Социальный проект «СУДЬБЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ»


Социальный проект «СУДЬБЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ»
к 70-ти летию Великой победы
Исполнитель Зубова Валентина Николаевна учитель географии муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Вступление
В современном обществе все большее внимание уделяют социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, увековечиванию памяти о героях, сражавшихся за нашу страну. Но с каждым годом ветеранов становится все меньше, и все меньше становится для них возможность посещать городские мероприятия, общаться с молодым поколением, передавать свой героический опыт, свою житейскую мудрость. Многие из них остаются одни. Коротая в одиночестве дни, они чувствуют себя забытыми. А ведь как бы хотелось им чувствовать поддержку, чувствовать, что их великий подвиг не забыт. В нашем селе должна активно развиваться социокультурная поддержка ветеранов войны, ветеранских общественных объединений, нужно стараться привлекать ветеранов к активному участию в общественной жизни города. Необходимо сохранять память о Великой Отечественной войне. Ведь память о войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это ее исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Ветераны, передающие свою житейскую мудрость, не должны быть забыты, недопустимо, чтобы о них вспоминали только в дни празднования Победы. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Поэтому необходимо передать молодому поколению эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «Судьбы, опаленные войной». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся класса с привлечением родителей.
Раздел 1. Основная цель, задачи, принципы, этапы и сроки выполнения проекта
Цель проекта:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачами проекта являются:- привлечение молодого поколения к проблемам ветеранов;
- укрепление связи между молодым поколением и ветеранами;
- оказание ветеранам морально-психологической поддержки;
- оказание адресной помощи ветеранам войны;
- установление патриотического самосознания учащихся;
- формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;
- формирование, внимания, уважения к ветеранам, умения работать в коллективе;
- вовлечение школьников, их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы, а так же других патриотических праздников;
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизма: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого учащегося в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегрировнности: сотрудничество с семьей, с библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Этапы и период реализации
В рамках данного проекта предусматриваются мероприятия:
1. Акция «Мы помним, гордимся!» (октябрь 2014-апрель 2015гг.)
2. Акция «Знамя Победы» (февраль 2014 г.)
3. Акция «Слава Защитникам Отечества» (февраль 2015 г.)
4. Акция «Почта поколений» (февраль)
5.. Акция «Письмо Ветерану!». Письмо с благодарностью для героя войны (март-май 2015г.)
6. Уроки мужества (март)
7. Конкурс рисунков на тему «Дети войны игрушек не знали…». (апрель 2015г.)
8. Конкурс творческих проектов «Сохраняя традиции…»(апрель 2015г.)
7. Акция «Стена памяти» и «Бессмертный полк» (март-май 2015г.)
8. Акция «Успей сказать спасибо!» (май 2015г.)
9. Акция «По местам боевой славы» (май 2015 г.)
10. Праздничная акция «День Победы» (май 2015г.)
Проект реализуется в период с октябрь 2014 года по май 2015 года.
Основную работу по реализации программы проекта предполагается провести в 2015 году – выполнить около 90% от общего количества мероприятий и в 2014 году - 10% от общего количества мероприятий.Раздел 2. Механизм реализации проектаПредставленная проектная работа реализуется в следующих формах:
- сбор и анализ информации;
- презентации, встречи, беседы;
- конкурс на лучшее письмо;
- конкурс рисунков;
- литературно-музыкальный вечер;
- викторина;
- акция.
В рамках проекта применяются следующие средства:
- цифровые средства (компьютер, проектор);
- использование ресурсов сети Интернет;
- раздаточный наглядный материал;
- информационное пространство школьного сообщества «Фемида» в социальной сети.
Мероприятия, входящие в основу проекта «Судьбы, опаленные войной» и методы их реализации:
Акция «Мы помним, гордимся!» (сентябрь 2014-апрель 2015гг.).
Проводится сбор информации и уточняются списки ветеранов войны. Ученики проводится сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны, их подвиге и жизни (о наши земляках). За период с октября 2014г. по апрель 2015г. ребята должны собрать информацию при помощи сети Интернет, библиотек, личного общения с людьми, и рассказать о герое войны, которому пришлось вынести все тяготы и лишения военного времени.
2. Акция «Знамя Победы» (февраль 2015 г.).
20 февраля был проведен День воинской славы. В продолжение акции «Знамя Победы», стартовавшей в феврале 2015 года, реализуя проекты «70 лет живой истории» и «Есть память» учащиеся под руководством вожатой и классного руководителя изготовили барельефы — символы Победы.
Затем ребята под Знаменем Победы прочли стихи о войне, исполнили военные песни. Для воспитанников было организовано посещение школьного музея. Где им рассказали о героях-земляках. К баннеру «Вечный огонь», установленному в рекреации школы возложили цветы и зажгли свечи.
3. Акция «Слава Защитникам Отечества» (февраль 2015 г.).
В стенах школы проводятся «Уроки мужества», «Смотр песни и строя».
