Урок литературы по поэзии серебряного века


Тема. В поисках поэтического языка новой эпохи. Серебряный век русской поэзии.
Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся по поэзии серебряного века.
Задачи.
Способствовать закреплению системы знаний о модернистских течениях
Показать разнообразие поэтов-личностей Серебряного века.
Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века, пробудить интерес к их творчеству
Развивать интерес к литературе как к предмету и виду искусства.
Воспитывать чувство прекрасного, воображение, фантазию в процессе инсценирования и выразительного чтения стихотворений.
Тип урока. Обобщение и систематизация полученных знаний
Вид урока. Урок-спектакль
Оборудование. Афиша (тема урока), афишки каждому студенту со схемами, декорированный стул, записи музыкальных отрывков для сопровождения
Ход урока
Мобилизация (настрой учащихся на восприятие темы)
Учитель.
Были святки кострами согреты,И валились с мостов кареты,И весь траурный город плылПо неведомому назначеньюПо Неве и против теченья –Только прочь от своих могил.На Галерной чернела арка,В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц яркоНад серебряным веком стыл… 
Целеполагание
Едва ли в истории отечественной литературы найдется столь яркий, загадочный и непостижимый период. Целая эпоха, продлившаяся три-четыре десятилетия, оставила след кометы на небосклоне не только русской, но и мировой литературы. Назовите этот период?
(серебряный век русской поэзии)
Правильно, на уроке мы обобщим знания по поэзии серебряного века. Сегодня у нас необычный урок. Мы назвали его спектаклем, но перед тем, как поднимется занавес, я хочу задать вам вопрос, на который мы вместе ответим в конце урока – Почему творчество поэтов серебряного века тревожит нас до сих пор? Почему мы плачем и смеемся, читая их в нашем непростом 21 веке? Итак, занавес!
Коммуникация
1 ведущий.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму.
2 ведущий.
Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни.
3 ведущий.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.
4 ведущий
В этой эпохе есть срыв в неврастению, но рядом примеры подлинного мужества и благородства. В этой эпохе есть место религиозному экстазу и свободной, роскошной игре ума. Источник ее – избыток жизненных сил.
1 ведущий.
Сколько света, по сравнению с пасмурной погодой безвременья восьмидесятых годов! Какой контраст с тем, что было до, и с тем, что настало после. И хотя мы зовём это время Серебряным, а не Золотым веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
2 ведущий.
Мы видим серебряный век русской поэзии как освещённое солнечным сиянием творческое пространство, светлое и жизнеутверждающее, жаждущее красоты и самоутверждения.
3 ведущий.
Мы чувствуем атмосферу, насыщенную электричеством и в то же время пронизанную солнечными лучами, полную беспокойства мысль и пристрастие к изысканным формам.
4 ведущий.
Я не знаю мудрости, годной для других,
1 ведущий.
Только мимолетности я влагаю в стих.
2 ведущий.
В каждой мимолетности вижу я миры,
3 ведущий.
Полные изменчивой радужной игры.
4 ведущий.
Война и революция ворвались в жизнь литературных и музыкальных салонов начала XX века. Серебряный век эмигрировал – в Берлин, Константинополь, Прагу, Софию, Рим, Париж.
1 ведущий.
Но и в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.
2 ведущий.
Однако эмиграция видела свою миссию в сохранении духовных ценностей прошлого и в передаче этих ценностей освобождённой России будущего.
3 ведущий.
Рас – стояние: вёрсты, мили…
Нас рас – ставили, рас – садили,
4 ведущий.
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
1 ведущий
Рас – стояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
2 ведущий
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав
Учитель.
Так или иначе, Серебряный век – это личности. И хотя художественные течения вырастали как грибы –
3 ведущий.
символизм,
4 ведущий.
акмеизм,
1 ведущий.
футуризм,
2 ведущий
имажинизм,
Учитель.
каждый был не только ярким представителем своего направления, но и отдельной фигурой, творцом новой эпохи.
Пусть же время повернется вспять, и мы попадем в прекрасный и яростный мир - в эпоху революций, потрясений и бурь, в эпоху прекрасных стихов и поэтов, похожих на бесстрашных капитанов, покоряющих неизведанные земли:
Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.

Гумилев.
Стремительно выбегали строки, нагоняя одна другую, с медным звоном встречались рифмы, и прекрасные образы вставали, как былые призраки из глубины неведомых пропастей”.
