Конспект занятия для педагогов школ и детских центров Закруглись как радуга о творчестве Тамары Чинаревой дальневосточной детской писательницы


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей г. Хабаровска
«Детский экологический центр «Косатка»

Интегрированное занятие:
«Закруглись как радуга….»
(из цикла занятий о дальневосточной детской писательнице Тамаре Чинаревой)
95353848000 Автор разработки:
Усовская Светлана Юрьевна,
методист, педагог
г. Хабаровск
2016г.
Пояснительная записка.
С творчеством дальневосточной детской писательницы Тамары Федоровны Чинаревой ребята знакомы по книгам, (а их издано -8), по публикациям в учебнике по Дальневосточной литературе «Лукошко» для учащихся 1 и 2 класса. В ее произведениях героями рассказов и повестей стали дети и взрослые, животные: куры, корова, котик, козленок, уж. Но провести занятие педагогам по творчеству Т. Чинаревой очень сложно, потому что литературы о ее жизни выпущено очень мало. Ребята из детского объединения «НОУ» и педагоги Центра, разработали проект «Мы тебя никогда не забудем…» - нашли друзей, родственников Тамары Чинаревой. Этот материал был собран, систематизирован. В 2015 году замечательной детской писательнице исполнилось бы 66 лет. Материалы о Тамаре были опубликованы в журнале «Растем с Хабаровском», ребята читают книги автора, в библиотеках проводятся мероприятия, посвященные Т. Чинаревой, педагоги проводят уроки по предмету «Дальневосточная литература», на которых говорят и разбирают ее произведения, вошедшие в учебник «Лукошко». Мы решили популяризировать жизнь и творчество Тамары. Найдено много интересных фактов, которых ранее не публиковали в печати. Разработана серия занятий. Одно из них о творчестве Т. Чинаревой, работе ее с детьми в «Брокколи», предлагаем на конкурс. Тамара прекрасно писала, рисовала, издавала газету «ДЕТИктив».
2015 год объявлен годом литературы- Тамара сделала много для того, чтобы развивалась детская литература на Дальнем Востоке. И я считаю, что разработка занятия по творчеству Т. Чинаревой будет востребованной у педагогов.
Это второе интегрированное занятие по творчеству автора.
Перед занятием детям было дано задание прочитать книги Т. Чинаревой
Тема: «Закруглись как радуга….»
(из цикла занятий о дальневосточной детской писательнице Т. Чинаревой)
Цель: популяризация жизни и творчества детской писательницы Тамары Чинаревой
Задачи:
-познакомить воспитанников с жизнью и деятельностью Тамары Чинаревой
-создать условия для развития творческих способностей детей
- научить рисовать детей через нестандартный подход к различным ситуациям - подготовить защиту рисунков (рассказ, заметка, сказка)
-оформить выставку рисунков по произведениям Т. Чинаревой
Возраст детей: 10-12 лет
Условия для проведения: кабинет ИЗО или литературы
Оборудование, технические средства: компьютер, интерактивная доска, презентация, столы, ватман, краски, кисточки, карандаши, мелки.
Ход проведения занятия:
Организационный этап
Основной этап.
2.1 Беседа о Т. Чинаревой.
2.2 Разгадывание кроссворда
2.3 Что такое «брокколи»?
2.4 Физкультминутка
2.5 Рассказ о детском центре «Брокколи»
Практический этап. Создание рисунков.
4.Заключительная этап – защита рисунков и оформление выставки работ, задание на дом.
Презентация
Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Мы сегодня продолжаем с вами знакомится с жизнью и творчеством замечательной дальневосточной детской писательницы Тамары Чинаревой.
Слайд 1
Основной этап. Педагог: «Ребята, вы любите читать сказки? А сочинять и оформлять пробовали сами?»
Начать наше занятие мы хотим со стихотворения Тамары Чинаревой, которое прочитает нам….
Слайд 2. «Если в нашу дверь стучаться,
Может кое-что начаться…
Если нашу дверь открыть,
Тоже может что-то быть…
Если просто так уйти,
Может мимо жизнь пройти.»
Ребята, давайте откроем двери и попадем в мир творчества замечательной дальневосточной писательницы Т. Чинаревой, узнаем, как она начала сочинять сказки.
