Ана тілінен Тіл ж?не с?йлеу. Ананы? тілі-аяулы ?ні та?ырыбыны? жоспары


ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ.Цель: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения.Ход урокаI. Беседа о языке как средстве человеческого общения.– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».II. Работа над упражнениями 1, 2.III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.• Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.1. Без языка и колокол нем.2. Живое слово дороже мертвой буквы.3. Хорошую речь хорошо и слушать.4. В чужой беседе всяк ума купит.5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским  языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.