Сценарий родительского собрания Мама,папа,я — читающая семья


Методическая разработка общешкольного собрания
«Мама, папа и я – читающая семья»
Цели:
Прививать любовь к чтению художественной литературы.
Развивать познавательную активность детей.
Способствовать возрождению традиции семейного чтения.
Организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей.
Задачи:
изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.
расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.
помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
развивать творческие способности.
выявить самую читающую семью.
Участники: учащиеся, родители, классный руководитель.
Ход собрания.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами вместе для того, чтобы поговорить о книге, о том, какое значение имеет семейное чтение, о том какую важную роль играет книга в семье, в жизни человека. Семь чудес света создали люди в древности, но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь - научить, посоветовать, рассказать. Это - книга.Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую – далекую историю. А.С.Пушкин говорил: « Чтение – вот лучшее учение».
Дети читают стихи.
Учитель:
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на экран, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.»
Средства массовой информации воздействуют на наших детей каждый день около 5 часов. Они таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития.
Вы, родители детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы читательской культуры. Если сейчас ребёнок не полюбит книгу, он не полюбит её никогда, ведь современных молодых людей называют не читающим поколением. А кто из нас не мечтает видеть своих детей здоровыми и счастливыми! Кто не хочет научить своего ребёнка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего маленький человек должен научиться читать.
Растить читателя…- зачем?- спросят многие? В наш век информационных технологий, тотального наступления Интернет, экран становится главным воспитателем ребёнка. Дети смотрят со взрослыми всё подряд: рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся всё боле очевидными. Вот некоторые из них:
1. Отставание в развитии речи, т.к. дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25% 7-летних детей страдают нарушением речевого развития. 2. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух- они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
3. Резкое снижение фантазии творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Дети бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
Сказанное мною выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Однако предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами 9 –летнего возраста, когда ребята уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.
В 2-4 классах было проведено анкетирование. В ходе которого мы получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых, хотя родители больше хвалят, чем ругают своих детей за чтение. Анкетный опрос свидетельствует о том, что в 33 семьях из 41 опрошенной, практикуется семейное чтение вслух. Лишь 5 ребят смогли назвать книгу, недавно прочитанную. Трое из них по программе.
Результаты анкетирования родителей:

Если не изменит сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения сельских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Хорошая книга- и воспитатель, и учитель, и друг. Ведь приобщая ребёнка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:
-защищаем его душу;
- питаем ум и сердце;
- побуждаем к самосознанию;
- содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Пока ребёнок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то родители облегчённо вздыхают, надеясь, что вот теперь-то они отдохнут. Это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребёнком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ваша помощь при выборе книги и дома и в библиотеке!
Не надо букварь заучивать наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и то же по пять и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник верно подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки-потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случае ребенок будет очень внимательно работать с текстом, проверять прочитанное, пусть даже только ради поиска смешных несовпадений. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю – достаточно.
Показывайте ребёнку свою заинтересованность в его чтении. Будьте Великим Проводником в мир книг, а не Великим Погонщиком и Оценщиком того, что и как читает ваш ребёнок. Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение.
Давайте попробуем сделать вывод, что семейное чтение очень необходимо, потому что :

ДАЁТ ЗНАНИЯ
БУДИТ ЭМОЦИИ
ПОМОГАЕТ В УЧЁБЕ
ПОВЫШАЕТ ИНТЕЛЛЕКТ
ВОЗВЫШАЕТ ДУХОВНО
ФОРМИРУЕТ НАВЫКИ САМООБРАЗОВАНИЯ
ПОБУЖДАЕТ К НРАВСТВЕННЫМ ПОСТУПКАМ
- А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?» К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребенка. В чем дело? Предлагаю объединиться «четверками» и попытаться через 5 минут предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребенка к чтению.Возможные варианты ответов:
На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чада» будут книгочеем.
Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.
Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне так некогда! Я пока помою посуду».
Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».
Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу получилось.
Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.
Советы на слайде.
А сегодня мы предлагаем вам уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мама, папа и я – читающая семья».