Слайд 3 Педагог: «Есть дети, которые любят, чтобы им читали книжки, и упаси бог, чтобы от написанного хоть на слово отступили. И есть дети, которые не любят повторений. Вот у Тамары и была такая четырехлетняя дочка Юлечка. Она требовала, чтобы мама каждый вечер рассказывала ей новую сказку – с хорошим концом. Знаменитую «Русалочку», заподозрив неладное, девочка спрятала в самый дальний угол книжного шкафа.
-Принц на ней не женится? И Русалочка умрет? – спросила Юля с близкими слезами в голосе. Ты мне таких печальных сказок больше никогда не читай! Ты закруглись, как радуга!»
Надо же «как радуга». И Тамара закруглилась. Стала рассказывать ребенку истории собственного сочинения, про уточек, про курочек…. Потом связала их в один сюжет. Так появилась ее первая книжка -повесть-сказка «Переулок Птичий, дом 1». А за ней другие: «Однажды в Шишкино весной», «Петина фотография»…Ребята, какие книги вы читали? Педагог может обобщить. - В небольшой по объёму книге автор старается пробудить в маленьком человеке добрые чувства: благородство, справедливость, верность, сочувствие к попавшим в беду. Тамара умеет видеть мир глазами ребенка, умеет передать это видение весело и остроумно. Вы уже знакомы с книгами Тамары Чинаревой, предлагаю заполнить кроссворд. За основу взято слово РАДУГА. Предлагаю вспомнить ее произведения и заполнить пустующие клеточки. Для этого я вам буду задавать вопросы по творчеству Чинаревой, а ваши ответы мы впишем в кроссворд.
Слайд 4-5
1 П ортфельчемпиона2 П ервоклассники3 О днаждывШ ишкиновесной4 П ереулокП тичийдом1 5 П етинафотография6 П рощайте, белыемедведи1. Книга о победителе.
2. Книга про одноклассников начальной школы.
3. В названии книги говорится о времени года и деревне.
4. Самая первая изданная книга Т. Чинаревой, в которой указывается адрес проживания героев
5. Книга о мальчике и фото.
6. Книга об окончании учебного года и экскурсии на реку Амур. Слайд 6-7- На экране «Вернисаж книг Т. Чинаревой»
А что вы можете рассказать о Тамаре Чинаревой. Какая она? (ребята рассказывают, что о ней знают.) Чем она любила заниматься?
Слайд 8.Тамара очень хорошо рисовала и делала зарисовки к своим рассказам. Она рисовала детей, животных, растения. А один овощ очень нравился Тамаре. Название в 90- годы редкое –брокколи. А знаете ли вы, что Тамара Чинарева создала в Хабаровске детский концерн и назвала его «Брокколи».
123825495300 Ребята, а что такое «Брокколи»? (капуста). Какая она? Рассказывает ученик: Брокколи (спаржевая капуста— однолетнее овощное растение семейства капустных, подвид капусты огородной. У этих разновидностей капусты съедобны не листья, а нераскрывшиеся соцветия. Согласно новейшим данным, эта разновидность капусты была получена путём гибридизации на северо-востоке Средиземноморья в VI-V вв. до н.э. Итальянское слово broccoli — множественная форма broccolo, что означает цветущий стебель капусты (уменьшительное от brocco, «отросток», «сухая веточка»). Описание Цветущая брокколи.
Слайд 9. Стебель в первый же год достигает высоты 60—90 см и на вершине образует множество суккулентных ветвей (цветоносов), оканчивающихся плотными группами мелких зелёных бутонов. Вместе они собраны в небольшую рыхлую головку, которую срезают для использования, не дожидаясь, пока бутоны разовьются в жёлтые цветки. Лучше всего брокколи растёт в прохладном сыром климате, при температуре от 18 до 23°. Урожай собирают, когда головка достигнет диаметра 10—17 см. Если её срезать, из боковых почек часто развиваются новые, поэтому брокколи иногда «плодоносит» в течение нескольких месяцев подряд, причём в условиях мягкого климата даже зимой. Когда бутоны приобретают ярко-жёлтый цвет, это говорит о том, что капуста перезрела и не пригодна для употребления в пищу.
А знаете ли вы, что Тамара Чинарева создала в Хабаровске детский концерн «Брокколи»? И чем ребята там занимались? Предлагаю на машине времени отправиться в путешествие в 90 годы и стать воспитанниками концерна «Брокколи».