Чтение стихотворения «Жираф»
Есенин.
Я сердцем никогда не лгу. Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то! Эх! Не хотел я сегодня душу перед вами раскрывать, ну да ладно!
Чтение стихотворения «Гой, ты Русь моя, родная»
Блок.
Чтение стихотворения «Незнакомка».
Во время чтения проходит девушка, садится на стул. С другой стороны подходит еще одна девушка (Цветаева), становится с одной стороны стула. После чтения студент, читавший «Незнакомку», отходит к стулу.
Ахматова.
Сжала руки под темной вуалью...
2-ая девушка
"Отчего ты сегодня бледна?"
Ахматова.
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: (вскакивает со стула, подходит к юноше)
"Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко (юноша оборачивается)
И сказал мне:
Юноша.
"Не стой на ветру".
Цветаева.
Чтение стихотворения «Мне нравится…»
Маяковский. (обращается к двум девушкам)
Читает стихотворение «Послушайте…»
После прочтения этого стихотворения все поэты сходятся к стулу и садятся, как бы для того, чтобы сделать групповой снимок.
Учитель.
Кто кончил жизнь трагически, — тот истинный поэт!А если в точный срок — так в полной мере!На цифре 26 один шагнул под пистолет,Другой же — в петлю слазил в «Англетере».
А в 33 — Христу (он был поэт, он говорил:«Да! Не убий!» Убьёшь — везде найду, мол!)...Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,И гвозди в лоб, чтоб ни о чём не думал.
С меня при слове «37» в момент слетает хмель.Вот и сейчас вдруг холодом подуло —Под этот год и Пушкин подгадал себе дуэль,И Маяковский лёг виском на дуло.
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
Томитесь, как наложницы в гареме:
Срок жизни увеличился — и может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время.
Да, правда, шея длинная - приманка для петли,
И грудь - мишень для стрел, но не спешите:
Ушедшие не датами бессмертье обрели,
Так что живых не очень торопите.
Судьбы этих людей трагичны, как и судьба их Родины. Каждая из этих судеб – драма. Ни о ком из них нельзя сказать, что он прожил долгую безбедную жизнь. И тем более удивительна та безграничная вера, бесконечная любовь, которые рвутся из каждой строчки их стихов. Любовь к Родине, ее истории и ее природе, любовь к женщине, любовь к жизни во всех ее проявлениях.
1 ведущий
О, если бы они все знали, что поэзия убивает!
2 ведущий.
Как же редко в России судьба поэта бывает благополучной или хотя бы спокойной!
3 ведущий.
Может, дело в обостренном восприятии окружающей реальности?
4 ведущий.
А может, в том, что рождают поэтов, как и героев, эпохи кризисные, переломные?
Выходит фотограф.
Господа поэты! (делает вид, что фотографирует старинным фотоаппаратом)
Рефлексия
Учитель.
Вот и подходит к концу наш урок. Перед тем, как мы ответим на поставленный в начале урока вопрос, хочу обратиться к господам актерам. Каковы ваши ощущения, что вы почувствовали, исполняя роли великих поэтов?
(Ответы студентов)
Итак, почему же творчество поэтов серебряного века тревожит нас до сих пор? Почему мы плачем и смеемся, читая их в нашем непростом 21 веке?
(ответы студентов)
Сегодня я намеренно не буду выставлять вам оценки, ведь не выставляются оценки актерам театров после спектакля. Это мы сделаем на следующем уроке, а сейчас хотелось бы сказать. Любите поэзию, читайте стихи
красивых слов немые строки,суметь без мыслей прочитать,потом сидеть и долго думать, и все по-своему понять.где зло, а где добро увидеть, и часть себя средь строк найти.быть может стих тебе поможетне сбиться с верного пути.не сделать глупую ошибку,по-новому увидеть мир,понять, насколько, все же, глупо,решать все холодом рапир.взглянуть в ее глаза по-новой,почувствовать ее любовь,и вспомнить светлый день знакомства,как в венах закипала кровь.в стихах есть очень много истин,сокрытых от невежды глаз, они разбросаны случайно,и скрыты красноречием фраз.они доступны лишь не многим,тем, кто читает для души.поэзия приносит пользу, и снег сознания вершин.
Домашнее задание
Анализ стихотворения поэта серебряного века (на выбор)