4. Акция «Почта поколений» (февраль 2015 г.)
Во время проведения акции «Почта поколений»  дети познакомились с символом мира – белым журавликом, была показана презентация о памятниках участникам Великой Отечественной войны. Как гимн смелости и мужества прозвучала песня в исполнении известного советского певца Марка Бернеса «Журавли». На уроках были изготовлены бумажные журавлики в технике оригами (приуроченных к празднику 9 мая).
5. Акция «Письмо ветерану». Конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны (март - май 2015г.).
Выбор формы акции неслучаен. Написать письмо своему герою, судьба которого показалась наиболее яркой, героической и запоминающейся, значит, обдумать все слова благодарности и уважения к своему адресату. Ученикам дается возможность подумать, что бы он сказал, встретив настоящего героя, который в свои совершил огромный подвиг во имя своей страны, родных и близких.В рамках акции ученики должны написать свое послание, содержащее любой посыл к герою (расспрос о событиях тех лет, восхищение самоотверженностью героя войны или же слова глубокой благодарности за подаренную жизнь).
В результате конкурса предоставляется возможность выявить, как много учеников интересуется историей своей страны и ее героев, возможно будет оценить, насколько услышанные рассказы о подвигах героев Великой Отечественной войны способны разбудить в сердцах современных детей чувства солидарности, уважения и признательности. Конкурс позволит выявить уровень грамотности и литературные способности учащихся, а имена представленных героев навсегда останутся в памяти детей, написавших им письмо. Так же самые лучшие работы передаются ветеранам войны, закрепленным за школой.
6. Конкурс рисунков «Дети войны игрушек не знали …» (апрель 2015)
Во время проведения конкурса формируется у подрастающего поколения патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества, чувства уважения и гордости за Россию. Рисунки были помещены на стенд школы, лучшие рисунки будут направлены на краевой конкурс.
7. Акция «Стена памяти» (март-май 2015г.).
Силами учащихся и сотрудников школы проводится поисково-исследовательская работа. В ходе нее учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, судьба и подвиг которого не оставили их равнодушными. Каждый из учеников пытается найти как можно больше информации, документов и материалов о судьбе своих родственников в период Великой Отечественной войны, защищающих нашу родину на полях сражений, трудящихся в тылу на благо Родины. Все собранные материалы учениками при поддержке учителей и родителей. В дальнейшем фотографии предоставляются в школьный музей, наиболее интересная информация размещена на сайте школы.
8. Акция «Успей сказать «Спасибо!»» (апрель 2015г.). 22 апреля патриотический актив класса посетили ветерана Великой Отечественной войны. Ребята поздравили ветерана с наступающим праздником, прочли стихи. Сняли на видео интервью, которое передали в музей школы.
9.АКЦИЯ «ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ»
6 мая учащиеся школы участвовали в автопробеге по местам боевой славы Красногвардейского района. В селе Преградном посетили  «Памятник летчикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Затем все участники автопробега посетили «Братскую могилу советских воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войны» на х. Богомолов, в окрестностях села Дмитриевского посетили святое место Каменного креста, в поселке Медвеженском посетили могилу 4-й стрелковой дивизии генерала И.П. Рослова. При этом ребята составляли план местности и на картах Красногвардейского района отмечали пути следования к местам славы, после чего в классе познакомились подробнее с картой Ставропольского края, местоположением Красногвардейского района.
10. Праздничная акция «День Победы» и «Бессмертный полк» ( 9 мая 2015г.).
Проводится праздничный митинг у вечного огня к 9 мая 2015 года. Где ребята несут фотографии своих родственников участвовавших и погибших в великой Отечественной Войне.
Раздел 3. Предполагаемые конечные результаты проекта
«Судьбы, опаленные войной». Оценка его эффективности
В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:
- Укрепление связи между молодым поколением и ветеранами;
- Оказание ветеранам морально-психологической поддержки;
- Формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа; воспитание гражданственности и патриотизма;
- Формирование коммуникационной культуры, внимания, уважения к ветеранам, умения работать в коллективе;
- Закрепление сведений о героях в памяти учащихся, с помощью сочинений-писем, которые ученики адресуют своим героям;
- Развитие личности учащихся путем прививания чувств благодарности и сопереживания героям Великой Отечественной войны;
- Создание нового банка информации о ветеранах и их подвигах;
- Привлечение к различным формам гражданско-патриотического воспитания всей семьи.
Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы оказать социокультурную и морально-психологическую поддержку ветеранов Великой Отечественной войны; помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.
Анализ реализации
Осуществить поставленные в проекте задачи было не сложно. Главными итогами реализации проекта стали повышение интереса школьников к истории их семьи, к её родословной, понимания, что герои живут рядом с ними и это их родственники. Проведенные мероприятия вызвали у ребят жалость и сострадание к ветеранам Великой Отечественной Войны, но в тоже время гордость за свою малую Родину и страну.