Слайд 10. Рассказ о Детском центре «Брокколи», созданным Тамарой Федоровной и американской художницей Карен Льюис (5-7 минут). Ребята, попытайтесь проанализировать жизнь детей в Хабаровске в 90 г. (90-е годы были сложными в нашей стране. Предприятия закрывались, все больше становилось безработных и людей, которые растерялись в новых условиях. Но для людей предприимчивых и активных новое время открывало новые возможности для самореализации. И у Тамары появилась идея создать детский центр «Брокколи»). Мы нашли приглашение (вызов) ассоциации Побратимств Портленд- Хабаровск для Тамары Чинаревой, детского писателя, редактора детской газеты «Детский мир» в гости к художнику Керен Элизабет Льюис. Они решили совместно создать книги о жизни советских и американских детей. Керен Льюис –профессиональный художник, имеет опыт работы в иллюстрировании книг. В 1986 году она путешествовала по России и по итогам путешествия подготовила книгу для детей. В 1993 году Тамара Чинарева совместно с Керен Льюис регистрирует детский центр «Брокколи» с целью эстетического развития детей, организации их досуга, издательской деятельности. Вскоре в Хабаровском артподвальчике- выставочном зале, открылась выставка картин детской художественной студии «Брокколи». «Мамин праздник» - так назвали ребята свою первую городскую выставку, которую преподнесли в подарок родителям. Детские работы, яркие, индивидуальные, объединяло одно слово – радость. Ребята, объясните, почему решили назвать детский центр «Брокколи», что общего авторы нашли с капустой брокколи? (Экзотическое название студии возникло по аналогии: если считать, что детей находят в капусте, то талантливых – только в цветной, в особо полезной ее разновидности – брокколи. Так объясняли создатели центра «Брокколи» свое название.)
Физкультминутка. Предлагается всем стать в круг и сделать «Брокколи» (одну на всех) кто-то становится стеблем, затем прикрепляются мелкие, зеленые соцветия и т.д. Все выстраиваются. (Время создания 2 мин)
Для руководителей «Брокколи» все дети были талантливыми. Когда в студию приходил ребенок, его не спрашивали: умеет ли он рисовать. Педагоги помогали маленькому человеку выразить все хорошее, что в нем было, избавиться от закомплексованности, учили мыслить и фантазировать. Художник студии «Брокколи» Ольга Тимошенко считала, что обучение детей через необычные подходы к различным ситуациям обязательно поможет им в жизни. Ребята участвовали во многих международных выставках рисунка в Италии, Перу, США, Японии, Германии. В Японии, например, некоторых юных художников наградили серебряными и золотыми медалями, а экспозиция детского рисунка была награждена премией министерства иностранных дел Японии. Четыре года «Брокколи» был одним из организаторов Всемирной выставки детского рисунка, а в 1996 году был признан лучшим творческим коллективом на 1-й Международной детской экологической выставке.
Слайд 11 Ребята, какие газеты издавались в Хабаровске для детей в 90-х годах? («ДЕТИктив» и «Детский мир»). В течение двух лет «Брокколи» под руководством Тамары Чинаревой издавал детскую газету «ДЕТИктив». Дети сами иллюстрировали ее, писали рассказы, сказки, заметки и продавали. Для Тамары было важно, чтобы не только интересно было написано для детей, но и красиво оформлено и сделано все руками детей. Мы нашли несколько газет, они сохранились у друзей Тамары.
Их наставникам и педагогам приходилось вовремя вносить арендную плату за крохотные полуподвальные комнатки, в которых помещался «Брокколи», покупать краски, кисти, бумагу, - для всего этого были необходимы деньги. Оплата за обучение была чисто символической. Дети, которые посещали студию, были из не очень обеспеченных семей, а Тамаре совестно брать за их обучение сколько-нибудь значительную плату. А с некоторых ребятишек вообще никакой платы не получали. Тамаре Чинаревой и Ольге Тимошенко тем временем, тоже приходилось заниматься торговлей…
Слайд 12 В 1995 году Тамара Чинарева и Керен Льюис под эгидой «Брокколи» организовали экспедицию игрушек «Сиэтл – Хабаровск», в результате которой было собрано и передано в детские больницы, детские дома и интернаты 2000 игрушек. Эти игрушки прислали из Америки для детей Хабаровска в трудные 90-е годы.
В 1996 году в Сиэтле расписали экологическую стену дружбы по рисункам хабаровских и американских детей.
