Окружающий мир Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс проверочная работа к разделу Природные зоны России


Проверочная работа по разделу «Природные зоны России: степь и лес»
Фамилия, имя ученика: _______________________________ Дата: 26.12.2014
№ Задания Макс. кол. б. Оценка учителя
1 Восстанови порядок природных зон России с юга на север:


степь;

тайга;

лесостепи;

смешанные леса;
широколиственные леса. 2б. 2 Определи природную зону по описанию. Это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. Только кое-где по берегам рек можно увидеть группы деревьев.
а) степь; б) тайга; в) лесостепи; г) широколиственные леса. 1б. 3 Определи природную зону по описанию. Это самая северная часть лесной зоны, поэтому здесь растут хвойные ель и пихта, которые легко переносят морозы.
а) степь; б) тайга; в) лесостепи; г) широколиственные леса. 1б. 4 Определи природную зону по описанию. На ровных пространствах этой зоны можно встретить и степные участки, и участки леса. Здесь появляются широколиственные деревья: дуб, вяз, липа.
а) степь; б) тайга; в) лесостепи; г) широколиственные леса. 1б. 5 Определи природную зону по описанию. Это самая южная часть лесной зоны, поэтому здесь растут растения, которые любят тепло и влагу (дуб, вяз).
а) степь; б) тайга; в) лесостепи; г) широколиственные леса. 1б. 6 Подчерни "лишнее" растение. В какой природной зоне встречаются оставшиеся растения?
а) ковыль; б) типчак; в) тюльпан; г) папоротник.
Природная зона - _____________________ . 1б. 7 Подчерни "лишнее" животное. В какой природной зоне встречаются оставшиеся животные?
а) кабан; б) дрофа; в) сойка; г) медведь. Природная зона - _______________ . 1б. 8 Подчерни "лишнее" животное. В какой природной зоне встречаются оставшиеся животные?
а) сайгак; б) белка; в) корсак; г) суслик. Природная зона - _________________ 1б. 9 Подчерни "лишнее" растение. В какой природной зоне встречаются оставшиеся растения?
а) дуб; б) вяз; в) ель; г) липа. Природная зона - _____________________ . 1б. 10 Определи растение по описанию. Травянистое растение степей, стебли которого ветвятся прямо от земли, переплетаются, образуя шар. Осень ветер отламывает шар от корня и катит его по степи, рассеивая семена. Это _________________________ . 1б. 11 Определи растение по описанию. Весной на веточках у этого растения есть серёжки с пыльцой и цветочки с ярко-розовыми ниточками-язычками. Ветер переносит пыльцу на цветки и к осени на их месте созревает орех. Это _______________ . 1б. 12 Определи животное по описанию. Любимая пища этих животных - кора, ветки, листья осины и ивы. А стволы и крупные ветки они используют при строительстве плотины и хатки, в которой живёт вся семья. Передними зубами, торчащими поверх губ, это животное может грызть дерево не только на берегу, но и под водой, не раскрывая рта. Это ___________ 1б. 13 Определи животное по описанию. Эти животные - опасные хищники, но и хорошие "санитары". Он уничтожают больных и слабых травоядных животных. Во время охоты часть стаи гонит жертву в сторону затаившихся в засаде "сотоварищей". Такая охота, как правило, заканчивается успешно. Это _______________________. 1б. 14 Растения в лесу располагаются ярусами потому, что ...
а) более взрослые растения выше, чем молодые;
б) у больших высоких растений большая корневая система;
в) растения приспособились к определённому количеству света. 1б. 15 Восстанови порядок ярусов растений смешанного леса:


ярус: травы;

ярус: рябина, ольха, осина;

