слайд 5. Категория «Гнезда»
Вопрос: Самое современное гнездо было продемонстрировано на одном из орнитологических съездов: это было гнездо, целиком сделанное из алюминиевой проволоки. Кто архитектор этого сооружения?
Ответ: Ворона
Слайд 6. Категория «Гнезда»
Вопрос: Эти большие птицы часто передают свои гнезда по наследству. Одно из самых старых гнезд просуществовало 400 лет.
Ответ: Аист
Слайд 7. Категория «Загадки»
Вопрос: 
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Ответ: Жаворонок
Слайд 8. Категория «Загадки»
Вопрос: 
Синих крылышков красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком...
Ответ: Сойка
б) Конкурс «Люди, как птицы»
Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю вам ответить на ряд вопросов. В своих ответах вам нужно пояснить, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать. За правильный ответ вы получаете «птичку». /Дети из разных команд по очереди отвечают на вопросы конкурса/
1. Так называют человека, который хорошо поет. (Соловей).
2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).
4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
6. Так называют влюбленных. (Голубки).
7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).
9. Так называют человека, с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
10. Так называют плохую мать. (Кукушка).
11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).
12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).
в) конкурс «Птичьи разговоры»
Педагог: С помощью стрелок вам нужно показать, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. /Команды получают карточки/
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Ответы:  гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
г) исследовательский конкурс «Кто вы, птицы?»
Педагог: Каждому члену команды дается текст с описанием образа жизни загаданной птицы. На листе бумаги вы по очереди пишете название загаданной птицы, и только капитан должен выбрать правильный, по его мнению, ответ.
1-й участник команды - «художник» - угадывает птицу по внешнему описанию;
2-й участник - «кулинар» - угадывает по тому, чем питается птица;
3-й участник - «лесник» - угадывает по тому, как ведет себя птица в брачный период;
4-й участник - «гнездовик» - угадывает по тому, какое гнездо строит птица, как ведет себя в период высиживания птенцов;
5-й участник - капитан - «охранник» - дает окончательный ответ.
Описания птиц
Дятел
1. По размерам эти птицы не больше скворца. В лесу, где нет больных деревьев, эта птица жить не станет. Не потому, что голодно, а потому, что не выдолбить ему в здоровом дереве дупло. Для обработки вертикальных стволов у этих птиц особое положение пальцев. Птица поворачивает задний палец вбок под прямым углом к передним пальцам. Язык птицы очень длинен, тонок и гибок, легко проникает в просверленные личинками ходы и даже может следовать по их извилинам.
2. Эти птицы питаются различной пищей: личинками, которых достают из-под коры, насекомыми, а также семенами, плодами, соком деревьев, иногда они разоряют гнезда других птиц, правда, только в особо холодные и дождливые весны.
3. Эти птицы – из числа немногих птиц, кому дом нужен всю жизнь, а не только на время выведения птенцов. Весь год они прячутся от непогоды в дупле. Семейное дупло готовит самец весной, как начнет пригревать солнце. Забравшись внутрь, птица откалывает мягкие щепочки и выбрасываетк подножью дерева. По этой россыпи в весеннем лесу можно найти свежее дупло.
4. насиживают и выкармливают птенцов самка и самец. Яйца белые. Птенцы слепые, как правило, голые. Выводятся нетерпеливые птенцы, истошные крики которых заставляют родителей быстрее носить корм, и, вероятно, эти писки служат им звуковым маяком. Когда высиживание птенцов подходит к концу, вид у родителей потрепанный. К осени птицы становятся самыми красивыми в лесу.
5. Спасая деревья от насекомых-вредителей, эти птицы приносят огромную пользу лесу. Давайте беречь этих птиц!
Синицы
1.Эти птицы – представители семейства певчих воробьиных. Размером птицы небольшие. Клюв конический, иногда очень острый. Преимущественно лесные птицы. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых позволяют острые цепкие коготки, про которые даже сложена пословица.
2. Истребление вредных насекомых во все времена года – это и есть основная польза, которую приносят птицы человеку. Чтобы привлечь птиц, люди часто зимой сооружают для них искусственные домики. Осенью эти птицы пополняют свой рацион и семенами растений.
3. Летом птицы малозаметны: держатся в лесах и парках и свое пребывание выдают только звонкой песней, один из звуков которой, похожий на звон колокольчика, характерен для птиц этого вида: «Ци-ци». Яркое желтое оперение этих птичек радует глаз среди однообразной зимней белизны. В длинные, морозные зимние ночи стайки птиц забираются в укрытия и спят, тесно прижавшись друг к другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками. Такая ночевка помогает экономить тепло.
4. Гнездятся птицы ранней весной, и потому их гнезда должны быть очень теплыми. Гнезда выстилаются толстым слоем шерсти и перьев. наседка лежит на нем, словно на пышно взбитой перине. Во время насиживания самка почти не вылетает из гнезда. Большинство птиц вьют гнезда в старых, выдолбленных дятлами дуплах или трещинах каменных скал. Птенцы появляются голыми, слепыми и беспомощными. Выкармливают птенцов сначала мелкими насекомыми, их личинками, червями, позже кормом могут служить крупные жуки, семена различных зерновых культур. Птенцы растут быстро.