Практический этап. Ребята на занятиях в студии получали задания и творили… Вот и мы сегодня представим, что мы воспитанники студии «Брокколи» и предлагаю вам выполнить работу:
Задание:
посмотреть, на рыбу:
1.глазами мамы, спешащей к прилавку с тяжелой авоськой;
2.глазами кошки, которая облизывается за стеклянной витриной.
И нарисовать!
А теперь –творите! Время для выполнения 20 минут.
Защита рисунка каждым ребенком. (20 мин).
Рисунки детей и название выставки «Закруглись как радуга» прикрепляются магнитами на доске.
Ребята получают домой задание сочинить сказку по теме сегодняшнего задания. И мы продолжим работу с знакомством с творчеством Тамары Чинаревой и в следующий раз вместе создадим книгу сказок, оформленную художниками нашей студии.
Заключительный этап. Рефлексия: Воспитанники должны рассказать о результатах занятия:
Что вам понравилось на нашем занятии?
Каковы впечатления от создания рисунка?
Что ты хотел сказать своим рисунком?
О чем ты думал, когда рисовал?
Предлагаю к следующему занятию прочитать еще одну книгу Т. Чинаревой.
Слайд 13.
Результат. Ребята узнают новое о жизни и деятельности Т. Чинаревой, сделают первые шаги как художники и писатели: создадут рисунки на заданную тему, подготовят их защиту: сочинят сказку. Оформляются все рисунки на выставке и приступят к созданию книги.




Список рекомендованной литературы.
Чинарева Т. Переулок Птичий, дом 1: Повесть-сказка. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1982. — 96 с: ил.
Рец.: Осипова Э. Доброе начало//Дал. Восток. — 1983. — № 3. — С. 155–157; Рябов В. В зеркале сказки//Тихоокеанская звезда — 1983. — 14 мая.
Чинарева Т. Однажды в Шишкино весной: Повесть. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. — 128 с.
Рец.: Трофимова И.//Дет. лит. — 1986. — № 4. — С. 73–74.
Чинарева Т. Прощайте, белые медведи: Рассказы о первоклассниках [для мл, школ, возраста]. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1985. — 62 с.
Чинарева Т. Первоклассники: [Рассказы: Для дошкол, возраста]. — М.: Малыш, 1986. — 33 с. — цв. ил.
Чинарева Т. Портфель чемпиона: Повести и рассказы. - Хабаровск, Кн. Изд.,1988,144с.
Чинарева Т.«Деревня сверчка Питирима». - Хабаровск, Кн. изд.,1996
Петина фотография. - М.: Малыш. 1993.
Чинарева Т. Командир в полоску. -Хабаровск, Кн. изд-во, 1995.
Чинарева Т. Как Пантюшкин телевизор искал: Повесть//Костер — 1986 — № 6–9
Панин В. Мусорный ветер. -Молодой дальневосточник, 2013, №30.
Николашина А. Клоун Дино не прилетит никогда. - Молодой дальневосточник. 2013, №30
Радость открытий: Подборка материалов о тв-ве Т. Чинаревой. /Литературная учеба, 1984, №6. С.107-127
Библиографический справочник,-Хабаровск, Кн. изд. 1990, 228 с.
Степанова Н. Не будем о грустном. -Молодой дальневосточник, 1998, 24 апреля
Мордовцева Е. Талантливых детей ищите в цветной капусте. -Приамурские ведомости», 1995, май
Усовская С. Мусорный праздник. /Сообщества и альянсы на муниципальном уровне. 2014, №1-2.
Чинарева Т. Сколько стоит лошадь? – очерк. — Журнал «Уральский следопыт» 1982'06»Чинарева Т. Придет серенький волчок: Повесть//Дал. Восток — 1984 — № 3. — с. 19–41
Заявка на участие в конкурсе методических разработок, реализующих программы дополнительного образования краеведческой направленности
Название образовательного учреждения МАУ ДОД ДЭЦ «Косатка»
Адрес учреждения Хабаровск, Кочнева,6
Контактный телефон 8-924-205-63-36
Электронная почта usovskie@rambler.ru
Вид методической продукции Интегрированное занятие
Номинация Урок краеведения
Название конкурсного материала «Закруглись как радуга…»
Фамилия, имя, отчество автора Усовская Светлана Юрьевна- методист, педагог
Директор МАУ ДОД ДЭЦ "Косатка" О.Г. Прокошенко2 апреля 2015