Внеурочная программа по географии для 5 класс на тему: Удивительный мир географии



Рассмотрено на заседании
методической кафедры учителей
Естественно-научного цикла
Протокол № ____ от ________
Утверждаю: Директор

«____» ____________________


Согласовано:
Заместитель директора по УР

«____» ___________________

Заместитель директора по МР
«____» ___________________

Протокол заседания методического
совета школы № _____ от _______



Рабочая программа внеурочной деятельности
«Удивительный мир географии»

для 5 классов

на 2016 – 2017 учебный год

_
·
·
· Составитель: Кузнецова Т.В.

квалификационнная категория - 1









Содержание рабочей программы


Содержание
страница

1
Пояснительная записка.

2-3

2
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Удивительный мир географии» в 5 классе.

4-5

3
Технологии внеурочной деятельности по географии.
Формы внеурочной деятельности.
Виды внеурочных занятий.

5

4
Сроки реализации программы.

5

5
Содержание программного материала курса в 5 классе.

6-7

6
Основные мероприятия по реализации программы.

7-8

7
Результаты внеурочной деятельности.

9

8
Учебно - методическая литература.

9-10

















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с
«Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ» и на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004; с учётом внесённых изменений приказами Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74;
Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, утвержденный Минобразования РФ№1089 от 05.03.2004 с учётом внесённых изменений приказами Министерства образования и науки РФ от 19.10.2009 № 427, от 31.01.2012 №69;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ - (Стандарты второго поколения);
Порядка о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов/курсов,  программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы.
Просвещение.2011- 2012

Рабочие программы. География. Предметная линия учебников «СФЕРЫ» 5-9 классы.
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение.2011г ФГОС
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует учебному плану МАОУ № 5 «Гимназия».
Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных
видов внеурочной деятельности в лицее. Обеспечение единства учебной и внеучебной
деятельности учащихся, позволяет удовлетворить их интересы и склонности, реализовать и совершенствовать личностные качества и способности, обеспечить более эффективное
развитие и саморазвитие детей.
Актуальность программы определена и тем, что учащиеся 5 класса должны иметь
мотивацию к обучению нового для них предмета – географии, стремиться развивать свои
интеллектуальные и творческие возможности.
Цель.
Раскрыть творческий потенциал ученика научно-познавательными средствами.
Задачи.
- Формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения
учебных и практических задач, продолжения образования.
- Создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик –
ученик».
- Осваивать основы географических и экологических знаний, формирование
первоначальных представлений о физической географии как науке о природе Земли.
- Вовлекать учащихся в творческие занятия, в ходе которых они научатся играть и
составлять игры понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными
выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,
формулировать интересы и осознавать возможности.
- Воспитывать интерес к географии; стремление использовать полученные знания в
повседневной жизни; трудолюбие, творческого отношения к учению и труду.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
подростков и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию. Содержание занятий вводят ребят в мир увлекательной
географии. Творческие работы, игровая деятельность и другие технологии, используемы в
системе работы, основаны на любознательности детей, которая поддерживается и
направляется учителем. Данная практика поможет обучающимся успешно овладеть не
только обще учебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний
по предмету, достойно выступать на
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 5-й
класс – младшие подростки.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения
курса «Удивительный мир географии» в 5 классе.
Личностные результаты:
Овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса «Путешествие по Вселенной» является
формирование УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умение управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты
Познавательные УУД
Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений,
навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Технологии внеурочной деятельности по географии
Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы
организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение
творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение
учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в
личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности,
способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные
решения.
Технология критического мышления, специфика которой состоит в организации
процесса обучения в трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.
Исследовательская деятельность, направленная не только на самостоятельное
добывание знаний и необходимой информации, но и ее практическое применение.
Формы внеурочной деятельности
Индивидуальная (результат работы одного ученика);
Работа в малых группах или командах (результат работы двух - четырех учеников);
Коллективная деятельность;
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проектная деятельность.
Виды внеурочных занятий:
Теоретические занятия:
Игровые занятия;
Познавательные занятия;
Проектирование ;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово–развлекательные занятия;
Занятия, направленные на краеведческую деятельность.
Практические занятия:
Конкурсы, викторины;
Моделирование.
Опыты и эксперименты.
Практикумы.
Коллективные творческие дела.
Содержание программы внеурочной деятельности ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятия в неделю с
продолжительностью 45 минут каждое.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 5 класс – 35 часов.
В содержании программы выделены вариативная часть и инвариативная часть,
состоящая из трех содержательных линий (модулей):
Вариативная часть:
1 модуль - «География – наука комплексная»
Инвариативная часть:
2 модуль - «План и карта»
3 модуль - «Литосфера»
Каждый модуль включает теоретические занятия в игровой и занимательной форме и
практические занятия.
Содержание программного материала курса в 5 классе.
Задачи:
1. Воспитывать в детях:
целеустремленность, самостоятельность, инициативность;
культуру общения и уважение мнения товарищей;
культуру работы в группах (парах), чувство товарищества;
навыки коммуникабельности (умение слушать учителя и товарищей, отстаивать свою
точку зрения);
2. Формировать:
качества личности, способствующие успешному обучению и положительной
мотивации учения;
практическую направленность применения знаний, практические действия при работе
с компасом и прочими приборами и инструментами;
знания и представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории
человечества;
умения работать с информацией;
навыки работы и взаимодействия в группе;
прививать любовь к природе, формировать представление об окружающем мире;
представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по
азимуту.
3.Развивать:
творческую активность;
умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности;
любознательность и поддержку инициативы детей (совместное обсуждение возни-
кающих вопросов, познавательные игры и др.);
монологическую речь, навык работать в сотрудничестве;
критическое мышление, кругозор учащихся;
пространственное и логическое мышление;
в интересной, занимательной форме вызывать интерес к изучению географии;
4. Вырабатывать:
привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как
в обществе, так и на природе;
умение работать в коллективе;
умение приобретать практические навыки, которые могут пригодиться в жизни.
умение пользоваться ИКТ технологиями и применять их в своей практической дея-
тельности.
Вариативная часть
1 модуль - «География – наука комплексная»
Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Географические объекты,
явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся
географические открытия. Современный этап научных географических
исследований. Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать
способы современных географических исследований и применяемые приборы и
инструменты.