Наши конкурсы судит уважаемое жюри в составе…
В нашем состязании принимают участие 3 команды-семьи …
1 конкурс
Итак, первый конкурс – «Визитная карточка семьи».
2 конкурс
Следующий конкурс называется «Разминка». Я задаю вопросы, команды по очереди дают ответы. Если команда не даёт ответ – отвечает следующая и получает дополнительные очки. За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы к команде 1: 1. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.) 2. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.) 3. Второе название скатерти? (Самобранка.) 4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.) 5. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет? (Ступа.) 6. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.) 7. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя.) 8. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала.) 9. Какие цветы собирала падчерица в сказке «двенадцать месяцев»? (Подснежники.) 10. Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина.)
Вопросы к команде 2: 11. Художник из цветочного города? (Тюбик.) 12. Медведь, обучающий Маугли Закону джунглей? (Валу) 13. Веселый человечек-луковка? (Чиполлино.) 14. Лиса — спутница кота Базилио? (Алиса.) 15. Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш.) 16. Прозвище дяди Степы? (Каланча.) 17. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля.) 18. Содержимое Страшилы? (Солома.) 19. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена.) 20. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три.)
Вопросы к команде 3: 1. Герой рассказа В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»? (Денис.) 2. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло.) 3. Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл? (Колобок.) 4. Куда ходила Муха-Цокотуха? (На базар.) 5. Царь из сказки А. Пушкина? (Салтан или Додон.) 6. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска.) 7. Великий и ужасный? (Гудвин.) 8. Оружие железного дровосека? (Топор.) 9. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.) 10. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля.)
Вопросы к команде 4:
11. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин.) 12. У кого в дверях застрял Винни-Пух? (У кролика.) 13. Пантера, друг Маугли? (Багира.) 14. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка.) 15. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на восток»? (Женя.) 16. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова? (В принца.) 17. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем.) 18. Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа с джином.) 19. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда».) 20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)
3 конкурс
Третий конкурс называется «Собери пословицу». Сейчас каждой семье будут даны пословицы, но к сожалению они все перепутаны. Необходимо очень быстро восстановить пословицы.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта дружба всегда помогает
Учиться, работать и жить.
4 конкурс
4 конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ МЕШОЧКА»
(Из мешочка каждый участник достает себе номер вопроса на маленьком бочонке и отвечает (один из 1 команды; один из 2 команды и т. д.). Вопросы на экране. Вопросы: Из каких произведений взяты строки? И кто автор?1. «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: «Ай!» — - и прыг на диван». (Н. Носов «Живая шляпа».) 2. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие». (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».) 3. «У одних родителей мальчик был. Звали его Федор». (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».) 4. Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне».) 5. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. (С. Есенин «Белая береза».) 6. Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на слона! (И. Крылов «Слон и Моська».) 7. У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. (К. Чуковский «Телефон».) 8. В доме восемь дробь один, У заставы Ильича, Жил высокий гражданин, По прозванью «Каланча». (С. Михалков «Дядя Степа».) 9. Вдруг откуда-то летит Маленький комарик, И в руках его горит Маленький фонарик. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха».) 10. Вдруг какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог. Кто же это? (С. Михалков «Мой щенок».)
5 конкурс
Конкурс для родителей «Продолжите стихотворение»
А) Муха, муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо…
Б) Одеяло убежало,
Убежала простыня…
В) У меня зазвонил телефон
Кто говорит? Слон…
Г) Я сегодня сбилась с ног…
Д) Идёт бычок качается…
6 конкурс
В розыске находятся сказочные чудесные предметы, которые в наше время имеют другие, современные названия.
Ковёр-самолёт - дельтаплан. Огниво - зажигалка; Кольчуга - бронежилет; Гусли - гитара, магнитофон; Клубок - путеводитель, компас; Меч - ружье, пистолет; Конёк - горбунок - мопед; Ступа - вертолёт, ракета; Метла - пылесос; Корыто - стиральная машина; Золотой петушок – радиолокатор; Сани-самокаты – аэросани; Чудо-зеркальце – телевизор; Перо Жар-птицы – прожектор; Садко на дне морском - водолаз.