ярус: дуб, берёза, ель, клён;
ярус: орешник, жимолость, малина. 2б. 16 Определи, какие высказывания верные:
а) В степной зоне мало солнечного тепла, но много осадков.
б) В степной зоне находятся самые плодородные почвы - чернозёмы.
в) Летом степь покрывается великолепным ковром цветущих растений.
г) Выпас скота и распашка степей под поля привели к вытеснению и даже исчезновению многих животных и растений степи. 2б. 17 Определи, какие высказывания верные:
а) На зиму не сбрасывают листву ель, сосна, брусника, черника.
б) Зимой в лесу можно встретить гадюку, ежа, барсука, медведя, летучих мышей.
в) Весной у клеста, медведя появляется потомство, а налим мечет икру.
г) Листопад нужен дереву, чтобы остановить сокодвижение (движение воды с питательными веществами по стволу дерева), так как корни не могут всасывать холодную воду. 2б. 18 Определи, какие высказывания верные:
а) Весной возвращаются перелётные птицы: дятлы, сороки, поползни, рябчики и тетерева.
б) Медуница, ветреница, мать-и-мачеха цветут ранней весной, чтобы успеть отцвести, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.
в) Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края потому, что могут замёрзнуть.
г) Под действием солнечного света и при участии хлорофилла из воды, углекислого газа, в листьях образуются органические вещества, а в воздух выделяется кислород. 2б. 19 Чтобы сохранить разнообразие животных и растений в природных зонах необходимо ...
а) вести учёт численности исчезающих видов растений и животных;
б) охранять место обитания исчезающих видов растений и животных;
в) выращивать в питомниках и зоопарках исчезающие виды растений и животных;
г) уничтожать насекомых-вредителей и хищников, которые питаются исчезающими видами растений и животных. 1б. Всего: 24 б. % выполнения: Отметка: Проверочная работа по разделу «Природные зоны России: тайга, тундра и арктическая пустыня»
Фамилия, имя ученика: _______________________________ Дата: 22.05.2014
№ Задания Макс. кол. б. Оценка учителя
1 Почему по мере продвижения с севера на юг природа меняется?
а) изменяется продолжительность дня;
б) изменяется количество влаги и тепла;
в) становится более богаче животный мир;
г) становится более богатым растительный мир. 1б. 2 Определи по описанию природную зону:
Большую часть года эта зона покрыта снегом и скована льдом. Зимой царит полярная ночь с ветром и морозами, а летом солнечные лучи лишь скользят по поверхности, не нагревая её. Снег почти не тает.
а) тайга; б) степь; в) тундра; г) арктическая пустыня. 1б. 3 Определи по описанию природную зону:
Климат этой природной зоны суровый, с большими перепадами дневных и ночных, летних и зимних температур. Здесь ярко выражены 4 времени года: зима, весна, лето, осень.
а) тайга; б) степь; в) тундра; г) арктическая пустыня. 1б. 4 Определи по описанию природную зону:
Зима в этой природной зоне холодная, долгая с сильными морозами, стоит полярная ночь. Лето короткое, нежаркое. Вода на поверхности почвы застаивается, не просачиваясь вниз из-за вечной мерзлоты, образуются болота и озёра.
а) тайга; б) степь; в) тундра; г) арктическая пустыня. 1б. 5 Определи по описанию природную зону:
Растения низкорослы и прижаты к земле. На бедной перегноем почве растут в основном травянистые растения. Но больше всего здесь мхов и лишайников.
а) тайга; б) степь; в) тундра; г) арктическая пустыня. 1б. 6 Определи по описанию природную зону:
В этой зоне господствуют хвойные деревья с глубокой корневой системой. В этом лесу всего два, иногда три яруса: деревья, кустарники или травянистые растения.
а) тайга; б) степь; в) тундра; г) арктическая пустыня. 1б. 7 Определи по описанию природную зону:
Растительность этой зоны чрезвычайно бедна. На каменных глыбах, как шершавые лепёшки, растут чёрные, бурые, зелёные и жёлтые лишайники и мхи.
а) тайга; б) степь; в) тундра; г) арктическая пустыня. 1б. 8 Кто это? Это мелкие короткохвостые грызуны, похожие на пушистых хомячков, питаются ягодой, травой и активны круглый год. Эти животные составляют основное звено в цепи питания обитателей тундры. Это _______________________. 1б. 9 Что это? Массовые гнездования морских птиц на прибрежных скалах. Иногда такие колонии насчитывают сотни тысяч птиц. Это _____________________. 1б. 10 Кто это? Необычная птица, чьё нежнейшее розовое оперение видно только в естественных условиях. А на фотографиях получается обычная белая птица с чёрным ожерельем на шее. Это _______________________________ . 1б. 11 Кто это? Крупный, сильный и выносливый хищник, легко передвигающийся на суше и в воде. Толстый слой жира помогает ему выжить в холодных условиях Арктики. Данное животное занесено в Международную Красную книгу и охраняется на всей территории обитания. Это ________________
________________________ . 1б. 12 Кто это? Кровожадный хищник-одиночка, похожий одновременно на барсука и небольшого медведя. Тело покрыто тёмной длинной шерстью. А короткие, широкие, густо опушённые лапы позволяют ему идти даже по рыхлому снегу. Это ______________________. 1б. 13 Что это? Период с октября до февраля, когда Солнце не поднимается над горизонтом и прямое солнечное освещение отсутствует. Это _____________
_________________. 1б. 14 Кто это? Эти птицы при помощи особого скрещенного клюва и цепких лапок могут крепко держаться на ветке, добывая орешки из шишек. Отличительная особенность этих птиц - появление птенцов не весной, а среди зимы, когда созревают кедровые шишки. Это ____________________ . 1б. 15 Что это? Древесина этого хвойного дерева крепкая и тяжёлая, даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из древесины этого дерева не гниют, стоят по 400 лет и только темнеют от времени. Главное отличие этого дерева от других хвойных деревьев, то что оно сбрасывает хвою осенью. Это ____________________________ . 1б. 16 Что это? Это одно из самых красивых природных явлений, когда небо озаряется всполохами всех цветов радуги. Это природное явление можно наблюдать в небе над Арктикой в условиях полярной ночи. Это ___________
__________________ . 1б. 17 Кто это? Косматые копытные животные, сохранившиеся с ледникового периода. Корм они добывают из-под снега, разгребая его копытами. От холода их защищает густая длинная шерсть. Это _____________________ . 1б. 18 Найди верные утверждения:
а) Огромные стаи птиц прилетают весной в тундру.
б) В арктической пустыне много низкорослых деревьев.
в) Берёзы и осины являются основными деревьями тайги.
г) Белый медведь и бурый медведь живут в одной природной зоне.
д) Главное отличие тундры - богатые перегноем чернозёмные земли.
е) Кайры откладывают на плоскую поверхность скалы яйцо грушевидной формы, поэтому оно не скатывается вниз. 2б. 19 Закончи пищевые цепочки:
а) ягель - северный олень - __________________________;
б) морошка - лемминг - _____________________________;
в) рыба - тюлень - _________________________________ . 3б. 20 Какое из растений сбрасывает листву на зиму?
а) ель; б) сосна; в) брусника; г) лиственница. 1б. 21 Зачеркни "лишнее" слово. Укажи, в какой природной зоне встречаются оставшиеся животные и растения.
а) карликовая берёза, ягель, багульник, дриада - _______________________;
б) лось, соболь, заяц, овцебык - _____________________________________;
в) белый медведь, пингвин, морж, тюлень - ____________________________;
г) кайра, гагарка, гага, кедровка - _____________________________________. 4б. Всего: 27 б. % выполнения: Отметка: