Международные отношения в конце 19-начале 20 вв.

Тема: Международные отношения в конце XIX – начале XX ст.
Цели и задачи урока:
Раскрыть историческое значение международных отношений, актуализировать знания о развитии истории стран Западной Европы на рубеже XIX-XX веков.
Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.
Донести до сознания учащихся мысль, что накопление военного потенциала, всплеск расизма и шовинизма представляют большую угрозу миру, что нет “малых войн”, каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации, сформировать чувство протеста против несправедливых захватнических войн, стремление бороться с проявлениями национализма, шовинизма, расизма как одних из самых опасных проявлений агрессии.
Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.
Охарактеризовать общее состояние международных отношений.
Описать формирование блоковой системы.
Показать нарастание международной напряжённости в конце XIX в начале XX в. , проявившееся в гонке вооружений, росте национализма и шовинизма, создании военных союзов, региональных войнах за раздел мира.
Продолжить развивать умение готовить сообщение, использовать ранее изученный материал, оценивать исторические явления, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия:
модернизация, империализм, империалистические войны, колониализм, сферы влияния; Антанта; “Союз трёх императоров”,
“Тройственный союз”, “Франко-русский союз”; принцип “блестяшей изоляции”.
План урока:
Причины обострения международных отношений в начале XX века.
Внешняя политика ведущих стран. Международные союзы, конфликты и войны в начале XX века.
Шаги к войне
Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Актуализация опорных знаний
3.Изучение нового материала
Учитель. Беседа с учащимися по вопросам:
- Какова была политика английской администрации в Индии?
- Почему Индию называли “жемчужиной Британской короны”?
- Почему столкновения интересов ведущих европейских держав в Африке было неизбежным?
Предлагается сравнить по карте мир в 1870 и в 1914 гг. ,
- Какие страны и почему в XIX веке владели самым большим количеством колоний?;
- Как распределялись по уровню развития капиталистические страны в середине и в конце XIX века?
Учитель. Г. В. Плеханов не раз выказывал своё понимание о характере войн в новейшее время. В статье 1904 г. , написанной по просьбе редакции французского социалистического журнала, он в частности, так сформулировал причину возникновения войн в капиталистическом мире: “От времени до времени капиталисты разных стран в своей отчаянной борьбе за расширение рынка сбыта бывают вынуждены нарушить этот мир. . позднее Плеханов дал более развёрнутое толкование по этому вопросу. Войны в эпоху капитализма, неизбежны, ибо они порождаются стремлением предпринимателей-капиталистов к расширению сфер влияния, рынков сбыта. Войны можно разделить на два типа - справедливые и несправедливые. Первые ведут государства, защищающиеся от агрессии, вторые - государства-агрессоры в целях захвата территорий.”
Учитель. И так мы вплотную подошли к изучению сегодняшней темы “Международные отношения в конце XIX - в начале XX века”. Начать хотелось бы словами французского поэта П. Валери который писал: “Две опасности не перестают угрожать миру: порядок и беспорядок”
Вопросы учащимся: работа с учебником. (параграф 29 стр. ,275) Найдите в тексте основные зоны столкновения интересов ведущих стран мира?
А) В Африке Германия, а в начале XX века Италия соперничают с Англией и Францией. Б) В Азии Османская империя была “яблоком раздора”. Россия, Австро-Венгрия, Франция, Англия за сферы влияния в Турции. В) В Иране – столкновение между Англией и Россией, а в начале XX века к Ирану проявляет интерес и Германия. Г) Очагом противоречий стал Китай (интерес большинства великих держав)
Учитель. И так мы с вами нашли доказательства что на рубеже XIX-XX в. в. , состояние международных отношений определяла небольшая группа экономически развитых и сильных в военном отношении государств.
Назовём их. (США, Великобритания, Россия, Франция, Германия, Австро-Венгрия, Италия и Япония.)
– Как Вы думаете, какие государства были более заинтересованы в переделе мира? (Молодые, “голодные” государства - Германия, Италия, Япония)
А теперь мы должны с вами рассмотреть процесс формирования союзнических военно-политических блоков: Первым мы рассмотрим “Союз трёх императоров” (наглядность на доску) и сообщение учащегося на эту тему. И соответствующая запись в рабочие тетради учащихся.
Следующим военно-политическим блоком который рассмотрим на уроке получил название “ Тройственный союз” (сообщение на эту тему и соответствующая запись в рабочих тетрадях учащихся)
Вопросы: – Как вы думаете, почему этот альянс был неизбежен? (Он был направлен против России и Франции)
- Какая страна могла бы стать союзницей Франции в этих условиях? (Россия). Россия и Франция перед лицом общего врага искали сближения и следующим союзом который также подлежит нашему рассмотрению “Франко-русский союз” (сообщение на эту тему, соответствующая запись в тетрадях. (наглядность на доску.)
Заключение
Фронтальный опрос
- Как Вы думаете, почему Англия примкнула к русско-французскому союзу? (Линия немецкого правительства на активное строительство флота пугала Великобританию. Кроме того, англичане остерегались амбиций Германии на участие в переделе “турецкого наследства”)
- Каким принципом руководствовалась Англия в своей внешней политике? (принципом “блестящей изоляции”) сообщение о “блестящей изоляции” Англии, запись в тетрадях. Но события на международной арене заставили Англию изменить свою политику: с конца 80-х XIX века германские товары стали теснить на мировом рынке продукцию английских фабрик, и к тому же Англию тревожило, что Германия превращалась в сильную морскую державу. В 1898 году Вильгельм II прибывает в Турцию подписать договор о строительстве железной дороги, которая должна была объединить Берлин с Кувейтом (через Стамбул и Багдад) следовательно англичане ищут и находят союзника в лице России. Так появляется ещё один военно-политический блок: “Антанта” (сообщение на эту тему, запись в тетради. )
Дом.задание