5. Это, пожалуй, самые полезные из птиц, обитающих в России, и в нашей местности, потому что истребляют миллионы насекомых, спасая леса и сады от этих вредителей.
Скворцы
1. Эти птицы – представители семейства певчих воробьиных. Клюв прямой, ноги сильные. Оперение на солнце отливает пурпурно-фиолетовым, зеленым и синим радужным блеском черных перьев с редкими беловатыми крапинками. Таков брачный наряд этой птицы. К середине лета остатки белесого крапа исчезнут полностью, и тогда игру света на пере можно будет сравнить с блеском самоцветов, но тут начинается линька, и птицы снова из черных становятся пестрыми. Свою популярность эта птица заслужила как одна из лучших пересмешников с хорошим музыкальным слухом и памятью. Поет эта птица всегда, кроме тех недель, когда занята кормлением птенцов
2. Эта птица не всеядна, но с кормами она не бедствует нигде. Взрослой птице и птенцам годится многое: дождевые черви, слизни, мокрицы, жуки, гусеницы, поденки, зерно, ягоды. Среди них есть любители мелкой рыбешки, которую ловят сами, от них иногда достается вишневым садам и виноградникам.
3. С прилетом самок и образованием семейных пар ночные сборища удваиваются: каждый самец прилетает на них со своей подругой. Но когда начинается насиживание, самцы опять будут улетать по вечерам одни, оставляя самок в гнездах до утра, только днем подменят их для кормежки. Самец начинает мостить гнездо до прилета самки, но делает это без должного усердия. С ее появлением строительство завершается быстро, хотя не все в семейной жизни птиц улаживается сразу: иногда на одно дупло метят две или даже три претендентки.
4. Время появления птенцов узнать нетрудно, потому что в этот день из гнезд птиц выбрасываются голубые яичные скорлупки. С первым выводком все семьи управляются почти одновременно к началу лета, когда еще остается немало времени для повторного гнездования и воспитания другого выводка. Но чем севернее, тем реже используют птицы такую возможность. Самка может улететь с первым выводком, а самец останется и будет призывать песнями новую самку в свое гнездо.
5. Эта птица всегда была не просто спутником человека и защитником его урожая, но и моральным помощником. Днем он бегал по борозде за сохой или плугом, а вечером, распевая у крыльца свои забавные песни, создавал уставшему пахарю особый уют, прилетал и пел, как бы прощаясь, в солнечные дни осени, когда заканчивались работы на земле. Так что эта птица особая, и доброе отношение к ней будет сохраняться как традиция.
Сова
1. Эти птицы внешне похожи на дневных хищных птиц. Длина от 12 см. до 84 см, самки крупнее самцов. Оперение густое, мягкое, часто с маскирующей окраской. Голова большая, оперение на передней части образует лицевой диск. Глаза приобрели способность видеть при самом слабом освещении и расположены таким образом, что дают возможность определить расстояние до жертвы. Но в абсолютной темноте, какая обычно бывает долгими осенними ночами, птица охотится, руководствуясь только слухом. Пролет бесшумный. Окраска перьев серовато-бурая.
2. Кормятся птицы животной пищей, главным образом мелкими грызунами, иногда птицами. Поэтому этим птицам не страшны морозы, но отсутствие зимой корма губительно для них.
3. Эти птицы с пренебрежением относятся к гнездостроительству, чаще занимают чужие гнезда, немного подправят – и выводят птенцов. Нет гнезда чужого – вытопчет самка ямку в земле и откладывает 2-3 яйца.
4. Яйца у этих птиц белые, с блестящей скорлупой. Новорожденные птенцы одеты пухом, но слепые и глухие. Птенцы открывают глаза и начинают слышать через неделю после вылупления, и скоро они меняют первородный пух на мягкие перышки, нечто среднее между пухом и пером. Выкармливают птенцов оба родителя.
5. В связи с сокращением численности ряда видов находятся под охраной во многих странах мира, в том числе и в нашей стране.
д) краеведческая викторина «Знатоки родной природы»
Педагог: Ответьте на вопросы конкурса, за каждый правильный ответ будет вручаться «птичка».
1.Какие птицы в нашей местности прилетают раньше всех? (Грачи, утки, скворцы, жаворонки).
2.Назовите перелетных птиц нашего края? (Скворцы, грачи, утки, жаворонки, зяблики, трясогузки, гуси, цапли, деревенские ласточки, горихвостки, мухоловки, пеночки-теньковки, кулики).
3.Какие виды птиц занесены в Красную книгу Белгородской области и находятся под охраной? ( Белая цапля большая, аист белый, выпь большая, лебедь-шипун, лебедь-кликун, сокол-сапсан, чеглок, пустельга обыкновенная, орел-карлик, коршун черный, лунь полевой, лунь луговой, журавль серый, куропатка серая, неясыть обыкновенная (сова), сплюшка (сова), зимородок обыкновенный.
4.Каково значение птиц в природе и жизни человека? Какую пользу приносят птицы?
е) Конкурс капитанов «Что ни шаг, то птица»
Педагог: В этом конкурсе капитанам команд надо будет встать на одной стартовой линии и по очереди называть птиц, который они знают, делая один шаг вперед. Если капитан не может назвать птицу более 10 секунд, его команда проигрывает. Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».
ж) музыкальный конкурс «Птичьи голоса»
Педагог: А сейчас вашему вниманию предлагается музыкально-звуковой конкурс. Вам необходимо угадать чей это голос, прослушав запись голосов птиц. Кто угадает первым – тому вручается «птичка».
/Звучат записи голосов птиц/
Птица 1: Домовой воробей;
Птица 2: Соловей;
Птица 3: Голубь;
Птица 4: Большой пестрый дятел;
Птица 5: Грач;
Птица 6: Сорока;
Птица 7: Утка кряква;
Птица 8: Большая синица.
з) Загадочный конкурс «Весенний ветер»
Педагог: Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. За 1 правильно угаданную птицу выдается 1 «птичка».

