Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»


Углицких Татьяна Александровна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №56» города Березники
Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в рамках реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»

Изучение  проблемы  творческой  и разносторонней личности  дошкольника актуально  в  связи  с  тем,  что главное  условие  прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной  к творческому  созиданию. 
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке: музыки, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности.
Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, через художественно-эстетическую деятельность.
Реализация цели осуществляется через решение задач:
организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
использование нетрадиционных, интегрированных форм ННОД;
привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. В нашей группе каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, где находятся музыкальные инструменты, физкультурное оборудование, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книге, рассмотреть фотографии своей семьи и просто посидеть и отдохнуть.
Символы каждого центра, или уголка, позволяют детям легко ориентироваться в группе. Например: символ «ежик играет» подсказывает детям, что на этой полке находятся дидактические игры по математике и логике; символ «палитра с красками, карандаш и кисточка» обозначает место для рисования и конструирования. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной материал.
Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Создавая предметно-развивающую среду, надо учитывать  период обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе — собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанные из бумаги педагогами и детьми.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В нашей группе созданы условия для художественно-эстетической деятельности: имеется «Комната сказок», где детям предоставлены разные виды театра; пальчиковый, настольный, кукольный. Дети свободно могут взять любого героя сказки или мультфильма и поиграть с ними. В комнате оформлена выставка «В книжном царстве». Яркие, красочные книги и иллюстрации привлекают детей, они с удовольствием рассматривают картинки в книжке, пытаются подражать персонажам той или иной сказки. Рассматривая с детьми картинки в книжках, обращаем их внимание на красочные яркие элементы росписи сарафана, головного убора, на сапожки петушка, отмечаем в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними.
Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни. Так в в нашей группе мы создали «полочку красоты», где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства, росписи, матрешка, калейдоскопы, яркие раскраски и др. Совместно с педагогом или по желанию ребенка можно рассмотреть предмет, потрогать его, обратить внимание на его красоту, для чего принадлежит, от куда он появился у нас. Дети-исследователи и творцы, поэтому им очень интересно от куда же у нас на полочке появился этот предмет. А еще дети очень внимательны, они сразу замечают на изменившуюся обстановку в группе или появление нового предмета: например, яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша.В групповой комнате создан цент «Маленькие художники». Дети очень любят рисовать, лепить. Поэтому им предоставлена эта возможность проявить свое творчество, взяв в руки карандаш, фломастер, пластилин. Но не только этими инструментами могут воспользоваться дети. В центре «Маленькие художники» есть и цветная бумага, и краски, и ватные палочки, диски, трубочки и многое другое оборудование. Вместе с детьми мы создаем коллективные работы и украшаем ими нашу группу или прихожую.Также создали небольшой центр песка, где дети, совместно с педагогом могут рисовать пальчиками. В группе имеется музыкальный цент «Колокольчик», где находятся музыкальные инструменты; барабан, дудочки, колокольчики, шумелки, свистульки и др. Дети очень любят импровизировать, петь и танцевать под звон любимого инструмента. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью мы организовываем пространство в ДОУ так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям. Художественно-творческая деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок стремиться снова и снова в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Предлагаю детям, а не навязываю, помогаю, а не заставляю их. А чтобы помочь ребенку найти себя, предлагаю ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Библиографический список
         
Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.
Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред. Ветлугиной Н.А.. М.,1980.
Доронова Т. Программа «Радуга»: прошлое, настоящее и будущее// Дошкольное воспитание. – 2007. №4
Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду// под ред. Саккулиной Н. А. – М.: Просвещение, 1971
Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994