Открытый урок по русскому языку Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» 7 класс


Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
Задачи урока:
— научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль;
— развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных;
— поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
— Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся.)
— Молодцы! Сегодня мы с вами повторим и обобщим тему: «Имя прилагательное».
II. Разминка. Модель Rally Robin.
— Сейчас мы должны вспомнить все о прилагательном. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель имени прилагательного: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. (5 минут)
— Кто готов, покажите это.
— Сейчас вы вспомнили все, что касается имени прилагательного. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4-е лишнее слово (слова — на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4-е лишнее. У вас должно получиться 2 слова.
Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
Назвать 4-е лишнее:
светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький;
белый, белизна, бел, белый-пребелый.
— Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? (Розоветь, белизна.) Хорошо, спасибо.
Вывод разминки. Mix Pair Share — звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
— Встаньте, задвиньте стулья. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 — 5 секунд на размышление.
1-й вопрос. Почему лишними оказались слова розоветь и белизна? (Начинает тот, у кого нога больше.)
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…(Сeer!)
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2-й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных. (Начинает тот, у кого волосы тенее.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Тimed Pair Share.)
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)
( Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3-й вопрос. Для чего необходимо знать морфологические признаки? (Чтобы правильно писать прилагательные.)
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)
— Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
III. Основная часть.
1. Round Robin — Раунд Робин — по часовой стрелке.
Работа на листочках.
— На карточках определить разряд прилагательных . Начинает ученик под номером 2.
Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.       — А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)
2. ДЖОТ ТОТС.
- Каждый ученик громко проговаривает придуманное слово по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных», записывает его на листочек и кладёт в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очерёдности, каждый ученик должен заполнить 3 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 12 листочков.
Например: кожаный, багряный, серебряный, юный, тыквенный, мышиный, каменный, клюквенный, деревянный, туманный, стеклянный, истинный, глиняный, гусиный, старинный и т. д.- А теперь на этот вопрос ответит …(Ceer!)
3. Морфологический разбор прилагательного. Round Robin (3 мин.)
- Вы должны будете выполнить морфологический разбор имени прилагательного по структуре Round Robin
(По очереди начинает ученик 4) – план разбора на экране
- Кто выполнил задание, покажите это.
4. Творческое задание.
- Ввести в текст прилагательные. (Текст на экране) Раунд Тэйбл, начинает ученик 1.
… утро.
…утром на … небе медленно плывут … облака. С высоты льётся …песня жаворонка. В воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается …туман. Легко дышится на … воздухе. Из-за леса доносятся … звуки…гудка.
Он зовёт вдаль, к …морю.
( Весеннее утро.Весенним утром на (ясном, лазурном) небе медленно плывут (белые, пушистые) облака. С высоты льётся (звонкая) песня жаворонка. В воздухе пахнет (тёплой) зимой. Над (неподвижным) озером поднимается (лёгкий, прозрачный) туман. Легко дышится на (весеннем) воздухе. Из-за леса доносятся (глухие) звуки (параходного) гудка. Он зовёт вдаль, и (жаркому, синему) морю.)А теперь кто хочет прочитать свой текст? (Ceer!)
- Ребята , к какому выводу мы пришли, выполнив эту работу.(Прилагательные делают предложение более ярким, полным, красивым.)
iv. Итог урока. Парковка.
- Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.
- Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы, проверю ваши работы
МБОУ «Чутеевская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Повторение и обобщение имени прилагательного»
Учитель русского языка и литературы
Сунгатова Золфира Хайрулловна2013 г.