2 модуль - «План и карта».
Содержание программного материала.
Наш дом – Земля. Глобус и карта. Глобус – модель Земли. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. План. Условные знаки плана. Азимут. Градусная сетка. Широта и долгота.Географические координаты. Масштаб.Анализ карт. Правила работы в группе или команде. Активное участие в творческих конкурсах, играх. Подготовка мини проектов, моделей, рисунков и выставок.
3 модуль -«Литосфера»
Содержание программного материала.
Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.
Планета Земля. Материки и Океаны. Внутреннее строение Земли. Горные породы,
слагающие Землю. Осадочные горные породы и процессы их выветривания. Изучение
коллекции образцов минералов и горных пород . Минералы и горные породы, слагающие
земную кору, их использование человеком. Полезные ископаемые. Свойства полезных
ископаемых. Вулкан. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Просмотр фильма. Работа на контурных картах по теме. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Анализ и чтение карт. Правила работы в группе или команде. Активное участие в творческих конкурсах, играх. Подготовка мини проектов, моделей, рисунков и выставок.

Основные мероприятия по реализации программы.

Название мероприятия
Форма
дата

Вариативная часть
1 модуль - «География – наука комплексная» (3 часа)

1
Представление о Земле с древности
до наших дней: «Их позвала терра
инкогнита».
Работа с географической
литературой, энциклопедиями,
тематическими картами.
5.09-10.09

2
Российские исследователи и
землепроходцы: «Виа ест вита».
Работа с географической
литературой, энциклопедиями,
тематическими картами.
12.09-17.09

3
Как наблюдать за погодой.
Фенологические наблюдения. Как
наблюдать за погодой.
(приборы для наблюдения).
По итогам экскурсии
составляем плакаты-памятки:
«Правила поведения в природе».
19.09-24.09

Инвариативная часть
2 модуль «План и карта» (12 часов)