1 команда:
ГВОХОРИСТКА (горихвостка);
КОСТАЧАЛ (ласточка);
ГИРЬНЕС (снегирь);
ЦЕРКВОС (скворец);
ЛОВИГА (иволга);
ШНУРОК (коршун).

2 команда:
ВЕЛОСОЙ (соловей);
ИСТРИСВЕЛЬ (свиристель);
НОРОВ (ворон);
ВКОНОРОЖА (жаворонок);
ЗЛОПОПЕНЬ (поползень);
КАГАЛ (галка)
Игра со зрителями «Кто лишний?»
Педагог: А теперь давайте немного поиграем со зрителями. Я буду называть только имена птиц, но если вы услышите, что появились не только имена птиц, а названия других животных или предметов, то дайте мне знать. Можно топать и хлопать в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
/Дети топают/
Педагог: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Педагог: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Педагог:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
Педагог:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы
Педагог:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки и спасибо, шутки!
и) метеорологический конкурс «Предсказания оракула»
Педагог: Как известно, для того, чтобы хорошо делать предсказания, надо быть не только хорошим психологом, но и хорошо разбираться в приметах. Надеюсь, что вы знакомы с народными приметами, связанными с поведением птиц. Тогда займемся предсказаниями. На карточках каждой команде будут даваться задания, вам необходимо ответить: «Какая будет погода, если» Подсказка: имеется 3 варианта ответа: тепло, холодно, дождь. За правильный ответ дается награда – «птичка».

1. Какая будет погода, если:
воробьи чирикают, а певчие птицы громко поют?

3. Какая будет погода, если:
птицы осенью рано улетают на юг, а воробьи собирают пух и перья?

5. Какая будет погода, если:
зяблик беспокоиться и тенькает, а соловей замолкает?


2. Какая будет погода, если:
ласточки летают высоко, а вечером закричал коростель?

4. Какая будет погода, если:
ворона кричит в сторону севера, а домашняя птица прячет голову под крыло?

6. Какая будет погода, если:
вороны опускают головы в лужи, а воробьи и куры купаются в пыли?



По этим приметам определите, какая будет погода.
Карточки 1-2 – ясная теплая погода (тепло);
3-4 – холодно;
5-6 - дождь
III. Итог мероприятия
Педагог: Вот и завершается наш конкурс. /Награждение команд/
IV. Рефлексия
Педагог: Расскажите, что нового вы сегодня узнали?
Педагог: Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, всё равно победила дружба.
Педагог: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней.
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.  Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!  Ведь небо без птиц - не небо!  А море без рыб - не море!  А земля без зверей - не земля!
Педагог: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми вопросами и заданиями, я рада, что победила дружба.

Методические советы организаторам и постановщикам
Мероприятие лучше проводить в просторной аудитории или в актовом зале. Место проведения мероприятия должно быть красочно оформлено плакатами и рисунками птиц. Заранее найти запись «Голоса птиц», вопросы к конкурсам и викторинам, стихи, пословицы, про птиц. Сделать «птичек» из бумаги.

Список литературы:
1. Руденко Л.И. Мир вокруг нас./ Л.И. Руденко.- Волгоград: Учитель, 2006.
2. Андреева Т.Н. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки./ Т.Н. Андреева.- Волгоград: Учитель, 2009. с.
3. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие./ Э.С. Жердев – М.: Лесная пром – сть, 1988.
4. Плешаков А.А. Зеленые страницы./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение. 1994.
5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа./ Н.А. Рыжова.- М., 1998.


Подготовила Кочетова Н.И.,
педагог дополнительного образования