Внеклассное мероприятие «Права детей на жизнь, имя, сохранение своей индивидуальности»

Щербина Каракоз Жадановна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №91 имени М. А. Шолохова
Первомайского района города Ростова-на-Дону
Разработка внеклассного мероприятия:
права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности
Цели: раскрыть содержание естественного права человека на жизнь, особенность его юридического закрепления в международно-правовых актах, показать приоритетное значение и ценность права человека на жизнь; показать, что право на имя и гражданство вместе с правом на жизнь являются базовыми.
Л и т е р а т у р а: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ (по возможности – у каждого учащегося).
Основные понятия: ребенок, жизнь, семья, родители, смертная казнь, Конституция, Уголовный кодекс РФ.
Э п и г р а ф:
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
М. Монтень
Ход занятия
I. Постановка цели.
Звучит песня «Я люблю тебя, жизнь».
– Кем дано человеку право на жизнь?
– Что должны сделать родители, когда в семье появляется ребенок?
– В семье родился ребенок. Счастливы родители и родственники. Что должны сделать родители? (Им надо регистрировать ребенка и дать ему имя.)
– Что записано в Конвенции о правах ребенка по этому поводу?
Задание 1. Заполните анкету:
1) Что означает ваше имя?
2) Почему ваши родители выбрали это имя?
3) Нравится ли вам ваше имя?
Задание 2. Нарисуйте свое имя.
Каждый ученик рисует свое имя. Ученики могут свободно рассмотреть рисунки других.
И н т е р е с н ы е ф а к т ы:

· В Китае девочкам дают имена цветов и деревьев, а мальчикам – имена разных животных.

· Когда в Бангладеш выбирают имя для ребенка, таблички с различными именами ставят (приклеивают на что-либо) перед свечами, выстроенными в ряд. Свечи зажигают. Выбирается имя перед свечой, сгоревшей раньше других.

· В Западной Африке обычно имена связывают с каким-то событием, происшедшим непосредственно перед рождением ребенка. Если он рожден в сезон дождей, то часто имя его означает «дождь» или «вода». Если у матери были трудные роды, ребенка могут назвать «боль».
Задание 3. Представьте, что все люди без исключения зовутся одним именем – например, Сергей. Составьте список всех возможных последствий этого факта.
Каждый человек индивидуален. Каждый из нас уникален. Мы отличаемся друг от друга цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, семьями, из которых происходим, национальностью, именами, языком. Но мы и схожи с другими людьми – строением и пропорциями тела, наличием разума, эмоций и речи.
Задание 4.
1) Запишите в лепестке ромашки свои положительные качества.
2) На колючках кактуса запишите свои отрицательные качества.
3) В форме кластера запишите «Кто я?».



Задание 5. Заполните анкету:
1) Зачем человеку дана жизнь?
2) Что остается от человека после смерти?
3) Что такое счастье и можно ли его достигнуть?
4) Является ли человек кузнецом своего счастья?
5) Есть ли единая цель у всего человечества?
6) Существует ли любовь? Что означает любовь для тебя?
– Может ли кто-нибудь лишить права на жизнь?
– В каких случаях это все же происходит?
Государство должно делать все, чтобы продлить жизнь человека.
Задание 6. Запишите, какие меры должно принимать государство для того, чтобы обеспечить человеку благополучную жизнь и защищать людей от преступников.
Очень часто человек сам сокращает годы своей жизни, злоупотребляя алкоголем, наркотиками, не соблюдая правила дорожного движения. (Можно привести соответствующие статистические данные.)
– Волен ли человек сам распоряжаться своей жизнью?
Задание 7. Опишите хотя бы два случая нарушения права человека на жизнь, свидетелями которых вы являлись или знаете о них по телепередачам. Как общество может противостоять этим нарушениям прав человека? Оформите свои размышления в таблице:
Нарушения прав человека на жизнь
Способы борьбы с нарушением




II. Изучение нового материала.
1. Р а с с к а з у ч и т е л я о естественном праве человека на жизнь, об особенностях его юридического закрепления в международных правовых актах.
2. О б с у ж д е н и е п р о б л е м ы.
Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»: содержится ст. 48 – о запрете эвтаназии.
Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии, то есть удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
– Обсудите следующие с и т у а ц и и. Выскажите собственное мнение.
1. Тесса родилась с нарушениями функций головного мозга. По мнению врачей, невозможно было определить, насколько серьезны эти нарушения, и предсказать, что случится с ней в будущем. Вскоре у Тессы обнаружили непроходимость кишечника. Ее родителей попросили дать согласие на операцию. Если бы операция не была сделана в ближайшие три-четыре дня, Тесса могла бы умереть.
– Если бы вы были родителями Тессы, какое решение приняли бы?
– Повлияло ли на ваше решение то, что у Тессы поврежден мозг?
Тесса была вторым ребенком в семье. Ее родители решили, что лучше будет позволить ей умереть. Они отказались от операции, сказав: «Бог или природа дали ребенку возможность уйти».
– Что должны делать врачи? Они могли бы:
а) выполнить желание родителей;
б) сделать операцию без согласия родителей;
в) обратиться к закону и лишить родителей Тессы родительских прав.
Представьте себе, что вы врачи. Какое решение вы примете?
Врач больницы сообщил в местные социальные службы о решении родителей. Социальные работники обратились в суд, прося взять Тессу под опеку суда; не родители, а суд решал бы судьбу ребенка.
– Если бы вы были судьей, что бы вы решили?
2. В 17 лет Энтони Бленд получил серьезную травму на футбольном поле. Он страдал от серьезных повреждений головного мозга и находился в так называемом вегетативном состоянии. Он не мог видеть, слышать, ощущать вкус, обонять, говорить. Он не чувствовал боли и был не способен двигаться.
Врачи Энтони полагали, что его жизнь не должна поддерживаться, и с разрешения его родителей обратились в суд с прошением о прекращении лечения и кормления пациента.
– Какое решение вынесет суд?
– Обсудите эпиграф и другие высказывания о жизни.
«Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».
Жан де Лабрюйер
Жизнь человека коротка. В течение своей жизни он сталкивается со многими нарушениями прав человека: смертная казнь, эвтаназия, аборт, войны.
– Обсудите эти нарушения в группах.
III. Подведение итогов.
Задание на дом: подготовить рефераты на тему «Мое имя».


15