4
Наш дом – Земля.
Игра.
26.09-01.10

5
Глобус – модель Земли.
Моделирование «Чудо-глобус».
03.10-08.10

6
Горизонт. Стороны горизонта.
Игра.
10.10-15.10

7
Ориентирование на местности.
Азимут.
Практикум.
17.10-22.10

8
План. Условные знаки плана.
Практикум.
24.10-29.10

9
Масштаб.
Интеллектуальный марафон.
10.11-12.11

10
Составление плана.
Моделирование.
14.11-19.11

11
Чертим план местности «Наш
пришкольный участок» по
заданным параметрам.
Оформление плана местности «Наш пришкольный участок».
21.11-26.11

12
Градусная сетка.
Путешествие.
28.11-03.12

13
Географические координаты.
Практикум.
05.12-10.12

14
Игра «Мы – спасатели».
Определение географических
координат.
12.12-17.12

15
Конкурс « Знатоки географической
карты».
Игра-практикум по тематическим картам.
19.12-24.12

3 модуль «Литосфера» (20 часов)


16
Планета друзей.
Ролевая игра.
12.01-14.01

17
Материки и океаны.
Практикум.
16.01-21.01

18
Земля в разрезе. Из чего состоит
планета Земля.
Моделирование, составление
кроссвордов.
23.01-28.01

19
Горные породы, слагающие землю.
Практикум.
30.01-04.02

20
Происхождение горных пород и
минералов.
Изучение коллекции образцов
минералов и горных пород.
06.02-11.02

21
Горные породы и
минералы нашей местности.
Устный журнал.
13.02-18.02

22
Свойства полезных ископаемых на
примере осадочных пород
Практикум.
20.02-25.02

23
Горы суши.
Практикум.
27.02-04.03

24
Различия гор.
Характеристика гор по картам.
06.03-11.03

25
Игра на географической карте.
Игра.
13.03-18.03

26-27
Движения земной коры и
вулканизм. Правила работы на
на контурных картах.
Путешествие во времени. Просмотр фильма. Работа на контурных картах.
20.03-24.03;
03.04-08.04

28
Вулканы. Как разбушевался
вулкан?
Просмотр видеосюжета, игра.
10.04-15.04

29
Равнины: площадь, высота и
происхождение.
Сказка. Характеристика равнины, на которой мы живём.
17.04-22.04

30
Равнины суши.
Практикум.
24.04-29.04

31
Рельеф нашей местности.
Работа по картам ХМАО.
01.05-06.05

32
Землетрясения.
Устный журнал.
10.05-13.05

33
Викторина «Литосфера».
Игра-викторина в стихах.
15.05-20.05

34
Человек и литосфера


Просмотр фильма.
22.05-27.05

35
Подведение итогов работы за год.


Защита проэктов.
29.05-03.06








Результаты внеурочной деятельности.
- воспитательный результат внеурочной деятельности:
непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности;
влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на
процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени младшего подросткового
возраста ориентированы на воспитательные и образовательные результаты.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свиде-
тельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания и развития школьников.
Технологии:
Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организа-
ции учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творче-
ских конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся
к сохранению уникальной природы родного края.
Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в
личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способ-
ной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.
Технология критического мышления, специфика которой состоит в организации
процесса обучения в трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.
Исследовательская деятельность, направленная не только на самостоятельное до-
бывание знаний и необходимой информации, но и ее практическое применение.
Существует несколько вариантов проведения занятий:
Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.
Формы деятельности.
Индивидуальная (результат работы одного ученика).
Работа в малых группах или командах (результат работы двух - четырех учеников).
Коллективная деятельность (коллективный продукт – Рельефный глобус, «Альбом
географических игр».
Учебно - методическая литература
для учителя:
1. Н. А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных
способностей учащихся 5-8 классов, Москва, «Просвещение», 2012год (работаем по новым стандартам, ФГОС)
2. И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.
3. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва,
«Просвещение», 2009г.
4.Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2010г.
5.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2008г.






Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://sites.google.com/site/serbakovaulia/
http://www.openclass.ru/
http://2berega.spb.ru/
учебные мультимедийные пособия, презентации, подготовленные учителем
и т.д.
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
для учащихся
«География. Справочник школьника». Сост. Т.С.Майорова, М., «АСТ», 2010г.
2. «География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск,
«Хорвест», 2013г.
3. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2011г.
4. Н.К.Мукитанов «От Страбона до наших дней», М., «Мысль», 2009г.
5. «Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина, М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2012г.






























































13PAGE 15


13PAGE 14115