7 конкурс( по очереди) Кто больше назовёт фамилий детских писателей и поэтов?
Конкурс «Театральный»
В котором участвуют родители.
Родители – «Репку» готовят экспромтом.
Ведущий распределяет роли, которые будут играть родители в сказке про репку.
Ведущий.Чтобы сказку здесь сыграть,
Нужно роли всем раздать.
Кто загадку отгадает,
Роль он тут же получает,
Работящий, хоть и сед, .
Догадайтесь, это … (дед).
(Кто отгадывает первым, тот и будет играть роль деда.)
А у деда есть подружка,
Очень милая ... (старушка).
Раскрасавица, не злючка
Проживает с ними... (внучка).
А у внучки есть дружок,
Очень шустренький ... (щенок).
Растянулась на окошке
И мурлычет сладко... (кошка).
Растет в огороде,
Хоть нынче не в моде,
Круглая да крепкая,
Желтая '" (репка).
А про кого мы еще забыли? Ну, конечно же, про мышку.
Каждый участник выполняет какое-то движение и произносит свой текст, когда называют его имя. Можно еще участникам раздать элементы костюмов, чтобы онинемного были похожи на своих героев.
Репка. (разводя руками в сторону, перепрыгивая с ноги на ногу) Оба-на.
Дед. (потирая ладоши) Так-с.
Бабака. (кланяясь говорит) Кушать подано.
Внучка. (машет рукой) Всем привет.
Жучка. Гав-гав.
Кошка. (умываясь) Мяу-мау.
Мышка. (бегая по кругу) Пи-пи-пи! Ведущий читает текст; когда он называет героя сказки, тот должен сыграть свою роль.
Посадил дед (так-с!) репку (оба~на!). Выросла репка (оба-на!), большая-пребольшая. Пошел дед (Так-с!) тянуть репку (Оба-на!), тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед (Так-с!) бабку (Кушать подано!). Бабка (Кушать подано!) за дедку (Так-с!) за репку (Оба-на!) тянут-потянут вытянуть не могут.
Позвала бабка (Кушать подано) внучку (Всем привет). Внучка (Всем привет) за бабку (Кушать подано), бабка (Кушать подано) за дедку (Так-с.), дедка (Так-с.) за репку(Оба-на.), тянут, потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка (Всем привет) Жучку (Гав-гав). Жучка (Гав-гав) за внучку(Всем привет), внучка (Всем привет) за бабку (Кушать подано), бабка (Кушать подано) за дедку (Так-с.), дедка (Так-с.) за репку(Оба-на.), тянут, потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка (Гав-гав) кошку (Мяу-мяу). Кошка (Мяу-мяу) за Жучку (Гав-гав),Жучка (Гав-гав) за внучку(Всем привет), внучка (Всем привет) за бабку (Кушать подано), бабка (Кушать подано) за дедку (Так-с.), дедка (Так-с.) за репку(Оба-на), тянут, потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошку (Мяу-мяу) мышку (Пи-пи-пи!). Мышка (Пи-пи-пи!) за кошку(Мяу-мяу), кошка (Мяу-мяу) за Жучку (Гав-гав),Жучка (Гав-гав) за внучку(Всем привет), внучка (Всем привет) за бабку (Кушать подано), бабка (Кушать подано) за дедку (Так-с.), дедка (Так-с.) за репку(Оба-на.), тянут, потянут, вытянули репку (Оба-на.).
Итоги собрания.
Уважаемые родители и дети! Вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Я надеюсь, уважаемые родители, вы поможете своим любимым детям в этом! Помните, что дети должны читать не из-под палки, а по желанию и не только сами себе, но и вам! А ещё они очень хотят, чтобы интересные книги им читали и вы, дорогие родители! Пусть подготовленные мною памятки и буклет помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.
Решение род.собрания:
Ребёнку читать ежедневно детские книги.
Каждой семье найти время для организации семейного чтения, обсуждать прочитанные книги.
Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.
Родителям хвалить ребёнка во время его чтения.
В семейные праздники включать игры, конкурсы по произведениям.